Исследовательская работа в старшей группе «Эта удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

С. Ю. Гусева

Цель: Узнать как можно больше о соли, о её свойствах.

Перед собой поставили следующие задачи:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie17_sol.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в подготовительной группе «Эта удивительная соль»


Исследовательская работа в подготовительной группе «Эта удивительная соль»

Оглавление

Введение

1. Паспорт проекта

2. Актуальность

3. Цели и задачи исследования

4. Гипотеза

5. Методы и приемы реализации проекта:

I. Этап – подготовительный

II. Этап – практический

Опыт 1. «Свойства соли»

Опыт 2. «Соль хрустит»

Опыт 3. «Соль в воде разной температуры»

Опыт 4. «С солью и яйцом»

Опыт 5. «Выращивание кристаллов»

Опыт 6. «Соль – чистящее средство»

Опыт 7. «Красим соль»

III. Этап - заключительный

IV. Вывод по работе

Список литературы

Введение

Паспорт проектаисследовательский, творческий, краткосрочный (2 недели, в рамках ДОУ

Актуальность: После того, как Татьяна Юрьевна прочитала нам сказку "Как Иван – купеческий сын за солью ходил" возник вопрос: "Какими свойствами обладает соль?" Это очень заинтересовало, и мы решили исследовать соль, узнать о ней все.

Цель: Узнать как можно больше о соли, о её свойствах.

Перед собой поставили следующие задачи:

• Собрать информацию о соли

• Исследовать свойства соли опытным путем.

• Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.

• Провести опыт по окрашиванию соли.

Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, то можно расширить свои знания о соли.

Методы и приемы реализации проекта:

• анализ познавательной литературы;

• исследовательская деятельность;

• наблюдения;

• поисковая деятельность;

• творческая, игровая деятельность

I. этап – подготовительный:

• рассмотрели иллюстрации.

• просмотрели видео презентации «Где и как добывают соль»

• познакомились с художественными произведениями, в которых говорилось о соли. (Сказки, пословицы, поговорки, загадки)

• ходили на экскурсии

II. этап – практический:

Мы узнали, что соль - это приправа к пище, она белого цвета и очень соленая на вкус.

Соль используют в медицине, значит она лечебная. А еще бывает морская соль - ее добавляют в ванну с водой для купания.

Из интернет источников мы узнали, что соль существует с древних времен. Люди собирали белый порошок с камней на берегу моря.

Соль была очень дорогой и из-за нее начинались войны.

Соль придает пище вкус. Многие продукты без соли могут испортится, поэтому соль необходима человеку.

Мы решили изучить, что еще умеет соль, в этом нам помогла наш воспитатель Ульяна Сергеевна. С ней мы провели серию опытов:

Опыт №1. Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Мы насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего мы услышали хрустящие звуки. Мы сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

ВыводСоль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 Соль в воде разной температуры. Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной ложке соли «с горкой».

Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.

«Опыт №4 с солью и яйцом».

Взяли два стакана с водой. В один стакан положили 6 ложек соли и хорошо перемешали. Во второй стакан соль не положили. Осторожно опустили в оба стакана по сырому яйцу. В стакане с солью яйцо плавало на поверхности, а в стакане без соли - яйцо утонуло.

Вывод: Раствор поваренной соли имеет большую плотность, чем вода.

Опыт №5 Выращивание Кристаллов

А еще мы научились выращивать кристаллы. Они получились очень красивые. Мы взяли два стакана с водой, добавили в них соль и размешивали до тех пор пока соль не растворилась. Получился перенасыщенный раствор соли. Затем соленую воду процедили через ватный диск, и опустили в один стакан нитку, а в другой еловую шишку. Через несколько дней появились кристаллы.

ВыводСоль способна кристаллизироваться.

Опыт№6. Соль - чистящее средство. Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.

Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.

А еще мы красили соль. В тарелку с солью добавили пищевую краску и перемешали.

ВыводСоль легко красится и ее можно использовать в творчестве

III. Этап – Заключительный

Закончив проект, мы узнали:

• Соль - белое вещество с солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.

• Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

• Соль - помощница в хозяйстве.

• Соль - пища и приправа, консервант.

• Соль необходима для жизни и здоровья человека.

• При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

IV. Вывод:

В ходе работы мы узнали много нового о соли и ее свойствах. Провели интересные опыты. Работали в творческой мастерской: красили соль пищевыми красителями и украшали баночку.

Список литературы

1. Джейн Эллиот, «Детская энциклопедия». ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006

2. Савенков А. И., Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания, - Ярославль; 2002г.

3. Савенков А. И., Лекции на тему: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

4. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б. ; 1995г.

5. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.

6. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов. - Минск«Харвест», 2009 г. – 159 с.

7. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго. - М.: РОСМЭН, 2011 г. - 240 с.

8. Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011 г.

9. Интернет- ресурсы:

http://www.geologiazemli.ru/articles

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.kristallov.net/mineraly.html

http://mirkristallov.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Волшебные свойства соли».

ВведениеСегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой ка...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы "Эта удивительная соль"

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Познакомить их с необычными свойствами соли, как она ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»...

Проект старшая группа "Эта удивительная соль" (2023 уч г)

Данный проект предназначен,для расширения знаний о СОЛИ. Ее добычи и развовидностях. Показать, что соль можно использовать не только в пище, но и в других видах деятельности....