Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир натуральных тканей"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кожевникова Светлана Владимировна

Выбор темы проекта был не случаен. Знакомясь с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань. Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания, но и подвести их к пониманию того, что ткань необходима и полезна для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад № 22 комбинированного вида

  Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Вид проекта: среднесрочный

Название проекта:

«Удивительный мир натуральных тканей»

Подготовила воспитатель группы №3:

                                                                                               Кожевникова С.В.

                   Санкт-Петербург

                            2021г.

   Паспорт проекта

Автор проекта: Кожевникова С.В.

Тема проекта: «Удивительный мир натуральных тканей»

Сроки реализации, продолжительность проекта

Ноябрь-декабрь

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы №3, родители, воспитатели.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Выбор темы проекта был не случаен. Знакомясь с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань. Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания, но и подвести их к пониманию того, что ткань необходима и полезна для человека.

Актуальность

Дошкольное детство –самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребёнок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Предметный мир рассматривается как средство таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, к тому, что каждая вещь имеет свое место, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь. Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Важно знакомить детей с предметным миром в процессе действий с объектами, позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п.

 Данный проект знакомит детей старшего дошкольного возраста с видами тканей, их составом, процессом изготовления и оформления, а также с историей их происхождения. Использование различных видов деятельности, опытов, экспериментов, вызывает живой интерес у детей к теме, способствует усвоению материала и развивает познавательные процессы.

Цель проекта

Ознакомление детей с историей возникновения ткани. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей, через ознакомление со свойствами ткани.

Задачи проекта

Познакомить детей с историей возникновения ткани. Формировать понятие «натуральные ткани» (хлопок, лён, шёлк, шерсть) через представление детей о значении растений и животных в жизни человека. Помочь детям узнать о свойствах и качествах ткани. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Формировать исследовательские навыки. Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь. Воспитывать умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Итоговое мероприятие проекта

Викторина «В мире лоскутков».

Продукт проекта

Выставка «Эти удивительные ткани».

Фотоальбом «Маленькие исследователи».

Мнемотаблица «Свойства тканей»

Ожидаемые результаты по проекту

Обогащение детей знаниями об истории возникновения ткани, о свойствах и качествах ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Действия педагога

Действия детей

Действия родителей (др. участников проекта)

Подготовительный

Подбор методической литературы, наглядного материала (образцов ткани, предметных картинок, атрибутов) к экспериментальной, игровой деятельности, беседам. Подбор художественной литературы, видео материала. Привлечение родителей в участии проекта.

Рассматривание книг и иллюстраций по проекту. Участие в беседах об истории возникновения ткани, о свойствах тканей, просмотр видео роликов по теме.

Помощь в подборе образцов натуральных тканей для будущей выставки.

Организационный

Составление плана реализации проекта. Беседы с родителями о создании мини лаборатории по исследованию и проведению опытов с тканью.

Изготовление дидактических игр по теме проекта.

Рассматривание образцов натуральной ткани, видов одежды, изготовленных из данной ткани. Участие в сюжетно-ролевых играх «Магазин тканей», «Ателье».

Подбор атрибутов для опытно-экспериментальной деятельности и сюжетно-ролевых игр (кукольная одежда).

Формирующий

Подготовка и проведение опытов с тканью, создание мнемотаблицы «Свойства тканей», выставки «Эти удивительные ткани».

Участие в опытно-экспериментальной деятельности, в дидактических играх, слушание литературных произведений по теме проекта, составление рассказа по мнемотаблице «Свойства тканей». Участие в продуктивно-художественной и конструктивно-модельной деятельности.

Совместное создание выставки «Эти удивительные ткани».

Итоговый

Викторина «В мире лоскутков».

Подготовка и участие в викторине.

Совместное создание фотоальбома «Маленькие исследователи».

План проекта

Образовательные области

Формы работы

Отметка о выполнении

Познавательное развитие

НОД: «Одежда, обувь, головные уборы».

Беседы: «История возникновения ткани и её предназначение», «Для чего нужны растения и животные в жизни человека?».

Просмотр видео роликов «Как и из чего делают ткань?», «Прядение шерсти на самопрялке», м/ф «Ситцевая улица».

Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).

Развитие речи

Речевое развитие: составление рассказов по мнемотаблице «Свойства тканей».

Д.и. «Что из чего?», «Найди и назови».

Чтение: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н. Носов «Заплатка», Г. Снегирёв «Верблюжья варежка», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», Бр. Гримм « Три пряхи».

Социально-коммуникативное развитие

С-р игры: «Магазин одежды», «Ателье».  

Д.и.: «Волшебный мешочек», «Что нужно швее?», «Одень куклу по погоде».

Игра-развлечение :Дуют ветры».

О.Б.Ж. «Правила безопасности при работе с ножницами», «Как не уколоться?»(иголка, швейная машина), «Правила безопасности при обращении с бытовыми приборами» (утюг).

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Нарядные барышни», Русский костюм», «Роспись ткани».

Аппликация на ткани: «Платочек».

Конструирование: «Плетём ткань».

Музыка: пение песни «Пёстрый колпачок».

Физическое развитие

«Что мы видели не скажем, а что делали покажем…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)...

Познавательно - исследовательская деятельность "Знакомство со свойствами бумаги и ткани" младшая группа

 В этой образовательной деятельности, я знакомлю детей со свойствами бумаги и ткани   ...

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Свойства и качества бумаги и ткани» (сравнение).

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бума...

Познавательно-исследовательский проект на тему «Удивительная ткань» в старшей группе

Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.». В проце...

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»...