"Опытническая деятельность в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО"
консультация по окружающему миру

Тонишева Юлия Александровна

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Опытническая деятельность в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО»

   Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, они знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), перед детьми ставят проблемные задачи (огонь – это тепло, это жизнь, а также огонь – это уничтожение всего живого). Усвоение детьми представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности: игре, моделировании, конструировании, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т.д.

   Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А.Хайдурова, З.П.Плохий).

   Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение. Это означает, что у ребёнка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфические дошкольные виды деятельности.

   Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:

- Как доказать, что…(воздух может передвигать предметы и т.п.).

- Сколькими способами можно осуществить это действие…(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.).

- Предскажите, что получится, если…(положим иголку на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краёв; какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т.п.).

   Знакомить детей с физическими свойствами окружающего мира необходимо совместно с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

   Воспитатели рассказывают родителям о том, как организовать опыты, эксперименты в домашних условиях.

   Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку, ведром или губкой?) Это поможет ребёнку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность, экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). (Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в неё воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объём, делать открытия и смелее экспериментировать. Проделывая эту работу, ребёнок научится высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

   И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребёнком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат.

Список литературы

1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ., 2013. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельность музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДОО»

laquo;Деятельность музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДОО»...

Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»

Тема: Автоматизация звука [Ш]  в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...

«Проектная деятельность в ДОУ в рамках реализации ФГОС

Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми....