Статья "Экологическое воспитание в ДОУ"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Экология- дело каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_dou_1.docx384.65 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ.

C:\Users\Наталья\Desktop\Уголок.jpgC:\Users\Наталья\Desktop\Стенд.jpg

 

Пора бы человечеству понять,

Богатство, у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же - живая!

Актуальность.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Цель.

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи.

• дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.

Экологически развивающая среда моей группы включает.

 Уголок «Эколята - дошколята» – это одна из игровых и учебных зон нашей группы. Он органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты.  У ребят есть друзья – эколята, которые берегут лес и его обитателей. Герои Азбуки Природолюбия помогают воспитанникам знакомиться с окружающим миром: с Шалуном мы весело играем, с Умницей читаем книги, с Елочкой и Тихоней экспериментируем. И вместе со всеми героями проводим веселые развлечения!

 Экологический уголок в ДОУ «Эколята-Дошколята» разработан педагогами для наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Уголок «Эколята – дошколята» является просветительской, игровой и учебной зоной,  оформлен не только для детей, но и для наших первых помощников – родителей. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

   А ещё ребята сами оформляют «Уголок природы» и меняют деревья по временам года.

 Экологический уголок «Эколята-дошколята» постоянно обновляется новым материалом, меняя наполнение разделов можно планировать и дальнейшее ознакомление детей с охраной природы, что позволит дошкольникам, вырасти настоящими защитниками природы, которые будут бережно относиться к окружающей среде.

 В уголке «Эколята – дошколята» подобрана  картотека опытов и экспериментов.

Дети  собирают гербарии, природный материал, читают стихи, рассказы, загадки, из которых   узнают много нового о природе, делают поделки.

Дети учатся  беречь и охранять природу, изучают правила поведения в природе.

Имеется большая игротека «Чей след?», «Найди, где спрятались», «Кто, где живет?»,  «Мир растений», «Дикие животные и их детеныши», «Воздух, земля, вода», Лото «Птицы» и др.

Мероприятия

по реализации проекта «Эколята – Дошколята»

№ п/п

Мероприятия

1.

Всероссийская акция «Лес Победы»

2.

Экологическая акция «День без автомобиля»  

3.

Благотворительная акция "Крышечки надежды",

4.

Сдай батарейку - спаси ёжика".

5.

 Ежегодная акция «Покормите птиц зимой! »

6.

Всероссийский экологический субботник "Зеленая Россия"

7.

  
Акция   под лозунгом " С каждого по зернышку!"

8.


Акция
«Счастливый хвост»

9.

Поделки из природного материала " Краски Осени"

10.

 Экологический фотоконкурс «Вокруг мусора!»

11.

Экологический конкурс "Ёлочка, живи!"

12.

Всемирная акция "День Земли"!

13.

 Посадка огорода "на окне"

14.

Всероссийский конкурс детского рисунка «Эколята - друзья и защитники Природы!».

15.

Экологический спектакль «Теремок» на новый лад

16.

 Конкурс  чтения стихотворений поэтов Кольского Заполярья, воспевающих северный край.

17.

Выставки поделок "Чудеса из мусорной корзины» .

18.

 Участие в дистанционном фестивале экспериментальной деятельности по воспитанию экологических представлений дошкольников «Волшебный мир природы»

19.

 Экологический проект "Страна Бережливости".

20.

 Проект "Собака друг или враг?". В рамках проекта проходит акция- помощь подопечным Приюта для животных ЗАТО Александровск

21.

Проект "Заповедники Кольского полуострова"

22.

Проект «Лес- наше богатство»

23

Проект « Птицы- наши друзья»

В рамках проекта организуем множество разнообразных мероприятий экологической направленности, интеграция  различных видов детской деятельности дополняет друг друга.

Проводимые экскурсии дают возможность наблюдения за одними и теми же природными объектами в разное время года,  и сравнивать, какие изменения произошли в природе с прошлого похода, а так же вспоминать и соблюдать правила поведения в природе.

