Главные вкладки

    Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

    Кузьмина Диля Хакимовна
    Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_gosti_k_hozyayushke_russkoy_izby.docx498.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА».

    Конспект по

    ознакомлению с народной культурой

    " В гости к хозяюшке русской избы"

    Младшая группа №1

    Воспитатель:

    Кузьмина Диля Хакимовна

    г.о. Электрогорск

    декабрь, 2018г.

    Интеграция образовательных областей:

    «Социально - коммуникативное развитие» (развитие общения); «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением); «Речевое развитие» (связная речь); «Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни); «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). .

    Виды детской деятельности:

     коммуникативная, двигательная.

    Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.

    2.Учить выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

    3.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать ответы товарищей.

    4. Учить работать с соленым тестом, лепить бублики.

    5. Учить играть в русские народные игры, хороводы.

    Развивающие:

    1. Развивать мелкую моторику рук, художественно-творческие способности детей.

    2. Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

    Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: обладает знаниями жизнью людей в русской избе и предметами старинного русского быта.

    Предшествующая работа:

    Рассматривание фото - альбома на тему: «Русская изба», беседа о старинных предметах. Разучивание колыбельных, застольных песен, отгадывание загадок, чтение сказок.

    Раздаточный материал: доска для лепки, соленое тесто.

    Содержание образовательной деятельности

    Хозяйка:

     Здравствуйте! Гости званные и желанные.

    Красивые и молодые, застенчивые и боевые.

    Гости на пороге - хозяйке радость!

     Для вас у меня место готово.

    Хорошему гостю почетное место!

    Воспитатель: Спасибо, хозяюшка, что в гости позвала. Мы пришли к тебе в гости в избу твою.

    Хозяйка: Проходите, гости дорогие. А сейчас я познакомлю вас с убранством своей избы.

    - Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (чтобы жить в нем).

    Ребята, в давние, давние времена, люди делали себе жилище, где можно

    было спрятаться от холода и непогоды, от диких животных, погреться у

    огня. Мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.

    - А кто из вас знает, ребята, из чего люди строили дома? (дерева). Правильно, дома, которые построены из дерева, будут стоять долго. В таком доме хорошо зимой, когда на улице мороз да вьюга.

    -А что в избе, самое главное, у нас в деревне? (печь). (Хозяйка показывает на печь и продолжает) – Печь - это сердце дома, она кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики, сушили одежду. Поутру, хозяева первым делом начинают растапливать печь. Печь - деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.  (показывает детям печь)

    Хозяйка: Ребята, а я вас ждала, в избе порядок навела, пол подмела, дров

    наносила, печку затопила, да и как говорили в старину, «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». Поэтому я тесто замесила, а испечь не успела и хотела бы попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне? Но прежде, чем начать нам работать я хотела бы с вами хоровод завести. Согласны? Тогда вставайте все в круг, хоровод мы заведем.

    Ходим, ходим хороводом (идут по кругу)

    Перед всем честным народом. Сели, (присаживаются)

    Встали, (встают) себя показали (разводят руки в стороны)

    Попрыгали(прыгают), потопали(топают),

    В ладошки мы похлопали (хлопают в ладоши).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Как красиво водили хоровод. А сейчас проходите к столам. (На столах разложены доски для лепки, салфетки влажные и по кусочку соленого теста) Напоминаю детям, как нужно лепить бублик: раскатать колбаску между ладоней или на доске, а края слепить.

    Спрашиваю, какой формы бублик? Прошу детей показать в воздухе, как они будут раскатывать колбаску. Молодцы! А сейчас, давайте разомнем ваши пальчики:

    Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

    Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируют процесс вымешивания)

    Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимают и разжимают руки в

    кулачки).

    Пироги мы испечем! (движения, как будто лепим пирожки).

    Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. По окончанию работы, воспитатель укладывает готовые бублики на противень и хвалит за хорошо вылепленные бублики и передает Хозяйке. Хозяйка благодарит детей за оказанную помощь, хвалит их. Сообщает, что сейчас поставит в печь, чтобы они испеклись.Уходит к печи, ставит печься, затем присаживается на скамеечку рядом с детьми.

    Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, мы с вами немного отдохнем.

    Послушайте, ребята, раньше люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах (показываю и спрашиваю, какие они знают: балалайка, гармошка), пели песни, танцевали, играли, водили хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем

    в русскую народную игру «Воробышки и собачка»:

    1 Вот летали птички, птички-невелички. (бегают, и машут ручками)

     Все летали, все летали, крыльями махали.

    2 На дорожку сели, зернышек поели.

     Клю-клю-клю-клю, как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и

    стучат пальчиками по полу.)

     Клю-клю, клю-клю, как я зернышки люблю.

    3 Перышки почистим, чтобы были чище,

     Вот так и вот так, чтобы были чище. (обеими руками справа и слева

    отряхиваются)

    4 Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,

     Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам.

     Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам. (прыгают)

    Воспитатель говорит: А собачка прибежала и всех пташек распугала

    (разбегаются, а собачка догоняет, воспитатель хвалит детей, что убежали от

    собачки)

    Воспитатель: Послушайте ребята, я хочу вам еще что-то рассказать. Давным

    давно, когда люди собирались вечерами на посиделки, то они пели песни, давайте и мы исполним для нашей Хозяюшки русскую народную песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»

    Хозяюшка: Ребята! А мы с вами про угощение чуть не забыли. (Подходит к печи и достает бублики, хвалит детей, какие получились красивые, вкусные да румяные бублики) Хочу угостить вас и наших гостей. (Угощает).

    Воспитатель: Ребята, расскажите к кому вы сегодня приходили в гости? Кому помогали? В какие русские народные игры играли? Что вы лепили и из чего?  Вот пришла пора прощаться, в детский садик возвращаться.

    Хозяйка: Спасибо ребята за вашу помощь, за ваши старания и умения. Приходите в гости еще, я буду рада вас видеть.

    Воспитатель: А сейчас попрощаемся с Хозяйкой и скажем: До свидания!

    Используемая литература:

    1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.

    2. Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.

    3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2004.

    https://pp.userapi.com/c851436/v851436590/8b640/3GsPmB-2wOo.jpg

    https://pp.userapi.com/c851024/v851024590/8a6fd/5tJkZTNEeyc.jpg

            https://pp.userapi.com/c852016/v852016590/8a28b/zY2bl12Hoh4.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Тематический годовой план для первой младшей группы

    Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культ...

    В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие.

    В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие....

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ОЛ. Князевой, М.Д. Маханева Средняя группа

    "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О,Л,Князевой, М.Д.Маханева Средняя группа...

    Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.

    Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими на...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)

    Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)Задачи: ...

    Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

    Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

    Знакомим с русской народной культурой "В гостях у хозяюшки", конспект по развитию речи в старшей группе

    Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продлжать знакомить с устным народным творчеством-пословицами, поговорками, прибаутками, обогаща...