Проект " Защитим природу!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Выжимова Ирина Сергеевна
Цель: знакомство детей с природой, формирование у детей осознанно- правильного отношения представителям живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx416.22 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

«Защитим природу!»

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю! 
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети, педагоги группы, родители.

Актуальность проекта:  Тема проекта «Защитим природу!» выбрана нами не случайно.

   « Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. И взращивается посредством наблюдений. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В.А. Сухомлинский).

   Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

   Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

   Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

   Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

   Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

   Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

   Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней и с детства научить беречь окружающий мир.

Цель проекта:  Знакомство  детей с природой; формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; формирование убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять, способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.


Задачи:

- учить видеть красоту природы; познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- развивать понимание взаимосвязей в природе и место человека в них;

- воспитывать желание беречь природу;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- познакомить детей с разнообразными видами деятельности  по охране природы;

- обеспечить непрерывность экологического образования в системе:

 ДОУ – семья.

 - развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

- Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

-  Познакомить с правилами поведения в природе.

- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

-  Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат:

-  формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

 - проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

- бережное отношение к природе.

Необходимые материалы:

- уголок природы в группе,

- огород на окне,

- наглядный и демонстрационный материал,

- музыкальное оснащение,

- книжный уголок в группе.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

- подбор программно – методического материала по направлению работы;

- совершенствование развивающей среды;

- подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;

- подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;

- подбор наглядного материала, музыкальных композиций.

– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

- Почему это может произойти?

- Как это повлияет на нас?

- Как не допустить этого?

- Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях ;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

  • Беседы познавательные с детьми: 

«О правилах поведения на природе», «Животные нашего леса», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведения человека в лесу», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа нашего края», «Красная книга – сигнал опасности».

  • Игры:
  • дидактические
  • словесно – дидактические
  •  настольно – печатные

«Природное — рукотворное» (Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа)

«Угадай какая птица?» (Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах)

«Пищевые цепочки в лесу (на лугу)» (Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу (на лугу))

«Кто рядом живет?» (Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных )

«Что будет, если исчезнут птицы (растения, животные, леса, водоемы)?» (Закрепить знания об охране объектов природы)

«Узнай и назови» (Закрепить знания лекарственных растений)

«С какой ветки детки» (Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)

«Чего нельзя делать в лесу»  (Закрепить правила поведения в лесу)

«Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Магазин семян», «Кто где живет», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Пищевые цепочки водоема», «Грибы нашего леса», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы весны», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».

  • Подвижные: «Буря на море», «Одуванчики», «Журавли », «В лес по ягоды пойду», «Садовник», Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек», «Совушка».
  • Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке»,«Подснежники», «Дождик», «Пчелки». 
  • Художественное творчество:

Рисование:  «Мой любимый цветок», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы», «Веточка в вазе», «Весна красна»,  «Субботник»

Лепка: «Корзинка из леса», «Звери в весеннем лесу», «Мой четвероногий друг», «На прогулке в детском саду», Чудо-цветы»

Аппликация: «Деревья в лесу», «Птицы летят», «Веточка вербы».

Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных растений», «Весенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом»,

«Живая и неживая природа».

  • Целевые прогулки:

- прогулка по улицам города «Весна пришла! А город чистый?».

- прогулка в городской парк «Птицы нашего города».

- прогулка по территории детского сада «Весеннее пробуждение природы»

- Операция «Здоровые мы – здоровая природа»  к  Всемирному дню охраны здоровья.

  • Трудовая деятельность:

 - уход за комнатными растениями;

 - подкормка птиц на участке;

 - забота о домашних животных,

 - посадка огорода на подоконнике;

 - уборка территории своего участка от мусора.

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

    Знакомство с картинами русских художников:

И.И.Шишкин «Лес», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.П.Батурин «Цветущий луг»

Прослушивание музыкальных  композиций:

«Звуки природы», «Музыка воды», «Привольные просторы» (детский хор), «Человек собаке друг» (из м/ф. «Бобик в гостях у Барбоса», «Волна», «О цветах» (детский хор, «Бедный ежик», «У природы много дней»

Чтение детям художественной литературы русских писателей:

В. Бианки «Как муравьишки спешили домой», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом», В. Бианки «Синичкин календарь», И. Крылов «Кукушка и петух», Б. Житков «Сад», «Что я видел», Г. Серебрицкий  «Берегите птиц».

