Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Свеженцева Наталья Александровна

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами русского национального костюма посредством исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

«Знакомство с русским народным костюмом »

  Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством исследовательской деятельности, развитие интереса к устному народному творчеству (русским народным сказкам), воспитание духовно-нравственных качеств личности.

  Задачи:

-познакомить с элементами русского национального костюма.

-развитие речи и обогащение словаря дошкольников.

-развитие памяти, мышления, воображения.

-развитие умения работать  в подгруппах.

-закрепление знакомых русских народных сказок.

- воспитывать доброту, нравственные качества, желание помогать друг другу.

  Материалы: ИКТ, зеркало, волшебный клубочек, кубики, разрезная картинка, русские народные костюмы для детей, куклы Иванушка и Аленушка, сундучок, одежда для кукол.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель.  Давайте с вами познакомимся. Мне бы хотелось наше знакомство сделать интересным и необычным. Например, с помощью     волшебного клубочка. Как можно использовать клубочек для знакомства? (предложения детей).

 (звучит музыка, клубочек передается и каждый ребенок называет свое имя, клубочек возвращается к воспитателю).

Воспитатель. Вот и познакомились. Волшебный клубочек нам в этом помог.

Дети: А где же он ещё встречается волшебный клубочка?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Да, очень часто волшебный клубочек встречается в русских народных сказках.  Ребята, как вы думаете, почему мы называем сказки русскими народными?

Дети: Сказки сочинял русский народ.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему мы так необычны одеты? Где можно встретить людей в такой одежде?

Дети: В сказках.

Воспитатель: А вы любите сказки? (да). Так давайте отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

Воспитатель: подскажите, как можно  попасть в сказку? (ответы детей).

Воспитатель: Да, я согласна, у меня  ведь есть волшебный клубочек, с его помощью мы и отправимся  в сказочное путешествие. Давайте пойдем за клубочком.

Воспитатель: Вот клубочек и привёл нас в сказку.

А в какой мы сказке оказались, попробуйте отгадать.

- У Алёнушки сестрицы

- Унесли братишку птицы.

- Высоко они летят,

- Далеко они глядят.

- Как называется сказка?

Дети: Гуси-лебеди (на экране Аленушка) «Молодцы ребята, угадали», отвечает экран голосом Аленушки).

Воспитатель: Ой, да тут и сама Алёнушка. Давайте поближе с ней познакомимся.

- Когда жила Алёнушка? (ответы детей: давно, в старые времена, в старину)  - Ребята, посмотрите, во что одета Аленушка?

Дети: Рубашка, сарафан, платок,  передник.

Воспитатель: В далёкую старину одежду шили русские умелицы сами из самотканного полотна и украшали её вышивкой.

Воспитатель: Молодцы ребята, познакомились с Алёнушкой, я думаю, что вы будете дружить с ней. Ой, а как же вы с ней дружить –то будете? Ведь она жила давно?

Дети: читать сказки, смотреть мультики про Алёнушку и т.д.)

Воспитатель: Ну вот, замечательно. Мне кажется – вы немного устали. Чем же вы ещё хотите заняться? (предложения детей)

Воспитатель: У меня как раз есть для вас две игры: пазлы, кубики. Ребята, кто хочет собирать картинку из кубиков станет с правой стороны, а кто будет собирать разрезную картинку с левой.    Ребята, чтобы узнать какую картинку вы будете собирать, вам поможет загадка:

- Не послушался братишка

- Старшую сестрицу

- И попил из лужицы

- Мутную водицу.

- Много горя принесла

- Им нечистая вода.

   Я предлагаю вам собрать картинку. Кто же у вас получился? Как зовут этого героя?

Дети: Иванушка.

(На экране появляется Иванушка и говорит: «А я- то думал, что вы про меня совсем забыли»)

Воспитатель: Ребята, а мы ведь забыли про Иванушку. Посмотрите и скажите, из чего состоит его костюм? Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся в гости к Аленушке и Иванушке.

 Дети: Давайте.

Воспитатель: А  вот и наши куклы Аленушка и Иванушка. Ребята, посмотрите и скажите, во что одеты Аленушка и Иванушка? Как называется их одежда? (повседневная, современная). Ребята, а мы с вами отличаемся от них? А давайте оденем нашу Аленушку и Иванушку в русскую народную одежду.  Ой, а что-то здесь стоит? Сундучок.  Давайте  его откроем и посмотрим, что в нём? (одежда для Аленушки и Иванушки, разложить одежду.) Есть одно условие, Иванушку оденут мальчики, а Аленушку девочки. (звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, у нас очень красивые герои получились. Ребята, а как вы думаете, для чего в старину одевались в праздничную нарядную одежду? (варианты детей, водили хоровод). Вы сегодня одеты в русский народный хоровод, хотите научиться водить русский хоровод?

Физминутка: русский хоровод.

Воспитатель: А чтобы вы еще хотели узнать о русской народной одежде? (варианты детей). Исследовать узор, узнать, что он обозначает, можете с родителями и воспитателями, отправившись в путешествие по сказкам.

А чем заканчиваются сказки? (пир на весь мир). Правильно, любая сказка заканчивается угощением. А нам пора возвращаться в детский сад. Как же нам вернуться?

Дети: нам поможет волшебный клубочек.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие, и мы вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей) Мне было очень приятно сотрудничать с вами, вы молодцы, спасибо.