ЭКОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру

Юрченко Виктория Андреевна

Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 50 В 2-х частях / ред. кол.: И.А. Дендебер

[и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022 - Часть 2 – 283 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_e.n._sheremetova_v.a._yurchenko.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Е.Н. Шереметова, В.А. Юрченко, МБДОУ Д/С «Колокольчик» Каменского района Воронежской области .

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементом экологической культуры, экологически грамотного поведения. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью можно воспитать экологически грамотного человека; доказано, что в семье закладывается 80% черт характера ребенка. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему начинать экологическое воспитание нужно с раннего возраста. Необходимо показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.). В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. При выборе форм общения с родителями следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Особенно это важно в работе с родителями детей с ОВЗ. Психокоррекционная работа, направленная на развитие эмоционально - положительных взаимоотношений детей с ОВЗ с родителями  включает привлечение родителей к совместной работе по экологическому воспитанию детей. Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки, совместный труд улучшают микроклимат в семье. Эмоционально - положительное общение детей с родителями в трудовых отношениях помогают устранять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимодействие. Ребёнок дошкольного возраста - неутомимый исследователь. Он хочет всё знать, всё понять, во всём разобраться. У него своеобразное, особое видение мира. Он смотрит на всё происходящее вокруг с восторгом и удивлением. Он открывает для себя потрясающий мир, в котором так много предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и непознанного! Его интересует всё: разнообразие предметов и их свойств, жизнь животных и растений, сложный мир человеческих отношений, сферы деятельности людей, тайна жизни и смерти, удивительный мир техники и многое-многое другое… Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Второй и третий годы жизни не случайно выделены в особую возрастную группу. В этот период ребёнок приобретает всё то, что делает его человеком: овладевает речью, предметной деятельностью, усваивает основные сенсорные эталоны и элементарные умственные действия, познаёт мир людей. В этом возрасте ведущей является предметная познавательно-практическая деятельность. Она побуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных связей и отношений в предметном мире. Предметная деятельность становится ведущей в жизни ребёнка.

Именно в ней реализуются основные задачи интеллектуально-познавательного развития малышей: - формировать первоначальные знания ребёнка об окружающем мире, способствовать накоплению чувственного опыта;

- формировать простейшие предметные и орудийные действия;

- поддерживать и развивать интерес к познанию свойств и функций предметов окружающего мира; - формировать в процессе познавательно-практической деятельности моторные, сенсорные и мыслительные способности ребёнка;

- создавать основу для инициативного, творческого отношения к познавательно-практической деятельности.

Для ребёнка раннего возраста важно накопить разнообразные представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Взрослый должен учитывать, что представления о предметах и их свойствах малыш накапливает только в действиях с этими предметами. Именно в быту ребёнок накапливает богатый сенсорный опыт, познаёт 230 свойства воды, снега, песка, глины, окунается в разнообразие красок живой природы (неба, травы, цветов), разнообразие звуков (шелест листьев, шум прибоя, пение птиц, голоса животных). Особое внимание следует уделять формированию перцептивных действий. Учите ребёнка выполнять разнообразные обследовательские действия: рассматривание, зрительное сопоставление предметов, примеривание и соотнесение предметов разной формы и величины с формой и величиной эталонных отверстий, отыскивание идентичных, группировка предметов по цвету, форме, величине; ощупывание, дифференцирование отдельных свойств предметов на ощупь, осязательное и зрительное сопоставление свойств предметов.

Литература

1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателей детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с. 2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 286 с. 3. Зебзеева В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 75-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Природа, экология и нравственное воспитание дошкольников.

Воспитание бережного отношения к природе....

Экология - как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру

Формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с ранне...

Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.

Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру»

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания  осознанного отношения дошкольников к  окружающему миру»   ...