Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»
учебно-методический материал на тему

Кокорина Светлана Александровна

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле; воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач нас взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской обмен опытом на тему

«Методическое сопровождение работы педагогов

по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

старший воспитатель Кокорина С.А.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

1 слайд

Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию опыт работы по методическому сопровождению работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК.

Чем вызвана эта тема?

Часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса в рамках ФГОС  нацеливает нас, педагогов дошкольных учреждений на освоение регионального компонента, как необходимого условия вариативности дошкольного образования. Приоритетность культурного регионального  наследия означает воспитание патриотизма на  местном материале с  целью  формирования  уважения к  своему  дому, бережного  отношения  к  природе  родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к  культурному  наследию и традициям.

Почему государство нацеливает нас на эту проблему уже тогда, когда дети еще только приходят в детский сад?

Видеоролик

Часто ли мы задумываемся о том, какой он наш город, в котором живем, растим детей? Для чего же следует знакомить детей с природой родного края? И для чего нужно знать природу родного края?  Давайте послушаем, что об этом говорят наши дети?    

(видеоролик)

2 слайд

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле; воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач нас взрослых.

3 слайд

Прежде, чем приступить к работе по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК, педагогами ДОУ была проведена беседа с детьми старшего дошкольного возраста по  определению  у них уровня  имеющихся знаний по данной теме, в ходе которой выяснилось, что  54% детей испытывали трудности в названии реки г.Канска, не говоря уже о небольших речушках, находящихся в нашем районе. Всего 34 % детей имели представление о речных жителях (в основном называли только щуку); 72% детей не имели представления о том, что сосновый бор – заповедник. Из деревьев и кустарников называли только ель, березу, иногда сосну. Практически все дети затруднялись в названии растений луга (кроме ромашки и одуванчика). 41% детей не знакомы с лекарственными растениями, а те дети, которые отвечали, называли только ромашку, некоторые из них – подорожник. 29% - затруднялись в названии насекомых. Из зверей нашего края  в основном дети называли лису, волка, медведя, зайца. Очень сложно для ребят было задание на сравнение, например, чем белка отличается от бурундука, косуля от лося? 

4 слайд

Так же были разработаны анкеты для изучения экологической осведомленности родителей. Анкеты показали: все родители без исключения считают данную тему очень важной, но не все обладают достаточным уровнем знаний по данной теме (66%), 44% родителей не знакомят своего ребенка с природой родного края (мотивируют тем, что нет времени). Также выяснилось, что у 48% семей есть традиции, направленные на приобщение детей к природе (это прогулки и пикник в сосновом бору, поездки на дачу, походы за грибами и ягодами, рыбалка). 36% родителей очень редко или никогда не бывают на природе со своими детьми.  Собранный материал позволил составить общую картину: родители с детьми, в целом, мало бывают на природе. Прогулки, отдых на даче, в деревне, родители, как правило, не используют с целью приобщения детей к природе, воспитания у них бережного, гуманного отношения к живым существам, развития интереса к различным природным явлениям.

Параллельно была проанализирована и РППС ДОУ,  что и привело к выводу о недостаточности доступного информационного и наглядно-дидактического материала по ознакомлению дошкольников с природой родного края (познавательной литературы, иллюстраций с изображением растений и животных, пейзажей родной природы и т.д.).

5 слайд

Таким образом, в ходе разноуровневого анализа в рамках данной темы обозначились следующие проблемы:

Все это способствовало организовать методическое сопровождению  педагогов нашего ДОУ в рамках качественной реализации экологического воспитания дошкольников в соответствии с национально-региональным компонентом. 

6 слайд

Первыми шагами стали:

1)  определение цели и задач

Для достижения поставленной цели были обозначены задачи в четырех направлениях: с детьми, педагогами, родителями, социальными партнерами и задачи, направленные на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

2) Второе – это разработка плана мероприятий по методическому сопровождению, предусматривающего следующие блоки:

- работа по наполнению РППС «Красота спасет мир!»

- работа с педагогами «Думай глобально, действуй локально!»;

- работа с родителями и социальными партнерами «Объять необъятное».

7 слайд

Первостепенной задачей для нас стало совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.  Данная работа в ДОУ началась с подбора краеведческого материала. С помощью педагогов и родителей:

- были подобраны иллюстрации по ознакомлению детей с растительным и животным миром нашего края. Иллюстрации были оформлены в альбомы «Птицы нашего края», «Животные наших лесов», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды» и т.д. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания с детьми;

- изготовлены макеты природных зон «Особенности нашей местности»;

- собраны коллекция полезных ископаемых, гербарии растений;

- изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, сделанные самими педагогами;

Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах имеются уголки краеведения, которые постоянно пополняются материалами для ознакомления  детей с городом и природой родного края.

