Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Бабушкины посиделки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русской народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motchanova_ip.docx53.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Бабушкины посиделки»

Разработали: воспитатели группы № 3

Мотчанова И.П.

Занятие по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной к школе группе по теме: «Бабушкины посиделки»  

Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через ознакомление с русской народной игрушкой

Задачи:

Обучающие: расширять представления детей о народных традициях и обычаях  русского народа, продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с  народным фольклором, пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность детей через разные формы работы, расширять знания детей об обычаях и традициях русского народа, формировать у детей навыки коллективной игры, прививать интерес к культуре русского народа, к старинным русским народным играм, активизировать словарный запас у детей, развивать трудовые навыки рукоделия при изготовлении куклы - оберега

Воспитательные: воспитывать нравственно - патриотические чувства детей дошкольного возраста на традициях русской народной культуры, уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного любовь и уважение к истории, традициям своего народа,

Материалы для развлечения:

Презентация,  предметы быта: импровизированная изба: скамья, стол, самовар, половики, сундук с куклами; д/игра «Сложи картинку», «Четвёртый лишний», атрибуты к п/игре «Колпачок

Предварительная работа:

1.Слушание русских народных песен и русской народной музыки, беседы с детьми по теме

2.Пение русских народных песен; чтение сибирских сказок

3.Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр

4.Заучивание потешек, пословиц, поговорок, песен; д/игры, п/игр

5. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, фильмов по теме

Ход занятия:

I. (Звучит р.н.музыка)

Дети с воспитателем заходят в зал, их встречает хозяйка с двумя детьми в русских народных костюмах (слайд № 1)

приглашают гостей зайти в гости на посиделки 

Хозяюшка

Здравствуйте, люди добрые, гости званые,

Гости желанные, садитесь, располагайтесь,

Друг другу улыбайтесь!

Низкий поклон Вам, гости дорогие,

Проходите к нам на посиделки!

Воспитатель:

- Здравствуй, хозяюшка, здравствуйте, дети, большое вам спасибо за приглашение. А что такое посиделки? Ребята, а может вы знаете? (ответы детей) А вы хотите узнать об этом больше? Тогда  давайте попросим хозяюшку об этом рассказать нам подробнее (обращается к хозяйке с вопросом) 

Хозяюшка
- Добры молодцы, красны девицы, мы рады видеть вас в нашей деревенской избе! Приглашаю вас на наши посиделки!

- В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, обменивались шутками - прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти, корзины и многое другое. Такие вечера назывались посиделками (слайд № 2)
Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы, например,
«От скуки бери дело в руки». А вот какие пословицы о труде знаете вы? (дети говорят по очереди)

Ответы детей и воспитателя:

1. «Умелые руки не знают скуки»

2. «Без труда нет добра»

3. «Дело мастера боится»

4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

5. «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

6. «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

7. «Без дела жить - только небо коптить»

8. «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла»

9. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!»

10.« Сделал дело – гуляй смело»

Хозяйка:

- Молодцы, ребята, хорошие пословицы вы знаете.

- Скажите, пожалуйста, ребята, а кто знает, что такое традиция? Какие бывают традиции? А какие народные традиции вы знаете? (отвечают дети)

Хозяюшка: 

- На Руси всегда любили принимать гостей, а вы знаете обычаи русского гостеприимства? Давайте их вспомним:
1) Если заходил запоздалый путник, как его встречали?
(его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»)
2) А если гость заходил во время ужина? (хозяин ему говорил: «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»)
3) А чем гостей угощали? (всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами)

4)Какое почётное место было для гостя? (самое почетное место для гостя было по правую руку хозяина под образами)

Воспитатель:

- Добрая хозяюшка, а наши ребята знают русские народные песни и частушки. Ребята, скажите, о чём поётся в русских народных песнях? (отвечают дети)

Хозяюшка: 

- Да, русский народ всегда славился своими песнями. И это тоже одна из традиций – петь песни и плясать. А какие красивые песни сочиняли русские люди, как весёло плясали и пели. Красны - девицы да добры - молодцы, снаряжайтесь песни петь да пляски водить.

Ну и удаль, ну и стать,
Молодой бы снова стать.
Как певали мы частушки,
Вы их знаете, подружки?

