Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Что такое стекло?"
план-конспект занятия (старшая группа)

темирова алима оразгелдиевна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования " Что такое стекло" в старшей группе № 12 " Рябинка" МАДОУ ДС № 61

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_steklo.docx22.91 КБ
Файл istoriya_vozniknoveniya_stekla.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в группе  № 12 «Рябинка»   «Что такое стекло?»
Цель :познакомить детей с историей возникновения стекла,свойствами стекла
Образовательные задачи:

- познакомить детей со свойствами стекла: гладкое,прозрачное,водонепроницаемое, издает мелодичный звук,хрупкое.

- знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув
Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах опытов.
Развивающие задачи: развивать внимание, умение обследовать предметы, связную речь, мышление.
Воспитательные задачи:

-воспитывать в детях уважительное отношение к труду взрослых,

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.
Материал и оборудование: лабораторные стекла по количеству детей, бумажный и стеклянный стаканы, деревянные палочки, мыльные пузыри , белые халаты, стеклянные изделия: вазочки,флакончики, пробирки,линзы, термометры,лампочки,баночки,розеточки,стаканы,бутылки.
Предварительная работа:
Рассматривание изделий из стекла, чтение стихотворения
Дж. Родари «Стеклянная», А. Барто «Однажды я разбил стекло… »,
Словарная работа: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.
Ход ООД.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?

Дети: Мы видим много разных предметов.

Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.

Раздаётся стук в дверь,  передают красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит  за письмо, открывает конверт и

показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

На окошечках простое, А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся, А ударишь - разобьётся.

Дети: Это стекло.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в Музей стекла. Но перед тем как пройти в музей, мы должны запомнить правила поведения в музее:

  1. Не  шуметь в музее
  2.  Не  трогать музейные экспонаты руками
  3. Не перебивать экскурсовода

Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про      музей рассказать.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.

Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.

Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?

Дети: Да. Нравятся.

Воспитатель: Мне тоже        понравилось в музее, понравились все предметы - они красивые, все блестят.

Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?

Дети: Все предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

Дети: Стеклянные.

Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.


Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете, как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад.

Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель

показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного

расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал

своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.

Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой

стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло.  Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может

овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется -

стекольный.

В.Повторите, как называли мастера, умеющего выдувать из горячего стекла различные сосуды.

Д. Стеклодув

В. Попробуйте и вы превратиться в стеклодувов. Пройдите к столам, надуйте мыльные пузыри. Делайте это осторожно, представьте, что вы работаете с раскалённым стеклом.

Дети подходят к столу, на котором стоят баночки с мыльными пузырями и выдувают мыльные пузыри.

Воспитатель. У вас получились замечательные пузыри! Жаль, что они не так долговечны, как изделия стеклодувов.


Воспитатель: Мы узнали как появилось стекло и как его изготавливают сейчас. А теперь мы узнаем о свойствах стекла. Для этого превратимся в исследователей и пройдем в нашу маленькую лабораторию. (Дети надевают фартуки и шапочки). Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (не разговаривать громко, не пробовать на вкус незнакомые вещества, работать только под наблюдением взрослых). Запомните что со стеклом нужно обращаться крайне осторожно, так как им можно пораниться.

 (Перед каждым ребенком кусочек стекла.)
Опыт №1.
Дети проходят к столам, где лежат лабораторные стёкла.
Воспитатель: Возьмите стекло и потрогайте его. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное) Отметим это свойство таким значком. (Воспитатель отмечает в таблице гладкость стекла) .
Опыт №2.
А теперь посмотрите в окно. Что вы видите? (Ответы детей: дом, деревья, небо) .
Попробуйте посмотреть через стекло друг на друга. А сейчас посмотрите через стекло на гостей и улыбнитесь им. Что мы можем сказать о стекле? Какое оно? Правильно, стекло прозрачное.
Отметим в таблице свойство стекла – прозрачность вот таким значком.
Опыт №3.
Воспитатель: У меня два стакана. Это какой? (показывает стеклянный стакан)
Дети: Стеклянный стакан.
Воспитатель: Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .
Дети: Бумажный стакан.
Воспитатель: Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?
Дети: Вода из бумажного стакана начинает течь.
Воспитатель: Почему из бумажного стакана течет вода?
Дети: Потому что бумажный стакан размок и порвался.
Воспитатель: Почему из стеклянного стакана не течет вода?
Дети: Потому что стеклянный стакан не пропускает воду и вода остается внутри.
Воспитатель: Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?
Дети: Стекло не пропускает воду.
Воспитатель: Ну конечно, это и есть третье свойство стекла - водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду.
В таблице отмечаем это свойство таким значком.

А теперь давайте превратимся в стеклоделов и разомнемся.

Дети выполняют движения по показу воспитателя.

  1. Мы, ребята-стеклоделы. Принимаемся за дело!(Маршируют на месте, засучивают рукава)
  2. Массу в печи помещаем,(Приседают и встают)

Очень сильно нагреваем.(Приседают и встают)

Долго мы стекло варили и за качеством следили.(Выполняют круговые движения руками)

Нами сварено стекло.Светлым быть оно должно.(Разводят руки в стороны)

.Стеклодувы — мастера,Формы выдувать пора!(Выполняют короткий вдох и длинный выдох)

Всё в порядке, ставим пять!(Показывают кулаки с поднятыми вверх большими пальцами)

Можно смело отдыхать
Опыт №4.
Воспитатель (стучит по стакану.) Что вы слышите?

 Дети: Стекло звенит, издает звук) .
А теперь вы постучите палочками по стеклу. У нас получился оркестр!
(У детей несколько стаканов и палочки на каждого)

 Что можно сказать о стекле?
Дети: Стекло звенит, оно мелодичное.
В таблице отмечают мелодичность стекла.
Опыт №5.
Воспитатель: Дети, а если я уроню кусочек стекла. Что с ним произойдет? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся.
Значит стекло – хрупкое, оно легко ломается. Чтобы об этом не забыть, отметим на нашей схеме свойство стекла – хрупкость.
Опыт №6.
Воспитатель: А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти?
Дети: Можно порезаться, пораниться.
Воспитатель: Да, дети, нельзя брать в руки осколки в руки, порезы долго заживают. Со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться.
Воспитатель на демонстрационной таблице схематично отмечает свойство стекла – порез.

Игра «Какой предмет?»

Воспитатель. Предметы делают не только из стекла, но и из других материалов. Я буду бросать мяч и называть какой-нибудь предмет и материал, из которого он сделан. А вы, возвращая мяч, называете, какой предмет.

 «Пузырек из стекла-стеклянный»

-Ложка из металла-металлическая.

-Ложка из дерева-деревянная.

-Ваза из глины-глиняная.

-Ваза из стекла-стеклянная.

-Машинка из пластмассы-пластмассовая.

-Мяч из резины-резиновый.

-Кораблик из бумаги-бумажный.

-Линза из стекла-стеклянная.

-Поднос из металла-металлический.


Прикрепляю таблицу на магнитную доску


Воспитатель:
 Дети, сегодня мы познакомились с историей возникновения стекла и  со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети:

 Стекло прозрачное

  • Стекло твёрдое
  • Стекло холодное
  • Стекло гладкое
  • Стекло хрупкое
  • Стекло водонепроницаемое
  • Стекло мелодичное

Воспитатель: Расскажите, что вам понравилось?

Чему новому научились?

Молодцы, всем спасибо за активное участие

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

история создания стекла

Слайд 2

В ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК ДОБАВЛЯЛИ:

Слайд 3

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК ЗОЛУ СОДУ

Слайд 4

КРАСКИ ДЛЯ ПРИДАНИЯ СТЕКЛУ ЦВЕТА

Слайд 5

И ДОЛГО ВАРИЛИ НА ОГНЕ,ПОКА НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ МЯГКОЕ. БЛЕСТЯЩЕЕ ТЕСТО.

Слайд 6

Мастер - стекольщик брал в рот глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, А другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь. Раздувая стекло мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались:

Слайд 7

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Слайд 8

ИЗЯЩНЫЕ ВАЗЫ ДЛЯ ФРУКТОВ И ЦВЕТОВ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ

Слайд 9

МАСТЕРА, КОТОРЫЙ ВЫДУВАЕТ СТЕКЛО, НАЗЫВАЮТ СТЕКЛОДУВОМ

Слайд 10

ОДНАЖДЫ МАСТЕРУ - СТЕКЛОДУВУ ПРИШЛА МЫСЛЬ: ВЫДУТЬ БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯННЫЙ ПУЗЫРЬ И ОТСТРИЧЬ У НЕГО КОНЦЫ С ДВУХ СТОРОН

Слайд 11

ПОЛУЧИЛАСЬ РОВНАЯ ТРУБКА. ОН РАЗРЕЗАЛ МЯГКУЮ И ЕЩЁ ТЁПЛУЮ СТЕКЛЯННУЮ ТРУБКУ ВДОЛЬ И РАЗВЕРНУЛ ЕЁ НА СТОЛЕ

Слайд 12

ПОЛУЧИЛСЯ СТЕКЛЯННЫЙ ЛИСТ.ПЕРВОЕ СТЕКЛО БЫЛО МУТНОЕ, НЕРОВНОЕ, ОДИН КРАЙ ТОЛШЕ, ДРУГОЙ ТОНЬШЕ

Слайд 13

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕКЛА АВТОМАТИЗИРОВАН , ЗАВОД ,НА КОТОРОМ ПРОИЗВОДЯТ СТЕКЛО НАЗЫВАЕТСЯ СТЕКОЛЬНЫМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». Младший дошкольный возраст

Цели:• знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем);• развивать умение детей решать проблемные задачи;• воспитывать интерес ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». (3-4лет)

знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем)...

Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию в средней группе "Такие разные камни"

Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию личности дошкольников....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему «Что такое воздух»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему  «Что такое воздух» Цель занятия: формировать представления детей о воздухе...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с применение цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" "Что такое звук?"

Цель: Формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.Задачи: -...

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Что такое здоровье?" для детей среднего возраста

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Что такое здоровье?" для детей среднего возраста по приобщению к здоровому образу жизни....