8 слайд

- разработаны и систематизированы конспекты  НОД  по экологии в рамках НРК;

- разработано дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Мой город Канск».

9 слайд

В рамках работы с педагогами были организованы:

- мониторинг педагогов с целью выявления уровня их педагогических знаний по данному направлению;

- различные формы повышения квалификации педагогов (самоподготовка, открытые просмотры мероприятий воспитателями по данному направлению с последующим анализом проведенных мероприятий; педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы на тему: «Узнай лекарственные растения»,  «Рельеф нашей местности» и д.);

- выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников.

        При выстраивании блока работы с педагогами первостепенным стал анализ и нашей ООП.  Краеведение нами было включено  в расписание ООД один раз в месяц для детей старшего дошкольного возраста, а так же в совместную и самостоятельную деятельность. Казалось бы, что все проводим, значит знания у детей должны быть. Но результаты мониторинга по усвоению знаний детьми природы нашего города оказались ниже среднего уровня у 50% детей. Проанализировав создавшуюся ситуацию, пришли к выводу, что одного занятия в месяц недостаточно и мероприятия по краеведению в совместной и самостоятельной деятельности проводятся педагогами эпизодически, т.е. нет системы. В связи с этим было принято решение систематизировать работу по экологическому воспитанию детей через  наши, уже имеющиеся традиции,  а так же Клуб экологического воспитания.

        Если обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова, то понятие «традиция» трактуется как: - обычай или установившийся порядок в быту.

Оказывается, традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».        

 Желание педагога развивать традиции детского коллектива и последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у детей формируются необходимые положительные эмоции и привычки, ответственное отношение к порученному делу. Традиции позволяют сделать жизнь ребёнка в детском саду привлекательной и наполненной, дают ребёнку возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателями. В связи с этим мы и решили повысить мотивацию детей к познанию природы родного края через традиции (такие как утро радостных встреч, экскурсии, праздники, развлечения), часть из которых сегодня вам будут представлены.

10 слайд

        Следующий блок, на котором мне хотелось остановиться – это работа с родителями под девизом «Объять необъятное»:

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Поэтому на первый план  выводится формирование  у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел,  проектов, акций,  участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей,  выставок.  Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство  и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Так же родители оказывают помощь и в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами, в приобщении детей к традициям своей семьи.

Кроме того, для решения задач по экологическому воспитанию детей нами предусмотрено  обязательное оформление продуктов  совместной детско-родительской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, выставки творческих работ,  деятельность по благоустройству территории ДОУ. Все это способствует привлечению внимания детей, повышению их интереса к знакомству с природой родного края.

        Большое значение имеет связь с социопартнерами (учреждениями города, способными помочь в освоении природной среды родного края). Взаимоотношения с ними выстраиваем на договорной основе с разработкой плана совместных мероприятий.

11 слайд

Педагоги нашего ДОУ организовали и провели Акцию «Сохраним природу родного края»

Цель Акции: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, привлечение особого внимания общества к проблемам сохранения лесов от пожаров.

Панорама добрых дел:

-изготовили и распространили 200 календарей в Северо-Зап. м-не на тему «Береги наш лес»;

- дети подготовили и показали сказку «Лесной спецназ» ребятам  2-х  классов школы  № 3 г.Канска, а также  родителям  ДОУ;

-  организовали традиции «Встреча с интересными людьми», представитель ГОЧС г.Канска;

- организовали и провели экологический десант «Спасем лес от мусора» совместно с детьми отряда ТОС;

- сотрудники библиотеки-филиала организовали для ребят и их родителей выставку книг и провели беседу «Берегите природу друзья»;

- конкурс рисунков и коллажей среди дошкольников и их родителей  «Береги лес!». Работы были размещены не только на стенде ДОУ, но с работами детей познакомились и жители Северо-Западного мик.: рисунки и коллажи были размещены на информационных стендах жилых домов и автобусных остановках.    

12 слайд

Мы считаем, что наработанный материал по ознакомлению детей с природой родного края имеет практическую значимость, так как:

  • сформирован пакет методических материалов, с помощью которого воспитатели могу целенаправленно продуктивно осуществлять процесс развития любви к родной природе у детей, а именно  разработаны:
  • конспекты ООД и других мероприятий;
  • наглядно-демонстрационный и дидактический материал;
  • инструментарий мониторинга в рамках данной темы.