(Дети исполняют частушки: приложение)

Хозяюшка: 

- Молодцы, друзья.

Воспитатель: 

- А сейчас я приглашаю вас отдохнуть и поиграть, скажите, какие русские народные игры вы знаете? Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры - это наше детство, они передаются от поколения к поколению. Я сейчас загадаю загадки о народных играх.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она…  Ответ детей - Жмурки!

Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…  
Ответ детей - Прятки!

Гори, гори ясно,чтобы не погасло.

Стой подоле, Гляди на поле

Глянь на небо, Птички летят

Колокольчики звенят…  Ответ детей - Горелки!

- Сейчас давайте поиграем в игру «Колпачок»

Игра «Колпачок»

Один из участников – водящий: колпачок. Он стоит в кругу. Дети идут по кругу и запевают песню:

Колпачок – колпачок,

Тоненькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг, хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:

Танцуй,сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Хозяйка:

- Ребята, вы уже знаете, чем занимались на посиделках наши предки, в какие игры они играли, а как вы думаете, чем играли наши прабабушки и прапрабабушки? Правильно, куклами, а из чего они их делали? (ответ детей) А вы бы хотели научиться делать куклу? Сейчас я научу вас делать тряпичную куклу – оберег, называется она Кувадка. Как вы понимаете – оберег? Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери.

  Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, в неё не могли вселиться недобрые силы, она была безвредной. Они хранились в сундуках и преподносились невесте в день свадьбы как дар семье.

Для изготовления кукол - оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.

- Сегодня мы с вами сами сделаем такую куклу, хотите? (показ кукол детям) 

Хозяйка:

- Это кукла – Кувадка. Ее делали и вывешивали в избе незадолго до рождения ребенка, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы и младенца. Кувадки защищали младенцев и служили первыми игрушками. Ребята, а вы хотите смастерить такую же куклу? (хозяйка предлагает принять участие в изготовлении куклы)

Выполнение работы

Объяснение

http://www.rukukla.ru/file/0001/0232.jpg

Итог занятия:

Ведущая: 

- Вот и подошли к концу наши посиделки. Пришла пора возвращаться домой. Ведь недаром говорится: «Делу - время, а потехе час». Скажите, ребята, а что вам больше всего понравилось в гостях? Что нового вы узнали? (ответы детей)

Времена теперь другие, как и игры, и дела,

Далеко ушла Россия, от страны, какой была,

Но приданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава русской стороне!

 Хозяйка:

Приходите ко мне в гости, рада я всегда гостям,

Пришло время расставанья, до свиданья, до свиданья!

Приложение

Частушки

Дети в костюмах поют первую частушку: 
    Пропоем мы вам частушки замечательны таки,
   Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики!

1. Говорят, что без частушки нет и жизни никакой.

    Мы частушки – хохотушки пропоём со всей душой.

2. В садике на посиделках

    Поплясать-то захотелось!

     Ох, выйду плясать 

     Ножками задрыгаю –

     Печь, кастрюли и ухват 

     По полу запрыгают.

3. Как у нашего Егора пузо стало, как пригорок

    Целый день он на печи  уплетает калачи.

4. Шире круг, шире круг,  дайте круг пошире,

     Не одна иду плясать,  нас идёт четыре.

5. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги.

     Оглянулась я назад, сапоги мои лежат

6. Если не было воды, не было б и кружки.

     Если б не было девчат – кто бы пел частушки?

1. «Умелые руки не знают скуки»

2. «Без труда нет добра»

3. «Дело мастера боится»

4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

5. «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

6. «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

7. «Без дела жить - только небо коптить»

8. «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла»

9. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!»

10.« Сделал дело – гуляй смело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".

Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...

Конспект игрового занятия в рамках кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Веселые посиделки"

В данной методической разработке представлен опыт работы педагога по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятель...

Конспект занятия ООД по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»

Организационная информация1Направления развития детейСоциально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развит...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию(аппликация) детей старшего дошкольного возраста на тему "Чудо-пылесос"

Образовательные задачи: закреплять умение вырезать предметы круглой (из квадрата) и овальной (из прямоугольника)формы и наклеивать изображения знакомого предмета; составлять несложную композицию...