Экологическое воспитание дошкольников в рамках краеведческой работы
статья по окружающему миру

Зарифуллина Резеда Ильшатовна

Включение регионального компонента, основанного на местной истории, в учебный процесс дошкольных учреждений дает дошкольникам базовые знания о региональной культуре. Он развивает интерес детей дошкольного возраста к родине, ее культурным, историческим и природным особенностям. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе познавательное отношение к природе и окружающему миру. Использование краеведения в качестве инструмента экологического воспитания детей дошкольного возраста может способствовать более успешному приобретению знаний, накоплению эмоционально положительного опыта в общении с природой и воспитанию заботливого отношения к природе. Основным направлением работы по экологическому воспитанию является развитие экологической культуры дошкольников и их знаний о флоре и фауне своего родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Зарифуллина Р.И., воспитатель

МБДОУ детский сад «Акчэчэк» Тукаевского МР РТ

Включение регионального компонента, основанного на местной истории, в учебный процесс дошкольных учреждений дает дошкольникам базовые знания о региональной культуре. Он развивает интерес детей дошкольного возраста к родине, ее культурным, историческим и природным особенностям. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе познавательное отношение к природе и окружающему миру. Использование краеведения в качестве инструмента экологического воспитания детей дошкольного возраста может способствовать более успешному приобретению знаний, накоплению эмоционально положительного опыта в общении с природой и воспитанию заботливого отношения к природе. Основным направлением работы по экологическому воспитанию является развитие экологической культуры дошкольников и их знаний о флоре и фауне своего родного края.

Экологическое образование методично организовано в различных областях: наблюдение за живой и неживой природой, эксперименты с природными материалами, игры с природным содержанием, чтение художественной литературы, изучение альбомов и открыток, участие в экологических мероприятиях, мероприятия по повышению осведомленности и публичные торжества. Все это обогащает и укрепляет знания детей о природе, развивает их познавательные способности и интерес и симпатию к природе. Работа основана по программе "От рождения до школы" Н. E. Веракса и М. A. Васильевой, и по технологии подпрограмм под руководством. С. Н. Николаева "Молодой эколог" и Н. A. Рыжова "Наш дом-природа".

В рамках ФГОС образовательный процесс в детском саду основан на трех основных видах деятельности взрослого и ребенка: учебной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Рассмотрим отдельно каждое направление экологического образования с учетом местно-исторического аспекта родного края.

В ходе учебной деятельности дети знакомятся с природными и экологическими особенностями местности, где применяется флора и фауна, экологические проблемы и природные ресурсы; дети дошкольного возраста знакомятся с географическими и климатическими особенностями, где расположены широко распространенные и редкие растения, лекарственные растения и фауна. Воспитатели создали звуковую библиотеку с записями звуков природы: шум леса, брызги воды, пение местных птиц и крики диких животных. Для ознакомления дошкольников с природой родного края были разработаны дидактические материалы и планы экскурсий. Для разных возрастных групп создавались и использовались фотоальбомы типа "Дикие животные Республики Татарстан", "Растения Республики Татарстан", "Грибы Родины", "Лечебные травы Республики Татарстан", "Природные памятники Республики Татарстан " и др.

Совместная деятельность. Для достижения целей экологической и краеведческой работы в детском саду создается определенная тема-развивающая среда, в которой важен прямой контакт ребенка с природными объектами, живое общение с растениями, практические занятия по их уходу. На территории детского сада проложена ЭКО-дорожка, оборудованная специально для образовательных целей. Целью считается расширение основной информации о природных объектах и явлениях и содействие экологической культуре. Задания по исследованию и оценке окружающей среды побуждают детей не только использовать свои знания в различных сферах жизни, но, прежде всего, применять их на практике. В огородах дети открывают для себя мир культурных растений, учатся ухаживать за ними и делают наблюдения. На экскурсиях и прогулках организаторы в презентациях рассказывают о птицах Родины, об их защите, о деревьях, произрастающих в лесах, и об их полезных свойствах, цветах и насекомых.

Фольклор, народные гулянья, персонажи, игры и сказки всегда отражали восприятие людьми природы, их отношение к ней и использование природных ресурсов. Кроме того, региональные особенности взаимоотношений человека и природы хорошо изучены в фольклоре. Соответственно, работа с детьми по познанию их родного края будет проходить и в книжном уголке, где будут книжки информативного характера, а также иллюстративные и дидактические материалы (иллюстрации природы Родины и города, фотоальбомы памятников природы республики, животных нашего края и т.д.). Чтение художественных произведений не только знакомит дошкольника с природой, но и способствует интересу детей к природе, заботливому отношению и наблюдательности.

В течение всего года проходят природоохранные мероприятия с детьми, такие как "Уборка берегов рек в нашей деревне", "Ёлка-зеленая иголка", "Кормление птиц зимой!". Это заставляет детей понять, что они тоже жители своей деревни и должны помогать взрослым и поддерживать порядок.

Отдых и развлечения с экологическим содержанием - одна из самых эффективных форм работы, поскольку они сочетают в себе различные виды деятельности для детей и оказывают наибольшее влияние на эмоциональную сферу ребенка. Народные праздники стали традиционными и их любят дети: "Сабантуй", "Карга боткасы", "Нәүруз (прощание с зимой)", "Аулак өй (Поседелки)", "Сөмбелә (День благодарения)" и узнают много нового и интересного о своей Родине, а главное, узнают доброту и любовь к Родине и родной природе.

Ежегодно в детском саду по обычаю проводятся конкурсы, выставки и фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов ("Моя родина", "Причуды Осени", "Гостинцы природы", "Экологические плакаты" и "Зеленая елка - зеленая иголка").

При работе с детьми педагоги уделяют большое внимание игровой технологии. Дидактические игры "Что растет где?", "Кто кричит?", "Узнай овощ" и "Когда это происходит?" помогают детям познакомиться с животными, птицами и природными явлениями. Словесные игры "Узнай по описанию", "Съедобное - несъедобное", "Хорошее - плохое" развивают внимание и воображение детей и повышают их познание окружающего мира. Игровые упражнения "С какого дерева лист", "Узнай по вкусу", "Найди то же самое" и т. д. помогают различать предметы по их характеристикам и особенностям, развивать наблюдательность.

Дети проверяют знания, полученные на занятиях и в сотрудничестве с воспитателем, с помощью самостоятельных экспериментов, игр, работ и книжного уголка. Условия, созданные для экологического воспитания в группах, такие как уголок природы, уголок эксперимента, выбор литературы и образов, природные материалы для самостоятельных игр и экспериментов, позволяют детям закреплять и применять свои знания на практике в ходе самостоятельной деятельности.

Ознакомление детей с природой их родного края сейчас является важной областью образования детей. Мы хотим верить, что любовь к природе останется в сердцах наших детей на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего,познанием человека и Отечества, их красоты и величия.В.А. Сухомлинский.В настоящее время идея воспитания па...

Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, О...

экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ- опыт работы

экологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Что когда-то жили, работали и праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – з...

Презентация к проекту "Экологическое воспитание дошкольников с использованием краеведческого материала"

Презентация освящает основные моменты проекта по экологии. Краеведческий материал дает огромные возможности для ознакомления дошкольников с экологией....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Система экологического воспитания дошкольников в рамках работы инновационной площадки «НАШ Зеленый детский сад»

Данна методическая разработка содержит информацию по организации образовательного процесса в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...