Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пудикова Людмила Викторовна

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vmire_tkaney.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 28 «ДЕЛЬФИНЧИК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»

Конспект составил: Пудикова Л.В.

воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с №28 «Дельфинчик»

г. Ступино,

2020 г.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, расширять кругозор знаний и представлений, способствовать интеллектуальному развитию детей.

Задачи:

Образовательные: 

Расширять представления детей об окружающем мире.

Познакомить детей с различными свойствами ткани, об их происхождении.

Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани. Формировать умение приобретать знания в ходе практической

деятельности 

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

 

Развивающие:

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 
Развивать и активизировать речь детей

Активизировать в речи  детей  слова: художник-модельер, портной, закройщик, швея, хлопчатобумажная, льняная, шелкова, синтетическая и т .д.

Развивать  творчество и воображение

Воспитательные: 

Воспитывать  интерес  к  познавательно-исследовательской  деятельности; развивать внимание, память.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Лён», рассказа Н.Носова «Заплатка», А. Коновалова «Волшебная коробочка». Создание  коллекции тканей , дидактическая игра: «Ателье»

Материалы и оборудование: Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками). Демонстрационно-наглядные  пособия, семена льна, письмо. Образцы тканей для каждого ребёнка: ситец, льняная ,шерстная, шелковая, искусственная. На каждого ребёнка: лупа, стаканчики с   раствором кофе, чая, луковой шелухи, ватные палочки, картон, лоскуты белой ткани, простой карандаш, выкройка платья.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня утром я получила письмо, и это письмо от Золушки. Она пишет о том, что злая Фея украла у нее красивое платье, в котором она должна отправиться на бал. Золушка просит у нас помощи.

Ну что, ребята, поможем Золушке? (да, поможем).

Основная часть

Воспитатель:

- Дети, а давайте вспомним, где шьют одежду? (Одежду шьют на швейных фабриках, в ателье)

-  Скажите ребята, люди каких профессий делают одежду? (художник - модельер,  портной, закройщик, швея )

- Я предлагаю вам открыть ателье, вы согласны? (да)

 -Прежде чем шить платье для Золушки мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию.

 (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани, лупа, хлопок, семена, лен, шерсть.)

Воспитатель:

-Дети, посмотрите все ли лоскутки ткани одинаковые, чем они отличаются друг от друга? (кусочки ткани разные: плотные, прозрачные, тонкие, шерстяные и т.п.)

-Как вы думаете, почему лоскутки ткани разные? (изготовлены из разных материалов)

 Рассказ  воспитателя о тканях.

(Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций).

Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа.  Необходимо сплести много ниточек между собой, чтобы получился небольшой кусок ткани. Ткань бывает разной: хлопчатобумажной, шелковой, льняной , шерстяной, синтетической.

Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять лоскутки хлопчатобумажной ткани, попробовать ее на ощупь. Давайте возьмем лупу и рассмотрим  ткань .Что вы можете сказать об этом материале?(приятный  на ощупь, теплый, мягкий, не тянется)

Льняные ткани

Лен растет в северных областях России .Это растение растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань. В одежде из льняной ткани легче переносится жара

Исследовательская деятельность:

Дети давайте рассмотрим семена льна, посмотрите, как они выглядят.

(маленькие ,темно-коричневые, продолговатые семечки)

Давайте возьмем лупу и рассмотрим льняную ткань. При увеличении видно, что нити льняной ткани, они очень тонкие. Опишите, какая льняная ткань? (Льняная ткань легкая, тонкая, гладкая.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять лоскутки шелковой ткани, попробовать ее на ощупь. Что вы можете сказать об этом материале?

 (Ткань мягкая, тонкая, почти не мнется.)

Для шелковой ткани нити прядет паучок, которого называют тутовый шелкопряд. Гусеница тутового шелкопряда питается листьями тутового дерева (шелковицы, когда приходит время превратиться в куколку, а затем в бабочку, она сплетает себе кокон из тончайших нитей и прикрепляет его к дереву. Из тонких нитей и получают шелк.

Из такой ткани обычно шьют легкую летнюю и нарядную, праздничную одежду.

 Шерстяную ткань люди научились изготовлять из шерсти животных: барана, верблюда, ламы, ангорских кроликов. Шерстяные ткани хорошо сохраняют тепло, поэтому их используют для изготовления тканей зимнего назначения, они слабо пачкаются, мало мнутся.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять лоскутки шерстяной  ткани, попробовать ее на ощупь. Что вы можете сказать об этом материале?

(Эта ткань плотная, мягкая, толстая)

Воспитатель: Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Синтетическую ткань ткут из искусственных нитей. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани.

Сейчас немного отдохнём и снова опыт проведём.

Физкультминутка.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)

Отдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.

Воспитатель:

 Технология  изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а  затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.

Воспитатель:

-Дети скажите, из какой ткани можно сшить платье для Золушки? (из хлопковой, шелковой, льняной)

-В нашем ателье тоже есть разные виды ткани, но все они белые

Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию.

Экспериментально – исследовательская  деятельность

 «Окраска ткани природными красителями»

(Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки  белой ткани, стаканы с раствором кофе, чая, луковой шелухи.)

Воспитатель: Ребята, оказывается крепко заваренный кофе и чай можно использовать для окраски ткани. Давайте это проверим  с помощью опыта.

(Дети обмакивают лоскуты  белой         ткани по очереди в каждый  стакан)

Воспитатель: Что произошло с тканью? (ткань поменяла цвет)

Когда ткань высохнет, мы с вами сравним оттенки, получившиеся в ходе эксперимента.

Воспитатель: А теперь дети, мы превратимся в художников-модельеров, и в нашем ателье сошьем платье для Золушки.

У вас на столах есть выкройки платья, которую вы можете раскрасить природными красками так, как вы захотите .

Сначала нужно подложить под ткань лист картона, чтобы не испачкать стол. Затем придумать рисунок и нанести его на ткань с помощь простого карандаша.

На следующем этапе, обмакнем ватные палочки в растворы с красителем и нарисуем узор с помощью точек, нанося их по контуру.

(Дети рисуют под музыку)

Заключительная часть

Давайте вспомним, что же мы с вами сегодня узнали о ткани.  С какими видами тканей мы сегодня познакомились? ( хлопчатобумажной, шелковой, льняной , шерстяной, синтетической.) Чем эти ткани отличаются между собой? Как  ткут ткань? Какие опыты и задания понравились?

 Вы все молодцы! В следующий раз, мы с вами познакомимся с другими тканями.

Используемая литература:

  1. Н.В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг. ЦГЛ. 2003.
  2. О.В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий.
  3. Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ, конспекты занятий в разных возрастных группах. – С.П.; Детство-Пресс, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Мебель».

Цель. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в ф...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Транспорт».Цель.  Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Ранняя весна».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Ранняя весна».Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (кап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Школа».

Цель:  Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный зап...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...