Символы России
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 НОД Символы России

Цель: формирование первичных представлений о символах нашего государства, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.

Возрастная группа: старшая группа.

Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные – закрепить знание о названии родной страны; закрепить знание о символике России: флаге, гербе, гимне; продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; расширять представления детей о родной стране, закреплять умение находить на карте Россию и ее столицу.

 Развивающие – развивать познавательный интерес к истории государства, развивать патриотические чувства, продолжить работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать внимание, мышление; обогащать словарь детей;

 Воспитательные – воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине и символике нашей страны) .

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; разучивание стихотворений о флаге, гербе, чтение художественных текстов, прослушивание гимна; беседа о дружбе; рассматривание книг о Родине; прослушивание песни «С чего начинается Родина»).

Словарная работа:

Россияне, президент, символы, герб, гимн, флаг, двуглавый орел, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материалы и оборудование:

Карта России, глобус,  изображение символики России (герб, флаг),  материал для дидактической игры «Собери герб России», аудиозапись гимна Российской федерации, фото Президента, Кремля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_simvoly_rossii.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе детского сада.

По теме: «Государственные символы России»

(старшая группа 5-6 лет)

                                                               

 Подготовила : воспитатель,

                                          Иванова С.С.

СПБ

2022

Цель: формирование первичных представлений о символах нашего государства, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.

Возрастная группа: старшая группа.

Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные – закрепить знание о названии родной страны; закрепить знание о символике России: флаге, гербе, гимне; продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; расширять представления детей о родной стране, закреплять умение находить на карте Россию и ее столицу.

 Развивающие – развивать познавательный интерес к истории государства, развивать патриотические чувства, продолжить работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать внимание, мышление; обогащать словарь детей;

 Воспитательные – воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине и символике нашей страны) .

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; разучивание стихотворений о флаге, гербе, чтение художественных текстов, прослушивание гимна; беседа о дружбе; рассматривание книг о Родине; прослушивание песни «С чего начинается Родина»).

Словарная работа:

Россияне, президент, символы, герб, гимн, флаг, двуглавый орел, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материалы и оборудование:

Карта России, глобус,  изображение символики России (герб, флаг),  материал для дидактической игры «Собери герб России», аудиозапись гимна Российской федерации, фото Президента, Кремля

Ход занятия:

1.Организационный этап

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Встанем в круг, возьмемся с вами за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята.

 

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

-Замечательно! Какие вы у меня молодцы!

Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией и теперь начинаем наше занятие.

2.Мотивационный –побудительный этап

Воспитатель:-Ребята, отгадайте загадку.

Я держу в ладонях страны,
Горы, реки, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?

Просто взял я в руки...  (глобус)

Воспитатель:-Я в руках держу модель Земли-глобус. Посмотрите, ребята, как много на нашем земном шаре стран. Какие страны вы знаете? (ответы детей)

-Правильно. Есть одна страна, которую мы называем своей Родиной.

-Как она называется? (Россия)

-Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на земле, у которой удивительно красивое имя-Россия.

Воспитатель:

-А как называют людей, живущих в нашей стране? (россияне)

- Давайте найдем нашу страну на глобусе. (Дети с воспитателем на ковре находят нашу страну на глобусе)

-Садитесь, ребята на свои места.

Воспитатель: 

-Россия – это необыкновенная страна, потому что, она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)

(Дети, подготовленные заранее читают стихотворение

1 ребенок: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2 ребенок: Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Воспитатель:

-Наша Родина большая, красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите Родину? (ответы детей)

Воспитатель:

- Да, Россия - великая, могучая держава. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них. (если ответов нет- предложить детям несколько) 

Пословицы о Родине

-Родной край – сердцу рай.

-Нет в мире краше Родины нашей.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

-Одна у человека мать, одна у него и родина.

-Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

-Всякому мила своя сторона.

-Дома и стены помогают.

-На чужой стороне Родина милей вдвойне.

-Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

-Жить – Родине служить.

-Кто за Родину горой, тот истинный герой.

-Если дружба велика, будет Родина крепка.

-Если народ един, он непобедим.

Воспитатель:

-Чему учат нас эти строки? (Они учат нас добру, любви к Родине, умению защищать ее от врагов).

3.Организационно-поисковый этап.

Воспитатель:

-А кто же знает, как называется столица нашей страны? (ответы детей)

-Столица нашей страны-Москва.

