"Русская изба: быт и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пшенникова Ольга Анатольевна

 Создание условий для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом и современности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkaya_izba.docx28.07 КБ
Файл russkaya_izba.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №56 Колпинского района г. Санкт – Петербурга

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

"Русская изба: быт и традиции"

(подготовительная к школе группа)

Подготовила и провела

воспитатель группы

Пшенникова О.А.

Санкт – Петербург 2022

"Русская изба: быт и традиции"

Цель: создание условий для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом и современности.

Задачи:

Познавательное развитие: формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях; познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, чугунок, рушник, коромысло, сундук,  и т.д.)

Социально – коммуникативное развитие:  воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; воспитывать у детей патриотические чувства и духовность, содействовать сближению поколений. 

Речевое развитие: обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (русичи, ухват, чугунок,  и т.д.);  развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображениями одежды, предметов быта, праздниками, трудом людей прошлого;  чтение русских народных сказок, разучивание пословиц и загадок, знакомство с народными играми.

Оборудование: компьютерная презентация, макет русской избы, предметы быта (ухват, чугунок, горшок, самовар, рушник, крынка, коромысло,  кочерга, деревянная посуда, коврик),  деревянные ложки, скатерть, сушки, каравай, солонка с солью.

Раздаточный материал: разрезные картинки «Русские народные сказки», в которых присутствует печь.

Ход: 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с гостями, улыбнёмся им и подарим частичку добра

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы, живем в стране родной

И гордимся ей одной!

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете? (ответы детей)

Воспитатель: Да, Россия необыкновенная, удивительная страна потому, что это наша Родина. Что такое Родина? (ответы детей)

Воспитатель: Да, Родина значит родная, как мать и отец, это место где мы родились, живем и где живут наши близкие родные люди.

Слайд 2. А вы знаете, что нашу страну называли раньше Русь, а людей называли – русичи?  Вот сегодня я хочу рассказать вам о том, как все начиналось. Хотите узнать?

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А вы знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей) Послушайте. Давным - давно на Руси люди строили себе жилища из дерева. Как, вы думаете почему? Да, потому, что жили в окружении лесов. 

Воспитатель: Русский дом называли - избой. И все в избе было сделано из дерева:  и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда

Слайд 3.  Давайте сравним современную деревню с деревней прошлого. Какие вы отличия находите? (ответы детей)

Воспитатель: Люди сложили такую пословицу: «Дом построить - не шапку на голову надеть». Почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)

Шапку легко надеть на голову, а вот красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Как правило, хозяин выходил на улицу и собирал честной народ на помощь в постройке избы. Люди тогда были трудолюбивые и дружные, поэтому всегда приходили на помощь. Так и сложилась традиция на Руси помогать друг другу.

Воспитатель: А, вы бы хотели оказаться в русской избе? (ответы детей) Сейчас, я вам предлагаю на машине времени отправиться в прошлое и очутиться в русской избе.

«Повернись, считаем 10, 9, … и в прошлом очутись»

(пока дети поворачиваются, воспитатель надевает кокошник и превращается в Марьюшку. Берёт в руки каравай с солью на рушнике  и обращается к детям)

Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут - Марьюшка. Хлебом солью вас встречаю, так было принято на Руси встречать дорогих гостей.  Милости прошу в гости. Я познакомлю вас с бытом русской избы. Надеюсь, и вы мне расскажите о вашем быте. Заходя в избу люди, кланялись друг другу, показывая свое уважение – это было традицией. Предлагаю и вам поклонится друг другу.

А вы знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей). Правильно. Давайте посмотрим на избу поближе.

Слайд 4. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы стали называть улицей.

Слайд 5. Крыльцо – оно связывало избу с улицей, с соседями. Тёплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить, обсудить новости. Всё крыльцо украшала ажурная резьба. На крыльцо вели ступени и перила.

Слайд 6.  Дом смотрел на мир окнами – глазами и называли ласково оконца. Все они были украшены разной резьбой, наличниками. Как, вы думаете, почему называли наличниками? (т. к. на лице дома).

Слайд 7. Были у окошек и ставни – они закрывали на ночь окна. Кроме того, что они защищали от осадков и солнечного света, с улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит,  ещё спят или ушли.

Слайд 8. В избе самую нарядную и красивую комнату называли горницей - в ней принимали гостей.

Слайд 9.  Самое большое место в горнице занимала печь. 

 «Без печи изба – не изба». Как вы думаете, почему так говорили? (ответы детей) Печь - это главная вещь в доме, в ней готовили еду, сушили одежду, пекли хлеб, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.

        Ребята, а вы знаете русские народные сказки, в которых встречается печь?

Игра «Собери картинку» 

Ребятушки, помогите мне собрать картинки и вспомнить названия сказок, в которых важную роль играет печка. (Дети собирают разрезные картинки «Семеро козлят», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Колобок»).

Слайд 10.  Посмотрите, какой стол большой в избе. Как вы думаете, почему он большой? (Ответы детей) Да, семьи раньше были большие, детей было по 10-13 человек. У каждого была своя работа, свои обязанности. А работы раньше в доме было много. Как вы думаете, какую работу выполняли дети? (помогали огород сажать и урожай собирать, собирали ягоды, грибы, кормили животных, воду носили (показать  как носили воду, используя коромысло с вёдрами)).  Вечерами собирались все за столом, усаживались на лавки, устраивали посиделки. У каждого за столом было свое место. Самым главным за столом считался отец, его никто не перебивал. За столом нельзя было громко говорить, громко смеяться, стучать по столу.

- Ребята, посмотрите на нашем столе тоже стоят расписные  красивые кружки и ложки. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы посуду расписали? (хохлома)

Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду (из дерева, глины) Посмотрите в чем варили каши, суп. (показать настоящие чугунок, горшок)

Отгадайте загадку:

Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает.

А что схватит - отдает (ухват).

Для чего он нужен?

Марьюшка: Ухват – это длинная палка с полукруглой рогаткой на конце, чтобы ставить в печь и вынимать из неё чугунки (показать на настоящих предметах)

Еще одна загадка:

Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий!
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке (кочерга).

Для чего нужна кочерга? (осмотр и обсуждение настоящей кочерги)

        Ложки были тоже деревянные. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили горшок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.

Игра «Угадай, чей голосок?» 

Выбирают считалкой ведущего.

За морями, за горами,

За железными столбами.
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

 Дети встают в круг, в центре ребенок с завязанными глазами, у воспитателя деревянные ложки. Дети за руки идут по кругу и поют:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ложками стучать,

Скок, скок, скок, скок,

(воспитатель стучит ложками и показывает на какого-то ребенка)

Угадай, чей голосок?

(произносит ребенок, на которого указали)

Ребенок в центре должен угадать, кто из детей его спрашивает. Если угадал – становится в центр. Игра проводится несколько раз.

Слайд 11.Кто знает, чем освещали избу? Ведь электричества не было тогда?

Сначала освещали избу  лучиной  - это тонкая щепка сухого дерева. А когда появились свечи, то лучиной поджигали свечу – она дольше горела.

Слайд 12. А чтобы в избе было уютно и тепло плели разноцветные коврики.

А посмотрите это - рушник так в старину называли полотенце. (демонстрация настоящего рушника).

Слайд 13.  Рушники были украшением дома и занимали самое достойное место в избе – в красном углу. В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы. Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, праздничный, божий.

Здесь трапезничали, молились. Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ благополучия,  сюда сажают гостя.

Слайд 14. В горнице еще одна замечательная вещь. Что это? (сундук)

Как вы думаете, для чего нужен сундук?  что там хранили?  (ответы детей)

- Здесь хранили одежду.

Слайд 15. «Спасибо за внимание!»

        А сейчас давайте поиграем.

Игра называется «Настоящее – прошлое».

Я вам называю слова, как говорили в старину, а вы назовите, как говорят сейчас. (Очи – глаза, изба – дом, рушник – полотенце, колыбелька – кроватка, оконца – окна, чугунок – кастрюля, сундук - шкаф).

         

Марьюшка: Ну а теперь наша история о быте русского народа подходит к концу, и  я на память подарю вам книгу о русской избе, чтобы могли вы её изучать (Марина Улыбышева «Русская изба. От печки до лавочки»)

Вы с помощью машины времени заглянули в прошлое, а теперь пора  возвращаться домой. Закройте глаза,  повернитесь  вокруг себя.

«1, 2, 3, повернись в своей группе очутись». (пока дети поворачиваются Марьюшка превращается в воспитателя, сняв кокошник)

Открывайте глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие в прошлое?

Что нового вы узнали о русском быте? А давайте вспомним традиции русского народа.

- помогать друг другу

- кланяться, заходя в избу

- встречать гостей хлебом - солью

- отец сидит во главе стола

Воспитатель: а теперь я вас приглашаю к столу - выпить чай из самовара с сушками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русская изба: быт и традиции» Подготовила и провела воспитатель Пшенникова Ольга Анатольевна ГБДОУ №56 Санкт - Петербург

Слайд 2

Русь деревянная – края дорогие Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют

Слайд 4

Улица

Слайд 5

Крыльцо

Слайд 6

Наличники

Слайд 7

Ставни

Слайд 8

Горница

Слайд 9

Печь

Слайд 10

Стол в горнице

Слайд 11

Лучина

Слайд 12

Коврик

Слайд 13

Рушник в Красном углу

Слайд 14

Сундук

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)....

Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

Презентация проекта "Традиции русского народа.Музей русская изба"

формирование представление детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...