Знакомство со стихотворениями о природе русских поэтов:

 Е. Благинина «Одуванчик», А Стариков «Вечер», А. Фет «Зреет рожь», Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», А. Блок «На лугу», Ф. И. Тютчев «Зима не даром злится…» 

Разучивание пословиц и поговорок по экологическому воспитанию;

    Мороз не велик, да стоять не велит.

Синица к избе — зима на двор.

У зайцев шерсть побелела — зима близко.

Шумит дубравушка к непогодушке.

Рощи да леса — всему миру краса.

Много снега — много хлеба.

    Отгадывание и загадывание загадок о природе;

     Знакомство с экологическими стихотворениями;

Оформление и выставка книг, иллюстраций в художественном и природном уголках по темам:

 «Природа нашего края», «Красная книга – предупреждающий цвет», «Перелетные птицы», «Пришла весна!», «Вода – источник жизни», «Ребятам о минералах», «Первоцветы», «В недрах нашей Земли»

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу» (Приложение 1)

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Земля» 

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: 

«Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

«Всем людям необходимо бережно относиться к растениям,

 охранять животных»

«Знай и люби свой край, природу люби и не обижай!»

ХРАМ ПРИРОДЫ

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

 

ЛИТЕРАТУРА

 Ю.А. Вакуленко "Воспитание любви к природе у дошкольников:   

 экологические праздники, викторины, занятия и игры" / авт.-сост. -

 Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.

   Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на 

 экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова – Изд.2-е, испр. – Волгоград:

 Учитель, 2013.-  174с.

    Система экологического воспитания в дошкольных образовательных  

 учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация

 развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир

  природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост.

  О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.

    Формирование экологической культуры дошкольников: планирование,

  конспекты занятий / авт.- сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград:

  Учитель, 2008.-271с.

     Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

     Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

  Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

   Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

   Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

   Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

    Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. Педагогическое общество России, 2003.

    Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

   Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

    Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

 

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

 

1.     Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

2.     В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть  2, - М., Издательство: Баласс, 2006

5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.

Приложение 1

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:

  • закрепить и расширить знания о перелетных  и зимующих птицах;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера; 
  • развивать познавательный интерес к природе;
  • воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк), картина

 

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

-Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).

  • Как называют этих птиц? (Зимующие)
  • А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
  • Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
  • Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто… Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?

Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.

Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?

Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.

Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.

  Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.

 Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?

Дети: Они замерзают.

Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

  • А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
  2. Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы) 
  3. Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
  4. Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
  5. Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
  6. Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

О чем поют воробушки в последний день весны?

Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: —  Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)

  • Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
  • Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
  • Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)

Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

— Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах. 

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной  группе «Дети леса: грибы, ягоды»

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
  • Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
  • Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • словесные (беседа, вопросы);
  • наглядные (показ иллюстраций и картинок);
  • практические (дидактическая игра, лепка).

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

  • Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)

 

  •  Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)

 

  •  Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти «вкусные дети» леса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли — это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.

 

  • Есть у грибов и еще один враг — это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут «заразить» ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.

 

  • Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики — они растут под березами, подосиновики, рыжики — лучшие грибы для засолки, белые — их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).

 

 — А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают,но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Третье правило: ни в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы — они пригодятся животным и птицам.

  • Давайте поиграем в игру «Собери грибы«. (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)

 

  • Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника.  Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)

 

  • Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!

 

  —  А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.

 

Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Защита природы"

Проект посвящен объявлению президентом РФ 2017 года - годом экологии....

ПРОЕКТ Тема: «Путешествие в мир Красной книги России. Вопросы экологии и защиты природы». Тип проекта: долгосрочный (3 месяца) Направление: экологическое, патриотическое воспитание Целевая аудитория: дети 5-7 лет, родители воспитанников, пед

ЦЕЛЬ проекта Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гарм...

Проект "Защитим природу"

Проектная деятельность"Защитим природу"...

Проект "Защитим природу

Проект в старшей группе "Защитим природу".Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудш...

Проект "Защитим природу"

Проект "Защитим природу"...