-Посмотрите на картинку. Что изображено на этой картине? (детям демонстрируется картинка с изображением Кремля)

Воспитатель: 

-Вы знаете, кто работает в Кремле?

- В Кремле работает Президент.

- А кто из вас, ребята, знает, как зовут президента России?

- Правильно! Президента России зовут В. В. Путин.

Воспитатель:

-Что имеет каждая страна и государство? (ответы детей)

- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы, которые отличают их от других стран. Как вы думаете, что это за символы? (Это герб, флаг и гимн)

Воспитатель:

- А сейчас, мы с вами поговорим  о первом из  символов России – флаге. Какие цвета присутствуют на нашем флаге?

Воспитатель:

-Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая. Как вы думаете, о чем она напоминает? (На флаге первая- белая полоса. Она напоминает белоствольную березу, белоснежную зиму, белые ромашки)

Воспитатель:

-Какая полоса на флаге находится под белой? О чем она напоминает? (Под белой- синяя полоса. Она напоминает нам синее небо, синее море, озера)

 Воспитатель: 

-Какая полоса на флаге находится под синей? О чем она напоминает? (Под синей полосой флага находится красная полоса. Она напоминает нам - огонь, тепло, солнце)

Воспитатель:

Белый - мир, чистота,

Синий - небо и верность,

Красный - огонь, отвага.

Где можно увидеть российский флаг?

(Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, на военных кораблях и машинах, на сценах во время праздников и т.д.)

Игра «Собери Флаг»

Воспитатель:

- А теперь поиграем в игру «Собери флаг» (можно разбить детей на две команды; собирают на скорость из разрезных полос Российский флаг под музыку)

Воспитатель: Теперь давайте посмотрим на наш второй символ, это Российский герб. Герб – это эмблема, отличительный знак нашего государства. Кто мне скажет, где мы сможем увидеть изображение герба? (Мы можем увидеть герб на флагах, монетах, документах, печатях)

Воспитатель: 

-Правильно молодцы! А теперь давайте посмотрим, что изображено на нашем гербе?

- На нашем гербе изображен: двуглавый орел золотого цвета со скипетром и державой. На щите изображён Георгий Победоносец на коне, он копьём поражает змея. Герб наш означает победу добра над злом, красоту и справедливость.

Воспитатель:

- А почему изображен орел, а не другая птица? (Потому что, орел - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит все вокруг. Обратите внимание, ребята, у орла на нашем гербе 2 головы? Потому что, орел смотрит во все стороны, а значит, он не пропустит ни одного врага! Дети, а вы могли бы найти герб нашей страны среди изображений гербов других стран?

Игра «Найди Герб России»

Воспитатель:

 - О каком еще символе  мы  не говорили? (ответы детей)

 -Да, ребята, еще одним символом является гимн.

 - Что такое гимн? (ответы детей)

Воспитатель:

-Есть у каждой страны особенная песня, самая главная песня страны - это гимн страны.

 -Это тоже государственный символ. А что такое государственный гимн? (Гимн - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особых, торжественных случаях, когда награждают спортсменов, артистов, когда молодые солдаты дают клятву Родине. (Иллюстрация с изображением принят я присяги молодыми воинами)

Воспитатель:

- Гимн нашей страны очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?

Воспитатель:

- Правильно, ребята, стоя! Гимн нужно слушать стоя, нельзя разговаривать, но можно подпевать, если вы знаете слова. 

Давайте послушаем один куплет Гимна России.

Звучит 1 куплет гимна России.

(звучит гимн, все слушают стоя)

 Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему мы слушали гимн России стоя? (Потому что так, мы выражаем любовь и уважение к нашей Родине.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, уважают свою страну. Радуются мирному небу, яркому солнцу, любят свою природу. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

            Физминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку!

Аты-баты, аты-баты,

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы.

А потом - пехота:

Рота за ротой,

Рота за ротой.

Воспитатель:

 -Послушайте красивое стихотворение :

Россия, Россия, Россия 

 Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

 

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

 

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

 

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

(В. Гудимов)

4.Рефлексия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили?

-В какие игры играли?

 Воспитатель: Продолжите мои предложения, ребята:

Сегодня на занятии я узнал…

На занятии сегодня мне было трудно…

Сегодня на занятии мне больше всего запомнилось…

А теперь выберите подходящий смайлик, оценивающий ваше настроение от сегодняшнего занятия и повесьте его на магнитную доску.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...