Конспект по ознакомлению с народной культурой " Знакомство с русской избой" Младшая группа №1
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Кузьмина Диля Хакимовна

Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx610.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА».

Конспект по

ознакомлению с народной культурой

" Знакомство с русской избой"

Младшая группа №1

Воспитатель:

Кузьмина Диля Хакимовна

г.о. Электрогорск

18 октября 2018г.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие» (развитие общения); «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением); «Речевое развитие» (связная речь); «Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

Виды детской деятельности:

 коммуникативная, двигательная.

Цель: Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе.

Задачи:

Образовательные:

1.Пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор.

2.Учить выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

3.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать ответы товарищей.

Развивающие:

1. Развивать эстетическое чувство на основе народного творчества.

2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: обладает знаниями жизнью людей в русской избе и предметами старинного русского быта.

Предшествующая работа:

Рассматривание фото - альбома на тему: «Русская изба», беседа о старинных предметах. Разучивание колыбельных, застольных песен, отгадывание загадок, чтение сказок.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь. Горница у меня небольшая, да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка:

Прячет бабушка в нем вещи

сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут. (сундук)

Правильно ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: рушники, рубахи, а у меня есть еще одна загадка:

Мы в лесок шагаем с мамой,

Я, как груздь, надел панаму.

А на маме, как цветок, -

Яркий ситцевый (платок).

Правильно это платок, молодцы детушки, посмотрите какие красивые платки в сундуке моем хранятся. Давайте мы оденем на девочек платочки. (надевают платки). Какие красавицы наши девочки в этих платочках. А для мальчиков я тоже кое-что приберегла в своем сундуке. (достаю из сундука картузы и спрашиваю, ребятушки, как вы думаете, что это такое) Это картуз, так в старину называли мужские головные уборы –кепки. А давайте мальчикам наденем картузы. (одеваем мальчиков) какие вы все у меня красивые, нарядные.

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру «алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой кивают

Тихо засыпают.

Воспитатель: Молодцы, мы с вами поиграли , повеселились, энергией зарядились, а теперь мои хорошие подумайте и найдите в моей горнице этот предмет:

" Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча". (Печь)

Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили печь, для чего она нужна, что она приносила в дом?

 Ответы детей: тепло и уют (готовили кушать, грели воду, топили избу) 

Воспитатель: Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней.  Ой, мои золотые посмотрите, что в печи у нас стоит:

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля …

(чугунок)

Какие вы молодцы, все знаете, все загадки отгадываете, а ну -ка теперь я вам задам очень трудное задание, подумайте, посмотрите и найдите в моей избе предмет, который был очень нужен людям в давние времена, чтобы достать из печи чугун и не обжечь руки, а я вам дам подсказку:

Из русской печи

Кашу из печи тащи

Чугунок очень рад

Что его схватил

(ухват)

Какие вы умные и смышленые, молодцы! И про чугун все знаете, и про ухват, и про печь. А я вот знаю, что печь, держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой, послушайте, какие слова ей говорили

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Воспитатель: Ребятушки, в печи можно не только варить щи и кашу, но еще печь блины и пироги.

А пока вы знакомились со старинными русскими предметами, печка для вас испекла румяные пирожки

В печи пирожки,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для ребятушек пирожки

Для ребятушек горячи.

.

Воспитатель: Детушки давайте мы с вами, как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Рефлексия: Ребята, а что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам ребята за хорошие ответы, за любознательность и смекалку.  А теперь, пройдем в группу  и будем угощаться пирогами, которые испекла нам печка- матушка.

Список литературы

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.

2. Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2004.

C:\Users\Dilya\Desktop\все по работе\ФОТО МЛ.ГР\рус изба\Wm4k9WsBibI.jpgC:\Users\Dilya\Desktop\все по работе\ФОТО МЛ.ГР\рус изба\vREUdG9uxQs.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).

Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, &bul...

Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой. «Знакомство с русской матрёшкой»

Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой.«Знакомство с русской матрёшкой»...

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"

Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа, развивать познавательный интерес к истории народа....

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»

Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа....