Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чаплина Татьяна Сергеевна

Формирование и воспитания у детей основ нравственно – патриотических чувств; систематизация знаний и создание педагогических условий для развития у дошкольников средней группы ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod_na_pechat.docx61.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23

г. Рязань

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в средней группе №1

«МОЙ ГОРОД»

                                                                                                          Воспитатель: Чаплина Т.С.                        

2021 год

Проект:

  •  Средней продолжительности
  •  Групповой
  •  Исследовательский
  •  Творческий

Сроки реализации: 3 месяца (март-май)

Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатели.

Актуальность темы

     В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу, к родному дому и семье, к истории и культуре страны и своего города, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

     Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери.

                                                                                                                                        Григорий Бакланов

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                                 (В. Орлов)

     Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

Проблема:

     В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовного, богато нравственного, творческого, думающего.

     Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Цель проекта:

     Формирование и воспитания у детей основ нравственно – патриотических чувств; систематизация знаний и создание педагогических условий для развития у дошкольников средней группы ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города.

Задачи проекта:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу;

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. Воспитание уважения к труду взрослых;

4. Расширение знаний и представлений о своем городе;

5. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

7. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для своего города, для семьи, родного дома, детского сада.

Мероприятия по реализации проекта

Взрослые (педагоги и родители)

Подготовительный этап:

  • Определение плана, средств для предстоящей деятельности;

Аналитический этап:

  • Совместный поиск информации;
  • Составление алгоритма действий;
  • Распределение обязанностей и поручений.

Основной этап:

Привлечение детей к достижению намеченного плана:

  • Провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с историей и достопримечательностями родного города;
  • Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, конструирование и т.д.;
  • Привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления фотовыставки: «Я и мой город», стенгазеты «Все вокруг родное, все вокруг мое».

Презентационный этап:

  • Участие в представлении продукта проектной деятельности.

Дети:

Подготовительный этап:

  • Участие в обсуждении проблемы, ответы на вопросы.

Аналитический этап:

  • Совместный поиск информации;
  • Вопросы взрослым и самостоятельный поиск ответов.

Основной этап:

  • Наблюдения, рассматривание, разучивание, изготовление, оформление;
  • Просмотр видеосюжетов по теме.

Формы и методы реализации проекта

Формы и методы работы с детьми

Познавательное развитие:

  • Занятия (НОД): «Наш семейный альбом»; «Дом, в котором мы живем»; «Где мы живем?»; «Мой любимый город».
  • Беседы: «Моя группа», «Мои друзья», «Для чего человеку имя?», «Что значит любить родителей», «Что есть в нашем городе для детей», «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
  • Дидактические игры: «Кто что делает», «Мой город», «Узнай и назови», «Сложи картинку».
  • Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад».
  • Экскурсии по микрорайону: «Моя улица, мой микрорайон» с привлечением родителей; экскурсия по улицам, прилегающим к детскому саду.
  • Рассматривание фотографий, открыток «Наш город», иллюстраций по темам занятий и бесед: «О чем рассказали старые фотографии» и др.

Речевое развитие:

  • НОД: «Рассказы о своей семье»; составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…»; «Город, в котором я живу».
  • Чтение художественной литературы: чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине; чтение и заучивание русских народных потешек; знакомство с русскими народными сказками («Волк и семеро козлят и др.) и сказками Рязанского края; чтение стихотворений о родном городе.
  • Беседы: «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»; «Город Рязань над Рекою-Окой…».
  • Дидактические игры: «Кто лишний», «Когда это бывает».

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка:

  • НОД: «На выставку с папой сегодня пойдем!..»; «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»; «Угощение для мамы»; «К нам гости пришли, дорогие пришли»; «Кто построил этот дом?»; «Мечтаю о таком дворе…».

Конструктивно-модельная деятельность:

  • НОД: «Мебель для кукольной семьи. Диван для папы»; «Ворота для машины»; «Дом, в котором мы живем»; «Наш детский сад».

Рисование:

  • НОД: «Животные, которые живут рядом со мной»; «Вагончики едут, колеса стучат…»; «Моя мама»; «Мой папа – самый лучший»; «Портрет семьи»; «Это вспыхнул перед нами яркий праздничный салют…»; «Моя улица»; «Герб моего города».

Формы и методы работы с родителями

  • Оформление папки-передвижки «История и достопримечательности нашего города»;
  • Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы;
  • Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»;
  • Консультация для родителей «Как воспитывать патриота», анкетирование, проведение викторины;
  • Изготовление стенгазеты «Все вокруг родное, все вокруг мое».

Презентация проекта

  • Представление уголка патриотического воспитания (в течение недели);
  • Оформление лэпбука «Я и мой город»;
  • Проведение итогового родительского собрания с показом презентации «Знай и люби свой отчий край».

Ожидаемый результат

  • Расширятся знания и представления детей о родном городе.
  • Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
  • Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за свой город, свою Малую Родину.
  • Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
  • Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

Продукт проекта

Взрослые:

- Оформление лэпбука «Я и мой город»;

- Стенгазета «Все вокруг родное, все вокруг мое»;

- Презентация «Знай и люби свой отчий край».

Дети:

- Выставка рисунков, макетов, поделок из пластилина и аппликации, сделанные с помощью нетрадиционных техник.

Ресурсное обеспечение

-Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М: АРКТИ, 2005г.

-Набор открыток «Рязань», 2013г.

-Болдырева Н. Г. Румянцева М. В. Рябинина С. И. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города (https://moluch.ru/archive/155/43765/).

-Зацепина М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5 - 7 лет М: Мозаика – Синтез, 2010.

-Наглядно-дидактические пособия: «Профессии», «Семья», «Животные леса», «Военная и боевая техника».

-Подвижные тематические игры для дошкольников /Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова./ – М.: ТЦ Сфера, 2018.- 128с.

Произведения русского народного фольклора.

Произведения изобразительного искусства (репродукции).

Изобразительные материалы.

Журналы, детские книги, фотоматериалы, DVD-пособия; онлайн ресурсы.

 Приложение № 1

Анкета для родителей.

Формирование у детей патриотического воспитания.

  1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

  1. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

  1. Беседуете ли Вы о родном городе?

  1. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

  1. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?

  1. Совершаете выезды на природу?

  1. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

  1. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Приложение № 2

Викторина для родителей

Окский заповедник

1. Дикий бык. (Зубр)

2. Мещерские болота. (Мшары)

3. Птица, украшавшая герб города Скопина. (Скопа)

4. Каким полезным ископаемым богата рязанская земля? (Торф)

5. Писатель Михаил… заметил, что Ока - самая русская река из всех. (Пришвин)

6. Обширная равнина на левом берегу Оки. (Мещера)

7. Какое дерево изображено на гербе города Пронска? (Дуб)

8. Правый приток Оки. (Проня)

9. С какой рекой сравнивают по плодородию пойму Оки после разлива? (Нил)

Тайны Рязанского Кремля

1. Чем по сути является Кремль? (Крепость)

2. Архитектор верхнего яруса со шпилем колокольни. (Воронихин)

3. В xv веке на месте нынешней колокольни была … башня.

4. Что находится в Консисторском корпусе?

5. Этот собор является домовой церковью рязанских князей. (Архангельский)

6. Чем является Христорождественский собор для рязанских князей? (Усыпальницей)

Знаменитые люди рязанского края

1. Лауреат Нобелевской премии, написавший «Архипелаг ГУЛАГ»(Солженицын)

2. Русский биолог и селекционер. (Мичурин)

3. Актриса, известная ролями в фильмах «Дети понедельника»«Личная жизнь королевы»(Розанова)

4. Российский физиолог, чье имя носит Рязанский медицинский университет. (Павлов)

5. Мать Петра I. (Нарышкина)

6. Композитор, написавший музыку к российскому гимну. (Александров)

7. Бывший тренер «Спартака» и сборной России по футболу. (Романцев)

8. Советский ученый-конструктор, разработавший ракетный комплекс «Сатана» не имеющий аналогов. (Уткин)

9. Советский актер, известный ролью короля в фильме «Золушка»(Гарин)

10. Поэт, автор слов романса «Мой костер в тумане светит …» (Полонский)

11. Русский ученый, основоположник современной космонавтики. (Циолковский)

Тайны рязанского края

1. Главная достопримечательность Рязани. (Кремль)

2. Женщина-героиня, освободившая рязанский народ из татарского плена. (Авдотья)

3. Блистательный Свод рязанских повестей. (Задонщина)

4. Старое название современной Рязани. (Переяславль)

5. Историческая родина Есенина С. А. (Константиново)

6. Где расположен Иоанно-Богословский монастырь? (Пощупово)

7. Первомайский проспект до революции - … шоссе. (Троицкое)

8. Крепость, которая в XIII веке запирала устье реки-Москвы при ее впадении в Оку. (Коломна)

9. Где находится дом-музей И. П. Пожалостина. (Солотча)

10. Народное название Рязанского края. (Рязанщина)

Приложение № 3

Беседа с родителями за круглым столом

 «Маленький гражданин».

     Наш педагогический коллектив в этом учебном году поставил перед собой задачу: «Развивать правовую компетенцию (грамотность) у участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, воспитанников, родителей». Работа всего педагогического коллектива и обслуживающего персонала нацелена на формирование у детей позитивного отношения к окружающему миру, сознания себя полноправным членом общества, понимание своей значимости и ценности.

     Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, желание трудиться на её благо, гордость за свою страну.

    Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. В детском саду мы проводим беседы о «военных профессиях», знакомим с символикой России, приобщаем к русской истории через знакомство с былинами о богатырях, проводим праздники «День защитника Отечества», «День семьи», «День Великой Победы». С помощью игр осуществляем гендерное воспитание: формируем у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитываем в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

     Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В детском саду мы знакомим детей со стихотворениями и песнями, рассматриваем иллюстрации, фотографии о родном городе, Рязанском крае, играем в русские народные игры, в которых выражена военно – прикладная направленность.

     Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Первый человек, с которым знакомится ребёнок – это мама. Именно любовь к маме, уважение формируют у маленького человека и любовь к своей Родине. Семья, в которой живёт ребенок, даёт первые представления о доме, о соседях, об улице, о ближайших объектах.

     Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопления ими социального опыта, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, формирование элементарных знаний детей о своих правах и обязанностях.

     Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Нужно начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права. Главная задача взрослых – научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребёнка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Известно, что ребёнок, права которого не нарушаются, ребёнок, осознающий свои права и обязанности – это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека.

     Права ребёнка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективности современного общества. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка - дошкольника есть права, которые должны соблюдаться. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить детей правовыми мирными способами разрешать споры и конфликты.

      В связи с этим, хочу познакомить вас с международным документом «Конвенция о правах ребёнка», который был принят в 1989 году.

      Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

     «Конвенция о правах ребёнка» состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

     Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

– воспитание

– развитие

– защиту

– активное участие в жизни общества.

     Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

     Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого во «Всеобщей декларации прав человека». Так, государства-участники уважают, право ребёнка на свободу мысли, совести и религии; ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме; государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития.

     Часть положений «Конвенции о правах ребёнка» более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке. Признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях; признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

      В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка.

     Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций; воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной; подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.

     И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

     Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения. Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

     Нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И воспитывая или (не воспитывая) в дошкольном возрасте предпосылки определённой гражданской позиции, мы строим своё будущее, будущее своей страны.

     И всегда помните, уважаемые родители, что, соблюдая права ребёнка сегодня, через много лет, ребёнок будет соблюдать ваши права на спокойную и счастливую старость.

Приложение № 4

Консультация для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

     Как воспитать маленького патриота? Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, словием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него  родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

 Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

 Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.  Расширяйте собственный кругозор.

 Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

 Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

 Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине,

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Приложение № 5

Памятка для родителей

Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А. С. Макаренко).

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В. Белинский).

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А. И. Герцен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В. А. Сухомлинский).

Приложение № 6

Тематическое планирование НОД на период реализации проекта

Сроки

Образовательная деятельность

Цель, задачи ОД

МАРТ

1-я неделя

Познавательная деятельность – «Наш семейный альбом»

Сформировать у детей представление о семье, о своём месте в ней, познакомить с членами своей семьи и их обязанностями.

Речевое развитие – «Рассказы о своей семье»

Углублять представления детей о семье, ее членах и родственных отношениях.

Лепка – «Любимый дорогой папочка родной»

Продолжать учить детей лепить фигурку человека в движении, передовая их пропорциональное соотношение. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Упражнять в использовании знакомых приемов лепки. Развивать творчество.

Рисование – «Животные, которые живут рядом»

Учить выразительно, передавать в рисунке образы домашних животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему

Выбирать животное по своему желанию

Закреплять технические навыки и умения в рисовании (смешение цветов для получения нужного оттенка)

Развивать образное восприятие и воображение

Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей

2-я неделя

Познавательная деятельность – Дом, в котором мы живем»

Познакомить детей с разными типами домов и частями дома; дать представление о строительных профессиях; пополнить знания о конструкциях домов.

Речевое развитие – «Понятие город и малая родина».  «Давайте познакомимся с нашей Родиной, малой и большой, нашим  городом»

Создание условий для воспитания у детей звуковой культуры речи, обогащения словаря детей, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову.

Конструирование – «Дом, в котором мы живем»

Закреплять умение детей работать по схемам в создании макета, уточнить знания детей о строении дома и его назначении.

Аппликация – «Окна родного города»

Приобщать детей к искусству аппликации, учить предварительно, раскладывать в определенной последовательности готовые формы на листе бумаги; формировать умение пользоваться клеем; закреплять знания формы и цвета предметов.

3-я неделя

Познавательная деят-ть – «Рассматривание фото и открыток «Наш город»

Расширять представления дошкольников о своем городе по средством фотографий и открыток, изображающих пейзажи и виды старых построек и ландшафта. Сравнивать атрибутику городской жизни старых времен и современного города.

Речевое развитие – «Чтение и обсуждение художественной лит-ры: чтение стихов о родном городе; чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине».

Познакомить детей с произведением Пименовой Ольги «Рязань – красавица России». Учить  внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл, отвечать на вопросы по содержанию. Закрепить знания о Родине. Развивать мышление, речь. Воспитывать  любовь к Родине.

Рисование: «Мой любимый город»

Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут, уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы, закреплять представление о форме предметов, величине, закреплять цвета и их оттенки, развивать творчество, умение работать самостоятельно, воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному городу

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу»

Закреплять умение осуществлять игровые действия с воображаемыми объектами;

использовать предметы заместители; продолжать развивать речь; пополнять представления о городе, профессиях;

4-я неделя

Познавательная беседа – «Мой детский сад, моя группа, мои друзья»

Расширять и систематизировать представления детей о детском саде; учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых игр; развивать чувство уверенности в самом себе, чувство любви и гордости за свою группу; воспитывать в детях любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам.

Речевое развитие –

«Я люблю когда…»

«Я боюсь когда…»Чтение сказки колобок

Развивать представление детей об имени, что означает имя каждого, помочь осознать свою индивидуальность, учить выражать свои чувства словами, побуждать детей ласково называть членов своей семьи, дать представление о том, что непослушание может стать источником большой беды.

Лепка - «Флаг России»

продолжать формировать умение отламывать комочки пластилина, от большого куска; расширять знания о флаге, как государственном символе, передавать его изображение, соблюдая порядок цветов; закреплять приемы работы в данной технике (отщипывание, раскатывание); развивать художественные навыки, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать уважение к флагу России, чувство патриотизма.

Наблюдение – «Дома на нашей улице»

Закреплять представления о микрорайоне, в котором находится наш детский сад

АПРЕЛЬ

1-я неделя

Познавательное развитие – «Для чего человеку Имя?»

Вызвать интерес к своему имени; побуждать желание вести разговор со взрослыми; развивать память.

Речевое развитие – Знакомство с р/н сказками и сказками Рязанского края

Закрепление знаний о русских народных сказках – названия, героев, их диалоги, последовательность в сказках. Знакомство со сказками Рязанского края

Конструирование – «Мебель для кукольной семьи»

Упражнять детей в конструировании по уменьшенным чертежам, в плоскостном моделировании,

в умении строить элементарные схемы; уточнять пространственные понятия

Лепка – «Угощение для мамы»

Продолжать учить детей работать с пластилином; разминать пластилин пальцами;

учить отделять его от большого куска на небольшие кусочки; учить определять его по цвету; развивать мелкую моторику у ребенка;

формировать интерес у детей к работе с пластилином.

