НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «В гостях у «Хозяюшки» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черданцева Татьяна  Владимировна

Создавая условия для приобщения к истокам русской народной культуры, дети знакомятся с жизнью, бытом и творчеством русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      НОД по приобщению к истокам русской народной культуры

                     «В гостях у «Хозяюшки» в средней группе

Цель:

 - создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с жизнью, бытом и творчеством русского народа.

Задачи:

 Образовательные:

 - расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси;

Развивающие:

 - развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему вокруг детей миру;

 - развивать интерес к народно – прикладному искусству русского народа;

 - расширить словарный запас (свистулька, трещотка, самовар);

 - закрепить знание пословиц, загадок, русских народных сказок

- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям

Воспитательные:

 - воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку «мастеру» своего дела;    

- формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.

 - воспитывать уважение к традициям своей страны.

Материал и оборудование к занятию:

Образ русской избы, заготовки-шаблоны игрушек, краски гуашь, кисточки, музыкальные инструменты - трещотки, свистулька, ложки, матрёшка, иллюстрации сказок, музыкальное сопровождение «Гусли» «Свистулька»

«Хороводная плясовая», «Барыня».

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок «Теремок», «Алёнушка и братец Иванушка»«Гуси-лебеди»«Лисичка со скалочкой»;

- чтение и заучивание пословиц о труде;

- рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.

Ход занятия:

Русская изба, стоит печь, утварь. Дети заходят в избу их встречает «Хозяйка».

Хозяйка: 

Здравствуйте ребята! Я всегда рада гостям, проходите садитесь! А что это вы надумали ко мне в гости пожаловать?

Дети: 

А мы пришли загадки отгадывать, да сказки ваши послушать.

Хозяйка: 

(хозяйка предлагает присесть на стульчики)

Ой ребята, загадки-то у меня не простые (смотрит в окно). Да вот хотя бы эта, прямо в окошке её увидела!

«Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?» (солнце)

«Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

 Носят яркие одежки,

Называются...» (матрешки)

«По синему небу

Белые гуси плывут» (облака)

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар)

Хозяйка: 

Молодцы, ребята хорошо умеете отгадывать загадки. А сами то загадки знаете? (дети Хозяйке загадывают загадки).

«Прыгает ловко,
Любит морковку»
 (заяц)

«В зелёной кофточке,
В белом сарафане

Стоит на поляне» (березка)

«Идут, идут,

А с места не сойдут» (часы)

Хозяюшка:

Дети, а вы сказки любите? А что же такое сказка я вам сейчас расскажу.

Сказка, это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях, приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются русские народные сказки? Жили-были, давным - давно, в некотором царстве, в некотором государстве… А какими заканчиваются? Вот и сказочки конец….

Кто сочинял сказки? (русский народ). Какие сказки вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: 

Ребята, давайте расскажем хозяйке, кого можно встретить в сказках: (хитрую лису, доверчивого петуха, трусливого зайца, злую мачеху. И простаков, и храбрецов, и злодеев, и трусов), но самое главное, что в сказках добро всегда побеждает зло.

Хозяюшка, а мы с ребятами, принесли загадки об этих самых сказочных героях. Сумеете ли вы их узнать, мы сейчас посмотрим.

«Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают.

К Яге в избушку их несут

И в детской сказочке живут» (ответы детей: сказка «Гуси-лебеди»)

«Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка

И превратился он в козленка (ответы детей: сказка «Алёнушка и братец Иванушка»)

«Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел (ответы детей: сказка «Волк и семеро козлят»)

«Лисичка с выгодой менялась,

Да чуть без шубки не осталась (ответы детей: «Лисичка со скалочкой»)

«Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить, да поживать,

Да жильцов к себе пускать (ответы детей: «Теремок»)

Хозяюшка:

Ребята, а сейчас мы отдохнем, хоровод свой заведем.

Хороводная «Колпачок»

Дети и педагог становятся в круг.  Педагог выбирает одного из детей, он будет колпачком. Педагог и дети ходят по кругу, и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в кругу, танцует.

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили»

(дети присаживаются на стульчики)

Вдруг слышится чей-то плачь.

Хозяюшка: 

Ой, кто же здесь плачет?

