экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ- опыт работы
статья (средняя группа)

Казакова Оксана Владимировна

экологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya.docx445.9 КБ
Файл doklad_konferentsiya.docx445.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников в рамках

ФГОС в ДОУ

        Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.
     Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».
    Таким образом,  экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
    Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.
Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:
- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, то есть становление  осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии. Это отношение к себе, как части природы, понимании ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы

экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка:

 -Сюжетно -ролевые  и д/игры

-Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций  о природе

-Экологические досуги, проекты

-Беседы  с  детьми  на экологические  темы

-Целевые прогулки и наблюдение в природе

-Просмотр  фильмов  о  природе

-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность

-Чтение детской художественной литературы

-Труд в  мини – центре  природы

-Изобразительная  деятельность  по экологической  тематике

-Беседы  с  детьми  на экологические  темы

-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений

-Игры с природным материалом

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные     принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
-  Что я хочу сделать?
-  Зачем мне это нужно?
-  Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала и росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Подготовила воспитатель МБДОУ №9

«Светлячок» О.В. Казакова   2019г.



Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников в рамках

ФГОС в ДОУ

        Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.
     Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».
    Таким образом,  экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
    Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.
Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:
- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, то есть становление  осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии. Это отношение к себе, как части природы, понимании ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы

экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка:

 -Сюжетно -ролевые  и д/игры

-Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций  о природе

-Экологические досуги, проекты

-Беседы  с  детьми  на экологические  темы

-Целевые прогулки и наблюдение в природе

-Просмотр  фильмов  о  природе

-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность

-Чтение детской художественной литературы

-Труд в  мини – центре  природы

-Изобразительная  деятельность  по экологической  тематике

-Беседы  с  детьми  на экологические  темы

-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений

-Игры с природным материалом

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные     принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
-  Что я хочу сделать?
-  Зачем мне это нужно?
-  Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала и росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Подготовила воспитатель МБДОУ №9

«Светлячок» О.В. Казакова   2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям Д...

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС.

Презинтация по теме "эКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС"...