Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
проект (подготовительная группа) по теме

Каратаева Татьяна Владимировна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

 

 

 

 

 Краткосрочный проект по теме

«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор ».

Подготовительная группа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgot._gruppy.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

 Краткосрочный проект по теме

«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор ».

Подготовительная группа.

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

  • Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Красноярского края.
  • Воспитывать уважение к культурам других народов.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
  • Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
  • Упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов.
  • Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
  • Дошкольники знают названия различных промыслов.
  • Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
  • Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
  • Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Итоговое мероприятие (продукт): Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного

                                                               искуства».

                                                              Шуточная викторина «Скороговорки».

                                                              Фольклорный праздник «Посиделки».

                                                       

Технологическая карта №1.

Вопросы для утреннего группового сбора (планирование работы)

  • Какая у нас тема?
  • Какие задания мы с вами решили выполнить?
  • Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?
  • Что еще можно сделать (предложить, спланировать)?
  • Какие у вас есть предложения?
  • Чем бы ты хотел заняться сегодня?
  • Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?
  • С чего ты начнешь?
  • Какие материалы тебе понадобятся?
  • Тебе нужны партнеры (помощники)?
  • С кем ты будешь вместе работать?
  • Как ты планируешь распределить работу?
  • Кто будет ответственным в вашей работе?
  • Сколько времени тебе (вам) нужно для выполнения (завершения)?
  • Ты выполнил свой план?
  • Кто (что) помог тебе выполнить задуманное?
  • Какой результат у тебя получился?
  • Ты доволен своим результатом?
  • Что тебя больше всего порадовало в твоей работе?
  • Чему ты научился сегодня?
  • Что нового ты узнал?
  • Что ты хочешь еще узнать?
  • Когда ты планируешь продолжить работу?

               

Технологическая карта №2.

Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы)

  • Кто хочет рассказать о своей работе?
  • Что трудного было в вашей работе?
  • Что было самое интересное?
  • Что тебе удалось сделать сегодня?
  • Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?
  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
  • Что бы ты решил изменить?
  • Что легче всего было сделать?
  • Как тебе удалось включить других в свою работу?
  • Какие материалы вы использовали?
  • Какие материалы можно еще использовать?
  • Где вашу работу можно поместить (повесить, поставить)?
  • Вы полностью выполнили свой план?
  • Планируете ли вы продолжить свою работу?

 Выбор итогового материала  

Технологическая карта №3.

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей подготовительной группы по теме

«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор»

Образовательные области

Интеграция

Педагогические задачи

Планируемые результаты

Познание (ФЭМП)

Познание (ФКЦМ)

Коммуникация

Социализация

Чтение худ.     литературы

Здоровье

Тема: «В гостях у матрешек».

  • Учить составлять арифметические задачи на сложение.
  • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Формировать социально-коммуникативные качества при выполнении заданий в подгруппах.
  • Уточнить знания детей об образцах матрешки.

Умеют составлять арифметические задачи на сложение.

Умеют находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

Могут назвать, какие бывают образцы матрешки и чем они различаются.

Познание (ФЭМП)

Социализация

Коммуникация

Познание (ФКЦМ)

 Здоровье

Тема: «Дымковская игрушка ».

  • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Уточнить знания детей о видах дымковской игрушки.  

Умеют составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Умеют ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Знают названия разных видов дымковской игрушки.

Познание (Ознакомление с окружающим миром)

Социализация

Здоровье

Познание (ФЦКМ)

Коммуникация

Чтение худ.  литературы

 

Тема: «Весела была беседа».

  • Формировать представления о предметах быта в русской избе.
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта.
  • Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Могут назвать предметы быта в русской избе.

Могут отгадывать загадки о предметах быта.

Чтение художественной литературы

Социализация Коммуникация

 Музыка

 Познание

Худ. творчество

Тема: «Чтение и пересказ нанайской  

            народной сказки «Айога».      

  • Продолжать знакомство с фольклором народов мира, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки.
  • Учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы.
  • Развивать умение детей пересказывать сказку по плану.
  • Воспитывать любовь к сказкам народов мира.  

Умеет понимать нравственный смысл произведения.

Знают жанровые особенности сказки.

Умеют выделить главную мысль сказки.

Могут пересказать сказку по плану.

Физическая культура

Коммуникация Социализация

Здоровье

Безопасность

Тема: «Мы богатыри».