    - Уважаемые коллеги, хотелось бы завершить свое выступление следующими строками: «Создавайте групповые традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения  спектакли или небольшие игры и развлечения не столь важно. Главное, чтобы ваши дети знали и помнили  традиции группы и хотели у себя дома возродить эти традиции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида 2016г. Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК

Слайд 2

« Если ребенок знает историю своего города, интересуется окружающей его природой, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия»

Слайд 3

1 . Покажи город Канск на карте Красноярского края. 2. На какой картинке изображена местность твоего родного района. Расскажи, где ты это видел? Как называется главная река Канского района? А какие небольшие речки ты знаешь? 4. Какой природный памятник находится на территории города Канска? 5. Назови деревья нашего леса? 6. Назови кустарники Канского района? 7. Какие луговые растения ты знаешь? Чем луговые растения отличаются от садовых? 8. Какие лекарственные растения ты знаешь? 9. Какие ягоды и грибы есть в нашем лесу? 10. Каких зверей Канского района ты знаешь? Чем отличается белка от бурундука? Барсук от бобра? Косуль от лося? Суслик от хомяка? 12. Каких насекомых Канского района ты знаешь? 13. Каких птиц нашего края ты знаешь? 14. Какие рыбы водятся в водоемах Канского района? 15. Как сохранить природу родного края? Вопросы для детей старшего дошкольного возраста « Природ родного края »

Слайд 4

Опросник для родителей по теме «Экологическое воспитание детей через знакомство с природой родного края» Ф.И.О.___________________________________________ Какую группу посещает ваш ребенок?________________________ 1. Как Вы думаете, актуальна ли тема «Экологическое воспитание детей через знакомство с природой родного края»? да нет 2. Обладаете ли Вы достаточным уровнем знаний по данной теме? да нет недостаточно 3. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой родного края? да нет не знаю 4. Знакомите ли Вы своего ребенка с природой родного края? если «да», то каким образом?_____________________________ если «нет», то почему?___________________________________ Есть ли в Вашей семье традиции, направленные на приобщение детей к природе? нет да если «да», то какие, перечислите: ___________________________________________ 6. Как часто Вы бываете со своими детьми на природе родного края (на реке, в роще и т.д.)? часто редко никогда не бываем 7. Является ли Ваше поведение на природе положительным примером для вашего ребенка в воспитании бережного отношения к природе? да нет не всегда

Слайд 5

недостаточность предметной компетенции педагогов для проведения систематической работы в данном направлении; недостаточно методического, иллюстративного материала, отсутствие наглядных пособий, дидактического материала; пассивная позиция родителей в данном вопросе; - отсутствие предметной взаимосвязи с социальными партнерами. Проблемы:

Слайд 6

- систематизировать представления детей о природе родного края (города); - формировать познавательный интерес к природе родного города; - развивать воображение, любознательность, самостоятельность; - воспитывать любовь и уважение к городу, к родной природе; - совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду; - совершенствовать систему профессионального взаимодействия с родителями и социальными партнёрами в рамках данного направления; - повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в части реализации национально-регионального компонента ООП ДО; - продолжить работу по наработке диагностического инструментария для мониторинга качества реализации НРК. создание условий по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК Цель: Задачи:

Слайд 7

Блок « Красота спасет мир» (работа по наполнению РППС)

Слайд 8

ООД с детьми по направлению «Природа родного края» I. Климатические особенности города Канска II. Растительный мир Канского района Гуляем по лугу Прогулка по лесу Зеленая аптека Дары нашего леса «Ягоды» Дары нашего леса «Грибы» Растения Красной книги Береги природу! III. Животный мир Канского района Насекомые родного края Пернатые друзья 3. Звери нашего леса 4. Обитатели реки Кан 5. Красная книга – сигнал опасности Итоговое мероприятие – викторина «Знатоки природы»

Слайд 9

Блок «Думай глобально, действуй локально!» (работа с педагогами) семинары-практикумы; - коллективные решения проблемных педагогических ситуаций; - мастер-классы; - практикумы в форме деловых игр; - взаимопосещения

Слайд 10

Блок «Объять необъятное» (работа с родителями и социальными партнерами) МБДОУ № 47 Семьи воспитанников МБОУ СОШ № 3 Краеведческий музей г.Канска Выставочный зал СЮН Библиотека-филиал «ГИРЦ»

Слайд 11

Акция «Сохраним природу родного края»

Слайд 12

сформированы первоначальные представления детей о природе родного края; повысился уровень познавательной активности детей; качественное и количественное пополнение экологическим материалом и оборудованием развивающей предметно-пространственной среды; - повысился качественный уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ. В результате:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Городской обмен опытом на тему: "Методическое сопровождение педагогов в реализации ООП ДО"

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный но и значемый характер....

Статья "Значение опытов и практических работ в экологическом воспитании дошкольников"

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на ...

экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ- опыт работы

экологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окру...

Экологическое воспитание дошкольников в рамках краеведческой работы

Включение регионального компонента, основанного на местной истории, в учебный процесс дошкольных учреждений дает дошкольникам базовые знания о региональной культуре. Он развивает интерес детей дошколь...