Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
презентация к уроку (младшая группа)

Парфенова Валентина Николаевна

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_gr_tekst.docx563.65 КБ
Файл prezentatsiya2_wecompress.com_.pptx970.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

                                             

«Внедрение понятия  Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».

                                                                                                                                           

                                                                                                                                            Подготовили и провели

                                                                                                                                  воспитатели младшей группы

                                                                                                                          Парфенова Валентина Николаевна

                                                                                                                                      Клевцова Юлия Николаевна

                                                                г. Москва г. Троицк

                                                                           2022г.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы.

 

Экологическая тропа  преследует ряд целей и задач:

     а) Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

 Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

   б) Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

  в) Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

Экологическая тропа на территории ДОУ должна соответствовать следующим требованиям:

-Экологическая информационность и эмоциональная насыщенность.

-Доступность маршрутов

-Достаточная посещаемость детей

-Эстетическая привлекательность

-Соответствие содержания возрасту детей

 -Безопасность.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

- экскурсии;

- наблюдения в природе (разовые, длительные, циклические);

- экспериментирование, опыты с объектами природы;

- познавательные занятия;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- детско-взрослые проекты;

- труд в природе;

- экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

- экологические досуги, праздники;

- сбор природного материала;

- изготовление рисунков, поделок;

- участие в конкурсах;

-фотовыставки;

- изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

Экологическая тропа позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Она состоит из видовых точек. Путешествуя от одной точки к другой, дети знакомятся с объектами и выполняют задания педагога, а также задания от хозяйки тропы – Мудрой Совы.

Педагог обязан обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Экологической тропе», используя занимательное игровое, развивающее оборудование и материалы. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребёнка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

Правила поведения на экологической тропе:

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Заключение

     Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Практическая часть.

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Уже в младшей группе мы начинаем формировать у детей хорошие экопривычки. Это стало возможным благодаря созданию на территории нашего дошкольного отделения собственной Экологической тропы. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

 Работу на Экологической тропе мы начали осенью. Вначале мы познакомили детей с хозяйкой тропы - Мудрой Совой. Затем изготовили вместе с родителями таблички некоторых объектов тропы, нарисовали карту-схему с указанием изучаемых объектов: «Птичий городок», «Уголок фермера», «Огород».  Также родители принимали активное участие в конкурсе «Лучшая кормушка», который был посвящен экологическому празднику - Синичкин День. Дети время от времени получали приглашения в гости и задания от Хозяйки тропы.

Мы осенью с детьми были в «Птичьем городке» и зимой не забывали о наших пернатых друзьях. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс разные дидактические игры, например, «Четвертый лишний», «Летает-не летает», «Вершки-корешки».

Проводили также разные опыты с водой, со снегом - «Куда исчез снег»… Вырастили огород на подоконнике, теперь дети с нетерпением ждут, когда будут выращивать овощи на огороде на нашей экологической тропе. 

Чтобы удовлетворить детскую любознательность и заинтересованность детей, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, провели краткосрочный проект «Луковая семейка».

Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода. Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды, учим уважительному отношению к окружающему миру. Таким образом, мы можем сделать вывод, что подготовленная и проводимая нами работа является эффективной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников». Подготовили и провели Воспитатели младшей группы Парфенова Валентина Николаевна Клевцова Юлия Николаевна

Слайд 3

Экологическая тропа преследует ряд целей и задач: а) Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах. б) Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. в) Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

Слайд 4

Экологическая тропа на территории ДОУ должна соответствовать следующим требованиям: -Экологическая информационность и эмоциональная насыщенность. -Доступность маршрутов -Достаточная посещаемость детей -Эстетическая привлекательность -Соответствие содержания возрасту детей -Безопасность.

Слайд 5

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экскурсии; наблюдения в природе (разовые, длительные, циклические); экспериментирование, опыты с объектами природы; познавательные занятия; решение экологических ситуативных задач; чтение художественной литературы; детско-взрослые проекты; труд в природе; экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные); экологические досуги, праздники Сбор природного материала; Изготовление рисунков, поделок; Участие в конкурсах; Фотовыставки; Изготовление книжек-малышек ( экологические сказки) .

Слайд 6

Экологическая тропа позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Она состоит из видовых точек. Путешествуя от одной точки к другой, дети знакомятся с объектами и выполняют задания педагога, а также задания от хозяйки тропы – Мудрой Совы.

Слайд 7

Педагог обязан обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на « Экологической тропе » , с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребёнка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

Слайд 8

Правила поведения на экологической тропе 1. Поздоровайтесь с хозяином тропы! 2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. 3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы. 4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. 5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять. 6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п. 7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Слайд 9

Практическая часть!

Слайд 10

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Уже в младшей группе мы начинаем формировать у детей хорошие экопривычки . Это стало возможным благодаря созданию на территории нашего дошкольного отделения собственной Экологической тропы. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

Слайд 11

Работу на Экологической тропе мы начали осенью. Вначале мы познакомили детей с хозяйкой тропы - Мудрой Совой. Затем изготовили вместе с родителями таблички некоторых объектов тропы, нарисовали карту-схему с указанием изучаемых объектов: «Птичий городок», «Уголок фермера», «Огород». Также родители принимали активное участие в конкурсе «Лучшая кормушка», который был посвящен экологическому празднику - Синичкин День. Дети время от времени получали приглашения в гости и задания от Хозяйки тропы.

Слайд 13

Мы осенью с детьми были в «Птичьем городке» и зимой не забывали о наших пернатых друзьях. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс разные дидактические игры, например, «Четвертый лишний», «Летает-не летает», «Вершки-корешки».

Слайд 14

Проводили также опыты с водой, со снегом «Куда исчез снег».

Слайд 15

Вырастили огород на подоконнике, теперь дети с нетерпением ждут, когда будут выращивать овощи на огороде на нашей экологической тропе.

Слайд 16

Чтобы удовлетворить детскую любознательность и заинтересованность детей, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, провели краткосрочный проект «Луковая семейка».

Слайд 17

Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода. Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды, учим уважительному отношению к окружающему миру. Таким образом, мы можем сделать вывод, что подготовленная и проводимая нами работа является эффективной.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на ...

Консультация для воспитателей "Особенности экологического воспитания младших дошкольников"

В консультации указываются методы и приемы, а также формы работы по ознакомлению детей младшего возраста с природой....

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников...