конспект НОД по окружающему миру "Путешествие по зимнему лесу, или по следам Маши"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ермилова Мария Михайловна

игра-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_zimnemu_lesu.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в зимний лес, или по следам Маши»

Задачи:

- конкретизировать и углублять представления детей о зиме, особенностях диких животных и птиц в зимний период; закреплять знания о свойствах снега

-  развивать стремление общаться со сверстниками и взрослыми в процессе игровой и познавательной деятельности;

- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки

-  воспитывать нравственные качества, любовь и заботливое отношение к природе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, коммуникативное.

Методы и приемы: игровая ситуация, проблемная ситуация (нужно найти Машу), отгадывание загадок, выполнение игровых заданий

Материалы и оборудование: картины с изображением зимы в лесу, картинки с изображением следов на снегу,  кукла Маша, изображение Маши из мультфильма.

Предварительная работа: знакомство с жизнью зимующих птиц и зверей; рассматривание картин на тему «Зима в лесу»; дидактические игры «Отгадай, кто это?», «Чьи следы?»;

наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание следов на снегу.

Ход занятия

В группу приходит кукла Маша. Воспитатель удивлен и обрадован, обращает внимание детей на то, как тепло одета кукла. Маша сообщает, что она собралась в лес к своему другу Мишке. Только знает, что медведи и другие звери зимой спят…

- Машенька, – говорит воспитатель, – как хорошо, что ты пришла! У нас сегодня как раз путешествие по сказочному зимнему лесу. Пойдем с нами, я буду рассказывать, что происходит в лесу зимой. Ты молодец, что оделась тепло.

Воспитатель обращается к детям с просьбой скорее убрать игрушки и одеться для про- гулки. Изображает, что надевает пальто, шапку, сапоги. Следит за ребятами, чтобы они тоже все оделись ( имитирут движения). Затем взрослый с куклой в руках ведет детей в лес. На опушке просит остановиться и осмотреть поляну. Рассказывает: - Сейчас зима. И в настоящем лесу, и в твоем сказочном лесу, Машенька, очень холодно.    

Все – и деревья, и кусты, и земля – покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег: ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Вы, наверное, помните, что осенью опали все листья.

 Есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку. И ты, Машенька, отгадывай:

Зимой и летом одним цветом. (ель)

Затем воспитатель идет с детьми по краю поляны, осматривая лес и животных, которые встречаются среди деревьев. Первым попадается заяц. (картинка)

Воспитатель говорит: - Машенька, ты говорила, что все спят зимой. Вовсе нет. Вот заяц-беляк, он не спит зимой, а бегает по лесу. Голодно ему – нет зеленой травки. Приходится ветки с кустов да кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь – зима! И норы у него никакой нет, спит прямо в снегу под кустом или под елкой. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает – слушает разные шорохи. Ведь охотников поймать зайца зимой много – это и волки, и лисы. Но его хорошо спасает шерсть: она густая, теплая и белая, как снег. Прыгнет заяц под елку в снег – его и не видно! Так и живет всю зиму».

Далее все подходят к картине, на которой изображены волки. И вдруг замечают, что Маша исчезла.

 Воспитатель: - Ребята! Маша пропала. Мне кажется, она заблудилась в нашем сказочном лесу… Как бы с ней чего не случилось… Ведь в лесу много и опасных зверей. Например, волки. (подходят к картине с изображением волков, воспитатель рассказывает про них)

Потом детям встречается белка (рассказ воспитателя). Далее воспитатель обращает внимание детей на лису (она, как и заяц, не спит зимой), на следы зайца, по которым она хочет его найти.

Игра «Чьи следы?» (можно включить песенку «Следы» из мультфильма «Маша и медведь») 

(Для подсказок используются загадки.)

Воспитатель предлагает среди следов зверей поискать следы Маши и пойти по ним.

Следы приводят… к берлоге, где спит Мишка. (иллюстрация)

Воспитатель: - Ну,  вот и нашлась наша гостья. Машенька, ты же сама знаешь, что медведи зимой спят, и будить их нельзя.

 Воспитатель обращает внимание ребят на большой бугор, из которого идет пар – это и есть берлога, в которой спит Медведь. Воспитатель, обращаясь к детям и кукле, рассказывает, как медведь устраивает берлогу. Бугор получается потому, что на медведя падает        много снега. Он укрывает зверя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест, как другие звери.

Во время прогулки по лесу воспитатель не забывает поддерживать воображаемую ситуацию: сам совершает игровые действия (поднимает высоко ноги, нахлобучивает шапку, трет руки от холода, поднимает воротник пальто, отодвигает ветки) и предлагает их выполнять детям. Время от времени просит идти тихо, чтобы не спугнуть зайца, белку, держаться                           подальше от лис и волков, потому что они очень голодные.

Во время прогулки воспитатель предлагает Машеньке и ребятам поиграть в игру «Отгадай, кто это?»  (дети «превращаются» в животных и имитирут разные движения). Ребята будут изображать животных, а Маша попробует отгадать, кто это.

В заключение воспитатель спрашивает у Маши, понравилось ли ей играть с ребятами.

Уже «придя» в группу, воспитатель спрашивает у детей, в каком лесу они побывали. Уточняет, что это был сказочный лес, через какой Машенька любит бегать к Мишке в гости. А настоящий лес за городом (деревней), до него надо ехать (идти). И там сейчас действительно холодно, все покрыто снегом, там живут лисы, а может быть, и волки. И детям одним в лес ходить нельзя, потому что можно заблудиться, как Маша.

После занятия  Маша уходит или ребята могут взять ее с собой на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Конспект интегрированного логопедическго занятия "Пргулка по зимнему лесу"

Конспект интегрированнго логопедическго занятия "Прогулка по зимнему лесу" для детей подготовительной группы  (с музыкальным руковдителем)...

Конспект занятия по окружающему миру «Деревья нашего леса»

Конспект занятия по окружающему миру «Деревья нашего леса» Воспитатель:  Орлова Т. А. Цель занятия:  уточнить, расширить и закрепить знания детей о деревьях нашего края; учить дете...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

План конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «С Машей о водичке».

План конспект занятия по окружающему миру с средней группе на тему: " С Машей о водичке"Цель: закрепить знания детей о воде, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека....

План-конспект занятия по окружающему миру "Муравьи - санитары леса"

Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни....

Игра - путешествие "Прогулка по зимнему лесу «Кто оставил след?»

Брянский лес - край былинный, про него наслышан любой русский человек. Лесной пояс протянулся широкой полосой через всю Брянскую область по левому берегу реки Десны. Чтобы сохранить и восстановить уни...