Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Кузьмина Диля Хакимовна
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_hozyayushke_russkoy_izby.docx498.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА».

Конспект по

ознакомлению с народной культурой

" В гости к хозяюшке русской избы"

Младшая группа №1

Воспитатель:

Кузьмина Диля Хакимовна

г.о. Электрогорск

декабрь, 2018г.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие» (развитие общения); «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением); «Речевое развитие» (связная речь); «Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни); «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). .

Виды детской деятельности:

 коммуникативная, двигательная.

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.

2.Учить выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

3.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать ответы товарищей.

4. Учить работать с соленым тестом, лепить бублики.

5. Учить играть в русские народные игры, хороводы.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику рук, художественно-творческие способности детей.

2. Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: обладает знаниями жизнью людей в русской избе и предметами старинного русского быта.

Предшествующая работа:

Рассматривание фото - альбома на тему: «Русская изба», беседа о старинных предметах. Разучивание колыбельных, застольных песен, отгадывание загадок, чтение сказок.

Раздаточный материал: доска для лепки, соленое тесто.

Содержание образовательной деятельности

Хозяйка:

 Здравствуйте! Гости званные и желанные.

Красивые и молодые, застенчивые и боевые.

Гости на пороге - хозяйке радость!

 Для вас у меня место готово.

Хорошему гостю почетное место!

Воспитатель: Спасибо, хозяюшка, что в гости позвала. Мы пришли к тебе в гости в избу твою.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие. А сейчас я познакомлю вас с убранством своей избы.

- Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (чтобы жить в нем).

Ребята, в давние, давние времена, люди делали себе жилище, где можно

было спрятаться от холода и непогоды, от диких животных, погреться у

огня. Мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.

- А кто из вас знает, ребята, из чего люди строили дома? (дерева). Правильно, дома, которые построены из дерева, будут стоять долго. В таком доме хорошо зимой, когда на улице мороз да вьюга.

-А что в избе, самое главное, у нас в деревне? (печь). (Хозяйка показывает на печь и продолжает) – Печь - это сердце дома, она кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики, сушили одежду. Поутру, хозяева первым делом начинают растапливать печь. Печь - деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.  (показывает детям печь)

Хозяйка: Ребята, а я вас ждала, в избе порядок навела, пол подмела, дров

наносила, печку затопила, да и как говорили в старину, «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». Поэтому я тесто замесила, а испечь не успела и хотела бы попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне? Но прежде, чем начать нам работать я хотела бы с вами хоровод завести. Согласны? Тогда вставайте все в круг, хоровод мы заведем.

Ходим, ходим хороводом (идут по кругу)

Перед всем честным народом. Сели, (присаживаются)

Встали, (встают) себя показали (разводят руки в стороны)

Попрыгали(прыгают), потопали(топают),

В ладошки мы похлопали (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как красиво водили хоровод. А сейчас проходите к столам. (На столах разложены доски для лепки, салфетки влажные и по кусочку соленого теста) Напоминаю детям, как нужно лепить бублик: раскатать колбаску между ладоней или на доске, а края слепить.

Спрашиваю, какой формы бублик? Прошу детей показать в воздухе, как они будут раскатывать колбаску. Молодцы! А сейчас, давайте разомнем ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируют процесс вымешивания)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимают и разжимают руки в

кулачки).

Пироги мы испечем! (движения, как будто лепим пирожки).

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. По окончанию работы, воспитатель укладывает готовые бублики на противень и хвалит за хорошо вылепленные бублики и передает Хозяйке. Хозяйка благодарит детей за оказанную помощь, хвалит их. Сообщает, что сейчас поставит в печь, чтобы они испеклись.Уходит к печи, ставит печься, затем присаживается на скамеечку рядом с детьми.

Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, мы с вами немного отдохнем.

Послушайте, ребята, раньше люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах (показываю и спрашиваю, какие они знают: балалайка, гармошка), пели песни, танцевали, играли, водили хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем

в русскую народную игру «Воробышки и собачка»:

1 Вот летали птички, птички-невелички. (бегают, и машут ручками)

 Все летали, все летали, крыльями махали.

2 На дорожку сели, зернышек поели.

 Клю-клю-клю-клю, как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и

стучат пальчиками по полу.)

 Клю-клю, клю-клю, как я зернышки люблю.

3 Перышки почистим, чтобы были чище,

 Вот так и вот так, чтобы были чище. (обеими руками справа и слева

отряхиваются)

4 Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,

 Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам.

 Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам. (прыгают)

Воспитатель говорит: А собачка прибежала и всех пташек распугала

(разбегаются, а собачка догоняет, воспитатель хвалит детей, что убежали от

собачки)

Воспитатель: Послушайте ребята, я хочу вам еще что-то рассказать. Давным

давно, когда люди собирались вечерами на посиделки, то они пели песни, давайте и мы исполним для нашей Хозяюшки русскую народную песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»

Хозяюшка: Ребята! А мы с вами про угощение чуть не забыли. (Подходит к печи и достает бублики, хвалит детей, какие получились красивые, вкусные да румяные бублики) Хочу угостить вас и наших гостей. (Угощает).

Воспитатель: Ребята, расскажите к кому вы сегодня приходили в гости? Кому помогали? В какие русские народные игры играли? Что вы лепили и из чего?  Вот пришла пора прощаться, в детский садик возвращаться.

Хозяйка: Спасибо ребята за вашу помощь, за ваши старания и умения. Приходите в гости еще, я буду рада вас видеть.

Воспитатель: А сейчас попрощаемся с Хозяйкой и скажем: До свидания!

Используемая литература:

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.

2. Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2004.

https://pp.userapi.com/c851436/v851436590/8b640/3GsPmB-2wOo.jpg

https://pp.userapi.com/c851024/v851024590/8a6fd/5tJkZTNEeyc.jpg

        https://pp.userapi.com/c852016/v852016590/8a28b/zY2bl12Hoh4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Тематический годовой план для первой младшей группы

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культ...

В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие.

В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)

Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)Задачи: ...

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у хозяюшки", конспект по развитию речи в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продлжать знакомить с устным народным творчеством-пословицами, поговорками, прибаутками, обогаща...

НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «В гостях у «Хозяюшки» в средней группе

Создавая условия для приобщения к истокам русской народной культуры, дети знакомятся с жизнью, бытом и творчеством русского народа....