  • Гимнастика «Богатырские яблоки».
  • Эстафета «Будь отважным, не теряйся, позади всех не оставайся».
  • Подвижные игры «Горелки», «Золотые ворота».

Могут попасть мячом в корзину.

Умеют ходить по скамейке с закрытыми глазами.

Способны определить на слух музыкальные инструменты.

Придерживаются правил в подвижных играх.

Музыка

Здоровье Безопасность Социализация Коммуникация

Познание

Тема: «Русский фольклор».

  • Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».
  • Развитие образного восприятия песен.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли ).
  • Обучение игре на ложках.
  • Хороводная игра «На горе-то калина».

Могут рассказать, о чем говорится в песне.

Называют народные музыкальные инструменты.

Исполняют на ложках простейшие музыкальные произведения.

Выполняют основные движения русского хоровода.

        Коммуникация

(Развитие речи)

Чтение художественной литературы

Социализация

Коммуникация

Познание

Тема: «Чтение и пересказ русской  

            народной сказки «Иван царевич

            и Серый Волк».      

  • Продолжать знакомство с русскими народными сказками, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки.
  • Учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы.
  • Формировать образность речи, понимание образных выражений.
  • Развивать умение детей пересказывать сказку по плану.
  • Воспитывать любовь к сказкам.  

Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения.

Знают жанровые особенности сказки.

Умеют выделить главную мысль сказки.

Могут пересказать сказку, используя план.

Художественное творчество

Коммуникация

Социализация

Познание

Музыка

Здоровье

Безопасность

Труд

Рисование «В гостях у народных

                    мастеров».          

  • Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе.
  • Совершенствовать навыки росписи.
  • Развивать умение создавать композицию.

Аппликация «Матрешки в хороводе».

    (коллективная работа)

  • Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из бумаги, сложенной пополам, с предварительно нарисованным контуром.
  • Развивать самостоятельность и творческую самостоятельность.
  • Закреплять умение пользоваться ножницами.
  • Учить  готовить свое рабочее место к занятию и убирать материалы по окончанию работы.

Умеют создавать композицию, гармонично размещают детали на заданной площади.

При создании разной росписи используют характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Умеют вырезать симметричные  предметы.

 Умеют эмоционально и тактично оценивать свои работы и работы других детей.

Умеют готовить рабочее место и убирать его по окончанию работы.

Социализация

 Здоровье

Безопасность

Физическая культура Познание  Коммуникация

  • Развивать интерес к различным видам игр («Золотые ворота», «Горелки», «Плетень», «Гори-гори ясно!», «Ручеек»).
  • Развивать самостоятельность в выборе игр.
  • Побуждать к активной деятельности.
  • Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми.

Стараются придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

Соблюдают правила, предусмотренные играми.

Здоровье

Социализация

Физическая культура

Познание  Коммуникация

Безопасность

  • Развивать умение заботиться о своём здоровье.
  • Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма
  • Знакомство со знахарями и с целебными травами.
  • Знакомство с  блюдами русской народной кухни.

Соблюдают элементарные правила приема пищи, гигиены.

Выполняют физические упражнения на укрепление организма.

Проявляют интерес к истории России.

Труд

Чтение художественной литературы

Познание

Социализация

Безопасность

  • Познакомить детей с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы)
  • Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка на участке для прогулок и в группе.

Могут назвать орудия труда, используемые в  древней Руси.

Владеют умением пересказать небольшое сообщение о работе на участке детского сада и в группе.

Оказывают активную помощь по поддержанию порядка.

Коммуникация

(Обучение грамоте)                                                                                                                              

Социализация

Коммуникация Познание

Здоровье

Чтение худ. литературы

Тема: «Славянская культура  и

          Письменность. Знакомство с

          буквой «Р».

  • Знакомство детей с буквой «Р»
  • Работа с предложением.
  • Звуковой анализ слов «Рома», «Рина».
  • Освоение способов слогового чтения.
  • Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.
  • Формирование умения выслушивать ответы других, не перебивая.
  • Знакомство с историей создания славянского алфавита.

Умеют проводить анализ предложения и графически записывать его.

Подбирают слова с заданной модели.

Читают слоги при помощи пособия «окошечки».

Могут проводить звуковой анализ слов.

Имеют представление о том, как проявился первый алфавит.

Познание

(Конструктивная деятельность)                                                                                                                                

Социализация КоммуникацияЗдоровье  

Труд

Тема: «Как жили люди на Руси»   (постройка из строительного материала).

