Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается у детей данного возраста, их можно охарактеризовать как прирожденных исследователей. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание стремительно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать, а наоборот, активно помогать
Современная система образования на постоянной основе включает в себя использование новых технологий. На данный момент дошкольники живут и развиваются в мире информационных технологий. Такие стремительно меняющиеся условия жизни требуют, как от детей, так и от взрослых не только владеть современными и качественными знаниями, но и самостоятельно творчески мыслить, а также добывать определенные знания без помощи педагога или родителя и оперировать ими в повседневной жизни.
На данный момент приоритетным направлением в процессе развития дошкольников является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку создавать некую модель картинки мира в своем сознании, основанную на собственном опыте, наблюдении и закономерностях.
Экспериментальная деятельность интересна детям всех возрастов. Данное явление можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Получается, что экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям и вовсе не является трудным для ребенка. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.
Одно из самых главных достоинств метода экспериментирования заключается в том, что он дает возможности для получения реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, а также о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент способствует обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.
Стоит отметить положительное влияние проведения экспериментов на одну из важнейших сфер жизни ребенка – эмоциональную, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Те знания, которые обучающиеся получают на занятиях, постоянно используют в свободное от занятий время.
При проведении опытов, дети проговаривают процесс деятельности и выдвигают множество гипотез – догадок, предпринимая попытки угадать ожидаемый результаты. Выше описанная деятельность способствует развитию речи, совершенствованию умений выстраивать сложные предложения, формировать выводы. Частое проведение опытно-экспериментальной деятельности способствует выработки у детей определенного алгоритма действий, чёткости при выполнении работы, аккуратности, иначе эксперимент может не оправдать ожидания.
При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:
- выдумка проблемной ситуации;
- целеполагание;
- выдвижение возникших предположений;
- проверка выдвинутых гипотез.
В случае подтверждения гипотез, происходит процесс формирования выводов на основе проделанной работы.
В случае опровержения предварительных данных, выдвигаются новые предположения, после происходит процесс их проверки или доказательства, а затем подтверждение верности предположения и формулировка необходимых выводов по результатам проделанной работы.
Способы фиксации результатов исследования:
- Визуализация опытов в виде графических схем;
- Написание рассказов;
- Создание творческих аппликаций.
В завершении проводится процесс подведения общих итогов.
Таким образом у детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, а также дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами. Воспитанники самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам. Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети инициативно объединяются в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. В данный момент педагогу важно наблюдать за их деятельностью, в нужный момент оказывать им необходимую помощь.
Уровень усвоения материала повышается, так как ребенок слышит, видит и выполняет деятельность самостоятельно и осознанно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
Детство-радостная пора открытий....
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Сообщение о использовании метода эксперимента в детском саду, как средство развития позновательной активности дошкольника....