Да это девочка. (выходит заплаканная девочка). Девочка ты не плачь, скажи, как тебя зовут, хочешь мы тебе дадим игрушки, чтобы ты поиграла и не плакала. (дает ей современную игрушку)

Даша: (бросает игрушку на пол) 

Не хочу я играть с этими игрушками – они у всех есть, а я хочу такие, чтобы только у меня были!

Воспитатель: (обращается к хозяйке) 

Я не знаю, что делать, как ее утешить?

Хозяюшка: 

Не горюйте, кажется, знаю, как вам помочь.

(предлагают девочке Даше присесть и послушать рассказ про другие народные игрушки)

Ребята, а вы знаете, что русский народ чтобы позабавить своих детей делали игрушки сами, своими руками. Игрушки делали деревянные, глиняные, сшитые из ткани. (показывает народные промыслы). Про таких мастеровых людей говорят, что у них «руки золотые». А почему так говорят? (ответы детей).

Люди еще придумывали пословицы о труде, о деле, о мастерстве.

«Умелые руки не знают скуки!»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи!»

А вы знаете такие пословицы? (Дети говорят пословицы).

«Кончил дело — гуляй смело»

«Кто не работает, тот не ест»

«Больше дела, меньше слов»

Хозяюшка: 

Ай да молодцы, ребята, все знаете. А еще у меня есть большой сундучок, сундук этот не простой, он волшебный с секретом. Хотите узнать, что в сундуке этом?

«Ну-ка, ну-ка поживей

Открывайся сундук поскорей!

(открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из глины и дерева:

матрёшки, русские музыкальные инструменты-свистулька, трещотка, ложки, Кукла -Утешница)

Посмотрите на изделие –

Это что за рукоделие!

(хозяюшка показывает свистульку)

Воспитатель: 

А можно мне рассказать про свистульку? Свистулька – это, русский народный музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки превратились в детскую забавную игрушку. Послушайте, как звучат свистульки. (свистит)

(хозяюшка достаёт трещотку)

Воспитатель: 

«На ремне в рядок висим,

Сухо, весело трещим» (трещотка)

Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек, соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. За счет этого и образуется приятный звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка (играет на трещотках)

Хозяюшка:

(загадывает загадку)

«Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких» (ложках)

(хозяюшка показывает ложки и рассказывает о них)

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный русский народный музыкальный инструмент.

Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.

Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников.

Хозяюшка:

А вот ещё одна игрушка, это что у меня? (ответы детей: матрешка)

Матрёшка- удивительная игрушка! Почему куклу назвали «матрёшкой»? Говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маша. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.

Воспитатель: 

Хозяюшка, а давайте поиграем на музыкальных инструментах для матрешек.

(дети играют на народных музыкальных инструментах под мелодию «Барыня»).

Воспитатель: 

Молодцы, ребята! Вы хорошо поиграли, получился замечательный оркестр.

Хозяюшка:

Ну, что же, вам понравились мои игрушки? А сами вы хотите попробовать что-нибудь смастерить? Тогда проходите в мою мастерскую и приступайте к работе.

Детям предлагается на заготовках (картонных или деревянных) украсить игрушки.

(по окончанию работы хозяйка поощряет детей и обращается к Даше).

Хозяйка: 

Даша, я вижу, что ты уже не плачешь, значит, понравилось тебе у меня в мастерской.

Даша: 

Очень понравилось, спасибо вам. Плакать я больше не буду, у меня теперь такие интересные игрушки появились.

Хозяюшка: 

А теперь всех вас я приглашаю на ярмарку, и не забудьте взять свои изделия. (Звучит русская народная музыка). Во время ярмарок русские люди водили хороводы, плясали, пели и, конечно, выставляли напоказ свои поделки, игрушки и т. д. Чего здесь только не увидишь: прекрасные барышни и кавалеры, кони, козлики, петушки – все разных красок и узоров. А сколько посуды и украшений – выбирай, что душе угодно!

Воспитатель: 

А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение.

(Угощают детей леденцами)

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня вы познакомились с народными игрушками. Какие игрушки вам больше всего понравились? А что не понравилось? Что вы больше всего запомнили в гостях у «Хозяюшки»? (ответы детей)

Ребята, а что мы забыли с вами сделать? Правильно, поблагодарить за гостеприимство «Хозяюшку», и сказать до свидание, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ОЛ. Князевой, М.Д. Маханева Средняя группа

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О,Л,Князевой, М.Д.Маханева Средняя группа...

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...