  • Упражнять в построении схем.
  • Развивать способность к анализу чертежей и конструкций.
  • Развивать самостоятельность, независимость мышления.
  • Воспитывать интерес к труду взрослых.
  • Формировать чувство любви к родному краю.
  • Дать представление о том, как жили люди на Руси.

Умеют чертить схему постройки.

Анализируют чертежи.

Самостоятельно выбирают материал для постройки.

Имеют представление о функциональной значимости данной постройки.

Проявляют интерес к истории родного края.

                                                                                                                              Безопасность  

Социализация Коммуникация  Познание

Труд  

  • Формировать представления о правилах поведения в общественных местах (в музеях, минимузеях).

 

Знают правила поведения и руководствуются ими при посещении музеев.

Технологическая карта №4. «Материалы и оборудование»

Познавательно-речевой центр развития

Социально-личностный центр развития

ПОЗНАНИЕ: Демонстрационный материал  «Народы мира»; настольно-печатные игры «Ремесла Киевской Руси», «Народные промыслы», предметные картинки «Традиционный костюм в культуре народов России»; художественная литература – рус. нар. сказки «Садко»,  «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; нанайская  народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы,  скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, былины; диски с записями рус. нар. мелодий и песен; музыкальные инструменты; презентации «Как жили люди на Руси»

КОММУНИКАЦИЯ: Картины В.М. Васнецова «Богатыри», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

СОЦИАЛИЗАЦИЯ: Материал для изготовления женских украшений (бусы, браслеты), кулонов, украшений для кукол, омулетов.

ТРУД: Материал для изготовления фартуков для работы на грядках, плетение ковриков.

БЕЗОПАСНОСТЬ: Игра-лото «Ремесла Киевской Руси».

Художественно-эстетический центр развития

Центр физического развития

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ: Иллюстрации с изображением русской избы, чума; картинки с изображением музыкальных инструментов

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бумага; цветные карандаши; гуашь; кисточки; фломастеры; восковые мелки; ватман

АППЛИКАЦИЯ: Цветная бумага; картон; ножницы; клей; кисточки; клеенки; салфетки

Материал для изготовления инвентаря к народным подвижным играм.

Технологическая карта №5.

«Виды детской деятельности и формы организации»

Музыкально-художественная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность

Продуктивная деятельность

Прослушивание русских народных песен «Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Обучение игре на ложках.

Разучивание хороводов «Улитка», «Березонька», «Каравай».

Прослушивание звучания русских народных инструментов.

Дидактическая игра «Отгадай по звуку инструмент».

Аппликация «Матрешки в хороводе».

    (коллективная работа)

Изготовление атрибутов к подвижным играм.

Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного искусства».

Рисование витражными красками «Народные промыслы».

Детские проекты «Русский фольклор»

Конструктивная деятельность

Игровая деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

 Конструирование избы по запланированным схемам.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «К нам пришли гости».

 Сравнение изображений разных домов по картинкам.

Сравнений орудий труда в древней Руси с современными орудиями труда и техникой.

Коммуникативная деятельность

Двигательная активность

Сотрудничество с родителями

Беседы: «Россия моя мастеровая», «Старинные русские обычаи», «Русские народные игрушки», «Весенним вечером в крестьянском русском доме», «Устройство русской избы».

Дидактические игры: «Укрась слово», «Дверная скважина», «Кузовок», «Ручеек»,

Восприятие художественной литературы: Рус. нар. сказки «Садко»,  «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»;  нанайская  народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные.

Утренняя гимнастика.

Гимнастика «Богатырские яблоки».

Народные подвижные игры на прогулке и малоподвижные игры в группе.

Игры: «Каравай», «Гори, гори ясно!», Ручеек», «На горе-то калина», «Горелки», «Золотые ворота».

Разучивание с детьми пословиц и поговорок.

Подбор энциклопедий по данной теме для рассматривания совместно с ребенком.

Консультация для родителей: «Народные праздники на Руси», «Старинные русские обычаи», «Русские промыслы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »

Краткосрочный проект по теме«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор ».Подготовительная группа. Подготовила Глаголева Н.В.,воспитатель высш. кв. кат...

2 младшая группа календарно-тематическое планирование на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"

Календарно - тематический план во 2 младшей группе на неделю "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Группа :  подготовительная к школе...

Краткосрочный проект по теме Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор.

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.Задачи:·Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенк...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.Задачи:Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; з...

План – конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность). (народная культура и традиции русского народа)

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...