Реализуя познавательно-исследовательские проекты, учим детей ставить проблемные вопросы, решать экологические ситуации через практическую деятельность. Так «Огород на подоконнике» вовлек ребят в деятельность по выращиванию культурно – огородных растений в комнатных условиях, что несомненно способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, помогает лучше познакомиться с растительным миром. Детские длительные наблюдения в рамках исследований  способствовали расширению представлений детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Считаем, что природные объекты так же развивают у дошкольников эстетические чувства, дают возможность радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Юные эколята приняли участие в благотворительных акциях "Крышечки надежды"  и "Зелёная Россия". Собранные пластиковые пищевые крышечки и батарейки переданы в волонтёрскую группу "Город и дети" (ГиД) г. Полярный, которые занимаются доставкой вторсырья в Центр экологических инициатив "Чистая Арктика". Вырученные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари надежду» для оказания помощи детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении и реабилитации.

Эколята  проявляют инициативу, реализуют свои возможности в творческой   мастерской, где из природного и бросового материала воплощают свои замыслы в изготовлении разных представителей животного мира и других природных объектов.

 Экологический проект "Страна Бережливости". Мы  знаем, что энергосбережение приводит не только к экономии денег, но и позволяет заботиться о Планете в целом! Мы "Эколята-дошколята" - настоящие защитники природы! Наш эко-патруль "Берегиня" пристально следит за разумным использованием природных ресурсов!

 Проект "Заповедники Кольского полуострова". Дети познакомились с Красной книгой Мурманской области и с тремя заповедниками Кольского полуострова: "Пасвик", Кандалакшский, Лапландский, с животным и растительным миром родного края.

В рамках реализации экологического проекта "Птицы-наши друзья!". Родители вместе с детьми смастерили кормушки, которые приняли участие в выставке "Столовая для птиц", также была организована акция «Покормите птиц зимой» - сбор корма для птиц. Присоединившись ко Всероссийскому экологическому празднику "Дню зимующих птиц России" юные эколята с родителями разместили кормушки на нашей «Алее эколят». При изготовлении кормушек  эколята и родители проявили творчество, фантазию, что несомненно привлечет наших пернатых друзей! Приходя на участок дети с радостью насыпают корм, зная, что горстка зерна может спасти птиц зимой от голода. 

В преддверии Новогодних праздников, нами  была проведена экологическая акция «Ёлочка, живи!» Цель природоохранной акции – формирование ответственного отношения к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

Экологическая акция «День без автомобиля»
Девиз дня - "День без автомобиля проведи, чистым  воздух сохрани!
Цель акции: привлечение внимания воспитанников и их родителей к проблеме негативного влияния, оказываемого автомобилями на окружающую среду, и снижения дорожно- транспортных происшествий.
Ребята познакомились с праздником "День земли" и узнали, как называется модель нашей Земли, в какие цвета окрашена планета и их значение, какие есть материки, на каком материке мы живём, как надо беречь и заботиться о нашей единственной планете, ведь другой такой... и нет!

Всемирная акция "День Земли"!
По традиции в этот день жители всей планеты принимают участие в различных экологических акциях и мероприятиях.
Мы хотим побудить людей - быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. День Земли — это гражданская инициатива, она открыта для всех

Вместе с родителями дети участвуют в конкурсах экологической направленности международного, всероссийского и межрегионального уровней.

 Проводятся занятия по различным темам, связанным с сохранением Природы, например, «Природа – твой друг! Приди с Эколятами ей на помощь!», «Наши четвероногие друзья», «Сделаем чистыми берега наших рек», «Маленькие батарейки – большая опасность для нас и Природы», «Пусть дерево станет твоим другом»

Конспект  занятия по экологии

"Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

На занятии присутствует 25 человек.

Цель: формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по

           защите природы.

Задачи:

     - дать детям представление об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;

     - уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях и мероприятиях по предотвращению загрязнения.

     - найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала;

     - расширять кругозор и активизировать словарный запас;

     - развивать у детей экологическую культуру.

Ход занятия

Ребята обратите внимание на наш экологический уголок.

     Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это сложная, важная и нужная наука. Сегодня мы познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу, и расскажем о том, как сами стараемся охранять природу.                                                                                                                  

     Итак, за право называть себя лучшими экологами будут бороться две команды – «Экологи» и «Друзья природы»

     1 задание «Разминка» (Воспитатель по очереди задаёт вопросы обеим командам)

  1. Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми)
  2. Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
  3. Углубление в дереве, в котором живёт белка? (дупло)
  4. В какое время года у животных много корма? (летом)
  5. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина жёлтая? (ромашка)
  6. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)
  7. Когда больше грибов: весной или осенью? (осенью)
  8. Не рыбак, а сети плетёт? (паук)

2 задание «Экологические знаки». Каждая команда называет по 5 знаков (предварительно нарисованных на одном из занятий в течение недели). Ребята определяют названия каждого из них.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не загрязняй реки и озёра.

- Не разжигай в лесу костры.

- Соблюдай тишину в лесу, т.к. ты можешь нарушить покой зверей и птиц.

- Не рви в лесу, на лугу цветы.

- Не лови насекомых.

- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда.

- Не оставляй в лесу и у реки мусор.

- Не забирай животных и птиц домой.

- Не руби деревья.

Ребята, мы должны беречь и защищать нашу любимую планету, и всегда помнить и соблюдать правила поведения на природе.

3 задание «Зоосад». Первой команде нужно разложить на столе картинки с изображением диких и домашних животных, второй команде – перелётных и зимующих птиц.

4 задание «Экологический десант». Выигрывает та команда, которая соберёт с помощью прищепок больше мусора. «Экологи» собирают в мешок пластик, «Друзья природы» - бумагу. (Воспитатель анализирует работу детей)

      Рассматривание выставки поделок из бросового материала «Вторая жизни ненужных вещей» (совместная деятельность с родителями)

     Сюрпризный момент. Показ детям бумаги, которую они делали из старых ненужных газет в течение тематической недели.

     Ребята, вы настоящие друзья природы, потому что вы бережёте и любите её. Но чистой должна быть не только земля, но и воздух, чтобы всем нам было приятно жить и дышать!

5 задание «Вопрос – ответ»

- Кто и что загрязняет воздух в городе? (фабрики, заводы, машины, курильщики и т.д.)

- Назовите, что очищает воздух? (растения)

А что ещё, кроме воздуха и земли, должно быть чистым? (вода) Без воды не прожить живым организмам.

6 задание «Кто быстрее?»

- Что вы знаете про воду? (вода везде, это жидкость, она течёт, её можно наливать и т.д.)

- Какая она? (без цвета, запаха, вкуса)

- Кому нужна вода? (человеку, животным, растениям)

- Зачем вода растениям? (чтобы расти)

- Как растения получают воду? (из земли корнями)

- Нужна ли вода человеку?

- Что он с ней делает? (пьёт, готовит еду, моется, поливает ею растения, стирает и т.д.)

- Можно ли оставлять краны открытыми?

- Можно ли кидать мусор в водоёмы?

     Вода нужна всем живым существам. Она должна быть чистой и её должно всем хватать. Поэтому мы не должны растрачивать напрасно воду и загрязнять водоёмы. Берегите недра, лес и тишину, чтобы были труд и отдых, как бывало в старину. Сегодня мы много интересного узнали. Вы дружные, умные и трудолюбивые, а только такие дети могут стать настоящими друзьями природы.

Каждый маленький «эколёнок» должен помнить и знать простые правила: не губить, не уничтожать красоту, а ценить и бережно хранить родную природу.

Помнить теперь основное правило поведения в природе: «Не навреди». Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе. Все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту! Ребята! Вспомните постановку нашей  экологической  сказки «Теремок» на  новый лад.

Сказки любят все на свете.

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру,

И прилежному труду!

Наша сказка вам расскажет,

Как в лесу себя ведут.

Зверей, природу берегут.

Пусть все живут на свете вместе.

И только так спасём мы мир!

Ведь если каждый человек.

Устроив на поляне пир,

Забрать с собой захочет мусор,

Костер потушит и зальет,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Давайте дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

статья об ознакомлении детей с растительным миром...

Статья "Экологическое воспитание малышей"

Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.  В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания д...

Статья "Экологическое воспитание малышей"

Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.  В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспит...

Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...

Статья: «Экологическое воспитание в детском саду»

Многие годы работаю с детими и экологическое воспитание считаю одним из важнейших направлений в воспитательной работе в ДОУ. За это время выработала свою систему работы по экологии, чем хочу поделитьс...

Статья"Экологическое воспитание детей"

Экологическое воспитание детей...

Статья «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...