Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сытенькая Ольга Витальевна

Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, • познакомить с женским народным костюмом, • закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества; • развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь; • воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове. Предшествующая работа: прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание девичьего костюма, игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, пословиц, загадок. Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, кика. Материал и оборудование: народный костюм для воспитателя, костюмы для детей, кукла би-ба-бо Петрушка, балаганы с народными игрушками, лоток с лентами, пряниками, костюмы скоморохов, народные инструменты, обруч с разноцветными лентами для игры "Карусель", костюм медведя, воздушные шары. Ход занятия Под звучание народной мелодии, воспитатель в русском народном костюме приглашает детей в группу, где стоят балаганы. - Ребята, посмотрите, в каком необычном наряде сегодня я вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм. - Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, юбка, рубаха, передник). А ещё на мне надета душегрея и кика. Хотите рассмотреть? Душегрея - это короткая одежда, которую украшали вышивкой и парчой. Её предназначение - греть, согревать. Кика - кокошник из парчи, такие кики украшали жемчугом и надевали по праздникам. - Кто запомнил, как называется головной убор? Какое новое слово вы услышали? Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое? Хотите побывать на ярмарке? Петрушка: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я весёлая игрушка, как зовут меня? (Петрушка). Почтенные господа, пожалуйте сюда. Открываем балаган, Предлагаем вам: Кокошники, кушаки Сарафаны да портки Подходите, подходите Покупайте, что хотите. ( Дети выбирают костюмы, наряжаются). Петрушка: Подходи, честной народ, Все от мала до велика Потеха пришла, смех, веселье принесла Скоморохи, выходите, да людей повеселите! Воспитатель: Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ.) Кто хочет быть скоморохом? Сейчас мы наденем воротнички и колпачки да включим песню задорную плясовую. Скоморохи веселят детей. Петрушка: Вот игрушки расписные ладные, нарядные. Они повсюду славятся, да и вам понравятся. Воспитатель: Подходите, выбирайте, да правильно называйте. Дети покупают игрушки народных мастеров: семёновские матрёшки, дымковские, филимоновские и каргополъские игрушки Петрушка: А вот, дрессированный медведь Может он плясать и петь Кто нарядиться мишкой, Получит коврижку. Воспитатель:Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирает одного ребёнка) Ну-ка, мишка, не ленись, добрым людям поклонись. А теперь, покажи, как дети пляшут. А как зарядку делают? Молодец, мишка, вот тебе коврижка. Петрушка: Эй, удалой народ, карусель вас ждёт. Подвижная игра "Карусель ". Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая: Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите Карусель остановите. Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра. Петрушка: А, вот, коробейник, весельчак и затейник Продаёт игрушки, баранки да ватрушки. Денежку не вынимай, А пословицу вспоминай. Воспитатель: Дети, кто хочет быть коробейником? Если желающих несколько, то выбирают считалкой. Считалочка. Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько дали? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты Ты и я! Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы? Дети рассказывают пословицы, получают товар. Воспитатель: На Руси была потеха пляску русскую плясать. Становитесь в круг, ребята, будем пляску исполнять. Русская народная пляска Петрушка: Просто молодцы, ребятки, а теперь проверю я. Как отгадывать загадки, вы умеете, друзья. Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. Сам дней не знает, А другим рассказывает. Кто ходит ночь и ходит день Не зная, что такое лень? Птичка-невеличка. Носик стальной, А хвостик льняной. Петрушка. Молодцы, ребятки, знаете загадки. Воспитатель. Ну вот, детушки, мы обошли с вами всю ярмарку. Что же это такое, ярмарка? Какие новые слова услышали? Что вам понравилось? Ярмарка - это народное гулянье, базар, где продают разный товар. На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка. Коробейники продают свой товар с лотков. На ярмарке водили дрессированного медведя. Устраивали карусель, разные забавы. На ярмарку надевали праздничную одежду. Воспитатель. Кто может сказать, как называется мой костюм? Молодцы, ребятушки, вот вам подарочки от меня –воздушные шарики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия47 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект занятия

                                                "Ярмарка".

                        (Знакомство с русской народной культурой).

Цель: знакомство с русским народным творчеством.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о ярмарке,
  • познакомить с женским народным костюмом,
  • закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление,
    творческое воображение, выразительную речь;
  • воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.

Предшествующая работа: прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание девичьего костюма, игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, пословиц, загадок.

Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, кика.

Материал и оборудование: народный костюм для воспитателя, костюмы для детей, кукла би-ба-бо Петрушка, балаганы с народными игрушками, лоток с лентами, пряниками, костюмы скоморохов, народные инструменты, обруч с разноцветными лентами для игры "Карусель", костюм медведя, воздушные шары.

                                        Ход занятия

Под звучание народной мелодии, воспитатель в русском народном костюме приглашает детей в группу, где стоят балаганы.

- Ребята, посмотрите, в каком необычном наряде сегодня я вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм.

- Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, юбка, рубаха, передник).

А ещё на мне надета душегрея и кика. Хотите рассмотреть? Душегрея - это короткая одежда, которую украшали вышивкой и парчой. Её предназначение - греть, согревать. Кика - кокошник из парчи, такие кики украшали жемчугом и надевали по праздникам.

- Кто запомнил, как называется головной убор? Какое новое слово вы услышали?                                                                                                                      Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое? Хотите побывать на ярмарке?

Петрушка: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я весёлая игрушка, как зовут меня?  

 (Петрушка).

Почтенные господа, пожалуйте сюда.

Открываем балаган,

Предлагаем вам:

Кокошники, кушаки

Сарафаны да портки

Подходите, подходите

Покупайте, что хотите.                                                                                                        ( Дети выбирают костюмы, наряжаются).

Петрушка: Подходи, честной народ,

Все от мала до велика

Потеха пришла, смех, веселье принесла

Скоморохи, выходите, да людей повеселите!

Воспитатель: Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ.) Кто хочет быть скоморохом? Сейчас мы наденем воротнички и колпачки да включим песню задорную плясовую.

Скоморохи веселят детей.

 Петрушка:  

Вот игрушки расписные ладные, нарядные.                                                       Они повсюду славятся, да и вам понравятся.

Воспитатель: Подходите, выбирайте, да правильно называйте.

Дети покупают игрушки народных мастеров: семёновские матрёшки, дымковские, филимоновские и каргополъские игрушки

Петрушка:

А вот, дрессированный медведь

Может он плясать и петь

Кто нарядиться мишкой,

Получит коврижку.

Воспитатель:Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирает одного ребёнка)

 Ну-ка, мишка, не ленись, добрым людям поклонись.
А теперь, покажи, как дети пляшут.

 А как зарядку делают? Молодец, мишка, вот тебе коврижка.

Петрушка: Эй, удалой народ, карусель вас  ждёт.

Подвижная игра "Карусель ".

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:                                                                                               Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Петрушка:

А, вот, коробейник, весельчак и затейник  

Продаёт игрушки, баранки да ватрушки.

Денежку не вынимай,

А пословицу вспоминай.

Воспитатель:                                                                                                                 Дети, кто хочет быть коробейником? Если желающих несколько, то выбирают считалкой.                                                                                                            Считалочка.

Аты-баты, шли солдаты.  Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали? Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит? Аты-баты Ты и я!

                                                                                                                               Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы? Дети рассказывают пословицы, получают товар.

Воспитатель:

На Руси была потеха пляску русскую плясать.

Становитесь в круг, ребята, будем пляску исполнять.

Русская народная пляска

Петрушка:                                                                 Просто молодцы,

ребятки, а теперь проверю я.

Как отгадывать загадки, вы умеете, друзья.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Сам дней не знает,

А другим рассказывает.

Кто ходит ночь и ходит день

Не зная, что такое лень?

 Птичка-невеличка.

 Носик стальной,

А хвостик льняной.

Петрушка. Молодцы, ребятки, знаете загадки.

Воспитатель. Ну вот, детушки, мы обошли с вами всю ярмарку.

Что же это такое, ярмарка?

Какие новые слова услышали?

Что вам понравилось?

Ярмарка - это народное гулянье, базар, где продают разный товар.

На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.

Коробейники продают свой товар с лотков.

На ярмарке водили дрессированного медведя.

Устраивали карусель, разные забавы.

На ярмарку надевали праздничную одежду.

Воспитатель. Кто может сказать, как называется мой костюм?

Молодцы, ребятушки, вот вам подарочки от меня –воздушные шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами русского национального костюма посредством исследовательской деятельности....

Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста

Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

Конспект итогового занятия по теме недели : " Об истоках русской народной культуры"

Конспект итогового занятия по теме недели: "Об истоках русской народной культуры". средняя группа....