2-я неделя

Познавательное развитие – Д/и – «Кто что делает?»; «Мой город»; «Узнай и назови»; «Сложи картинку»

Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы (или людей, животных, птиц, их качества, действия); активизировать словарь детей;  учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Речевое развитие – НОД  «Город в котором я живу»

Уточнить представления детей о родном городе, его названии, о некоторых достопримечательностях, о своем домашнем адресе (улица, об адресе детского сада). Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Упражнять в образовании прилагательных, активизировать словарь детей.

Конструирование – «Улицы родного города»

Закрепление понятия - малая Родина и знаний детей об архитектуре родного города.

Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства;

продолжать учить конструировать по чертежам; учить соблюдать симметрию и пропорции; учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей; учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке;

С/р игра – «Правила дорожного движения»

Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры, посредством конструктивной деятельности.

 Закреплять знания детей о работе работников ГИБДД, развивать интерес и уважение к их труду. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

3-я неделя

Познавательное развитие – Организация игры «Семья»

Обогащение социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Речевое развитие – Беседа «Мы – дружная семья»

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; формировать заботливое отношение к своим близким. Активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о своей семье. Развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, Способствовать развитию воображения, творчества. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Аппликация – «Наш флаг – наша гордость»

Познакомить детей с флагом Рязани, формировать уважительное отношение к символам своей Родины, продолжать учить детей работать с ножницами, клеем; развивать такие качества как усидчивость, аккуратность, умение доводить дело до конца. Воспитывать патриотические чувства.

С/Р игра – «Путешествие по городу»

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, реализовывать и развивать сюжет игры. Продолжать знакомить детей с культурными явлениями (парк. Музей, дворец спорта) их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Развивать связную речь, внимание, память, познавательный интерес. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

4-я неделя

Познавательная Беседа – «По знакомым дорожкам, в знакомые  места»

Привлечение родителей к проведению экскурсий по микрорайону или территории прилегающей к детскому саду.

Речевое развитие – беседа – «Праздники в нашей семье и нашем городе»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию  доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Лепка – «Мой папа – самый лучший»

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям в военной форме, воспитывать интерес к лепке, умение доводить начатое до конца.

Конструирование – «Мебель для трех медведей»

Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу.

МАЙ

1-я неделя

Познавательное развитие – рассматривание фотографий, открыток старой и новой Рязани

Формировать представления детей о родном городе. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями; закреплять умение называть свою улицу на которой живёшь; закреплять понятие «улица», «достопримечательность», «экскурсовод», «колокольня», «купол», «гостеприимный», «кассир», «артисты». Развивать диалогическую речь, через ответы на вопросы воспитателя; развивать внимание, познавательный интерес, расширять словарный запас; воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному городу.

Речевое развитие – «Природа родного края»

Расширить знания детей о природе родном крае. Закрепить правилами поведения на природе. Пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать познавательный интерес к природе родного края. Уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов. Продолжать работу над формированием связной речи детей. Закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев.

Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Лепка – «Розы для мамы!»

Закрепить умение раскатывать пластилин в форме жгута. Развить мелкую моторику рук, внимание, речь. Вызвать интерес к созданию цветов. Активизировать словарь по теме. Совершенствовать мелкие движения пальцев рук, двигательные навыки. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат

Дидактическая игра – «Кто лишний или что лишнее»

Ребёнок должен указать, кто лишний или что лишнее в перечне, и объяснить почему.

2-я неделя

Познавательная беседа – «Что есть в нашем городе для детей»

Расширить знания о родном городе.
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Продолжать развивать диалогическую речь.

Формирование представлений детей о родном крае.

С/р игра : «Мы солдаты»

Обогащение представлений детей о службе солдат в Армии, воспитание патриотических чувств.

