Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
план-конспект занятия (средняя группа)

БОЛДИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkimi_traditsiyami.docx567.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Конспект НОД

«Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба»

 «Знакомство с русскими традициями»

(средняя группа)

Воспитатели:

Болдина Елена Сергеевна

г.о. Электрогорск

18.10.2016г.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие» (развитие речи), «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; 

Задачи:

  • знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.

  • приобщение к народным традициям и обычаям;

  • уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра);

  • развивать внимание, память, мышление; обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба;

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка).

(Вместе с детьми идём по коридору . На пути встречаем лежащий «камень»).

Читаю надпись на нём:

Направо пойдёшь – заблудишься,

Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,

Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.

- Куда же мы с вами отправимся? (прямо).

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация старинной русской одежды.

Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.

(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите.  Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Ответы детей.

Воспитатель: Что ж, хватит гостевать, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

Ответы детей.

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Ответы детей.

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.

Подвижная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились. Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.  А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Чёрный конь

Скачет в огонь. (Кочерга.)

Воспитатель: Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется. (Люлька.)

Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

Воспитатель: Много интересного мы сегодня с вами увидели, что нового мы с вами узнали?

Ответы детей.

C:\Users\1\Desktop\фото русская изба\IMG_20190228_100641.jpg

        C:\Users\1\Desktop\фото русская изба\IMG_20190228_100714.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект по ознакомлению с народной культурой " Знакомство с русской избой" Младшая группа №1

Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе....

Конспект по ознакомлению с народной культурой "Семёновская матрёшка" Подготовительная группа №1

Познакомить детей с Семёновской матрёшкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом её изготовления....

Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"

Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...