Лепка – «Угощение для бабушки»

Учить применять разнообразные приемы лепки в самостоятельной работе; закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов. Развивать наблюдательность, мелкую моторику, воображение. Воспитывать уважение к бабушкам, интерес к лепке.

Конструирование – «Наш детский сад»

Формировать у детей обобщенные представления об архитектуре, учить отражать в постройке эти представления, передавая основные их признаки, выполнять постройку в нужной последовательности. Закрепить знания детей о названиях новых строительных деталей (кирпичик, пластина, призма). Учить использовать в своей постройке детали различного цвета; закрепить названия цветов; упражнять в усвоении пространственных понятий (внизу, вверху, справа, слева). Развивать желание сооружать постройки, обучать их обыгрывать. Продолжать приучать детей аккуратно складывать детали. Воспитывать умение работать сообща, договариваться между собой.

3-я неделя

Познавательное развитие – «Что значит любить родителей»

Дать понятие «любовь к родителям». Развивать желание с удовольствием рассказывать о своей семье, семейном быте. Продолжать воспитывать любовь и уважение к родителям.

Речевое развитие – Беседа – «Город Рязань над рекою Окою»

Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями; вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь; воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе

Аппликация – «К нам пришли гости» (Волшебный фонарик)

Формирование умения резать по прямой ножницами. Закреплять умение правильно держать ножницы. Разрезать квадрат и круг на две половины, срезать углы у прямоугольника. Упражнять в создании из полученных деталей несложной композиции. Активизировать самостоятельность детей в украшении фонарика.

Рисование – «Это вспыхнул перед нами яркий праздничный салют»

Познакомить с нестандартным приемом рисования (обрезанными пластиковыми бутылками); побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему родному городу; учить рисовать салют нестандартным способом; совершенствовать навыки выполнения общеразвивающих упражнений; воспитывать эмоциональную отзывчивость; умение радоваться созданным композициям.

4-я неделя

Познавательная деятельность – изучение содержания лэпбука «Мой город»

Изучение компонентов Лэпбука, рассматривание картинок, фотографий, календариков с атрибутикой города Рязань, отгадывание загадок. Развитие внимания, мышления, речи и воображения.

Речевое развитие - Беседа – «Собака друг человека»

Формирование у детей представления о собаках; воспитание доброго отношения к животным.

Речевое развитие – д/и «Когда это бывает»

Формировать у детей представление о частях суток, об их характерных особенностях, последовательности (утро -день-вечер-ночь). Добиваться ответов на вопросы: «Что делаешь утром?», «Что делаешь днем?», «Что делаешь вечером?», «Что делаешь ночью?». Учить ориентироваться во времени.   Развивать умение детей  различать  части суток.  Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.

Рисование: раскраска боевой (Военной) техники.

Учить детей рисовать военную технику по образцу, продолжать учить рисовать карандашами, развивать образные представления, воспитывать уважение к ветеранам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе «Моя мама лучше всех»

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей«Моя мама лучше всех»Цель: формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребёнка, семьи.Тип проекта:  краткосрочны...

Проект по духовно - нравственному воспитанию в средней группе "Добро и доброта"

Проект по духовно - нравственному воспитанию на тему "Добро и доброта"....

методическая разработка -проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Жизнь дана на добрые дела"

В рамках проектной деятельности в ДОУ предлагаю проект по духовно нравственному воспитанию детей....

Проект по гражданско-правовому воспитанию детей средних групп "Журавлики" и "Аистёнок"

quot;Великая Победа: наследие и наследники" посвященный 75-летию Победы ВОВ...

Презентация проекта по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы МАДОУ №122 г.Калининграда. Автор: Белякова С.В.

 Проект называется "Зёрнышко", он долгосрочный и  рассчитан на 2 года. Целью его стало сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовн...

Проект по нравственно – экологическому воспитанию детей средней группы «Мы морозною зимой, птиц согреем добротой»

ПроблемаДалеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. ...

Краткосрочный проект социального развития и воспитания детей средней группы "Мой любимый детский сад"

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю,своей Родине,нужно для начала ввести детей в первую общественную среду-детский сад. Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детскоо сада з...