Проект по ознакомлению с окружающим "Домашние птицы" в 1 младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ляля Рифовна Мухамадеева

Развитию элементарных представлений о домашних птицах (петух, курица, цыпленок):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_domashnie_ptitsy.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное   учреждение «Детский сад» №2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Проект

«Домашние птицы»

1 младшая группа № 2

2019 год

Тема: «Домашние птицы»

Участники проекта: Воспитатели, дети 1 младшей группы, родители.

Срок реализации: 1 неделя.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 2-3 лет, родители.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации);

дидактические игры;

подвижные игры.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность детей и родителей

Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: Во все времена люди с любовью относились к домашним птицам. О них слагались сказки, потешки, песенки.

Современные дети не всегда знают домашних птиц. Поэтому актуально познакомить их с петушком, курочкой, цыпленком (внешний вид, что едят, где живут, кто о них заботится).

Цель проекта:

1.Создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к домашним птицам.

3. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.

4. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта) .

5. Развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к домашним птицам.

6. Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к домашним птицам.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию элементарных представлений о домашних птицах (петух, курица, цыпленок):

- внешний вид;

- среда обитания;

- характерные действия.

2.  Дать представление о пользе домашних птиц.

3. Воспитывать заботливое отношение к животному миру.

4. Содействовать речевому развитию через подражания голосам домашних птиц, разучивание стихов, потешек.

5. Формировать умения слушать чтение, рассказывание художественных произведений, понимать их содержание.

6. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости: реагировать на просьбы птиц, оказывать помощь, получать радость, удовольствие от совместных действий.

7.  Вызывать желание играть в подвижные игры, выполнять движения имитационного характера.

Побуждать принимать игровую роль, выполнять игровые действия.

Методы проекта:

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.

Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.

Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.

Наглядные: показ игрушек, рассматривание иллюстраций, использование  театра.

Задачи по работе с родителями:

-обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Предполагаемый результат:

-  у детей сформируются элементарные знания и экологические представления о домашних птицах: научатся узнавать и называть домашних птиц, познакомятся с их внешним видом (строением, особенностями «птичьего языка», питания);

- у детей сформируются элементарные представления о том, как человек заботиться о домашних птицах, о пользе домашних птиц для человека;

- у детей будут развиваться умственные способности, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у родителей воспитанников повысится интерес к участию в образовательной проектной деятельности детей.

1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Задачи:

вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы

1 этапа:

планирование проектной деятельности по теме «Домашние птицы» опираясь на методическую литературу;

подбор методической и художественной литературы;

подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;

составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2 этап - практический. 

Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.

Формы организации работы 2 этапа:

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

-  Пальчиковые игры: «Яичко», «Ладушки – ладушки».

- Дыхательная гимнастика. «Ветерок»

Чтение потешки «Петушокпетушок», «Курочка – рябушечка».

- Инсценировка сказки «Курочка ряба».

- Подвижные игры: «Вышла курочка гулять»,  «Куры и кошка», «Кошка и цыплята»

-  Рисование – Тема: «Зёрнышки для цыплят».

-  Д/и «Собери картинку», «Кто как кричит?».

-  Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в семейном воспитании».

- Вместе с родителями изготовление масок (петушка, курочки, цыплят) для подвижных игр. Чтение детской литературы на тему «Петушок и его семья».

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическое развитие

Беседа «Фрукты полезны ребятам»

Утренняя гимнастика. «Мы — цыплята»

 Дыхательная гимнастика. «Ветерок»

Физкультурная минутка «Домашние птицы»

Речевое развитие

Рассматривание картины «Куры», «Петушок – золотой гребешок»

Подбор потешек о домашних птицах. «Идет петушок…», «Цып- цып- цып мои цыплятки…», «Петушок, петушок…»,  «Курочка – рябушечка»

Пальчиковая гимнастика «Цыплятки», «Курочка». Знакомство с художественной литературой :

Чтение стихов Л. Луканов «Голосистый петушок», «Цыплятки»; Т. Чудинов «Курица – наседка».

Чтение рассказов Ушинский К. Д. «Петушок с семьей», «Умей обождать».

Чтение сказок И. Д. Сутеева «Утенок и цыпленок», К. И.Чуковский «Цыпленок», «Курица».

Чтение с последующей инсценировкой «Курочка Ряба» Разучивание потешки «Петушок- петушок»

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя с обсуждением «Петушок с семьей» Сенсорное развитие  «Лесенка для цыплят»; «Домик для петушка»

Конструирование «Забор для петушка»

Познавательно- исследовательская деятельность Игры-забавы с крупой «Где спрятался цыпленок»; «Сложи яички в стаканчик» (фасоль); «Покорми цыплят»

Социально – коммуникативное развитие

Словесные игры «Кто как кричит?», «Найди и назови», «Части тела птиц»

Развивающие игры «Сложи картинку», «Найди пару», «Прищепки»

Дидактические игры Лото «Домашние животные», «Ня- ня», вкладыши «Цыплята»

Подвижные игры «Куры и кошка», «Кошка и цыплята», «Вышла курочка гулять», 

Сюжетно – ролевые игры «Оденем куклу после сна», «Напоим куклу чаем», «Кукла делает зарядку»

Беседы «Как человек ухаживает за домашними птицами»  Беседа «Дразнить петуха нельзя»

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание картины «Куры»

Рисование «Цыпленок», «Зернышки»

Лепка «Зернышки»

Музыкально- игровая деятельность «Петушок-петушок» «Птенчики»

3 этап – обобщающий (заключительный).

 Игровое занятие для детей по теме: «Петушок и его семейка»
В ходе проекта: «Домашние птицы» предполагаемые результаты были достигнуты:

- у детей сформировался познавательный интерес к жизни петушка и его семьи, сложились представления о понятии «семья» в целом, об обязанностях членов семьи.

- пополнили словарный запас детей;

-через интеграцию разнообразных видов деятельности  возрос интерес детей  к художественной литературе, к изодеятельности, к игровой деятельности, развивается речевая и двигательная активность.

Приложение 1.

Консультация для родителей

«Использование устного народного творчества в семейном воспитании».

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.

Пословицы – народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни.

Поговорки – это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образно – эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких – то житейских ситуаций.

Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектам и явлениям. Считалось, что служа солнцу, воде, ветру, земле, люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием.

Приговорки – интимное обращение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.

В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволили создать народные приметы. Это позволяло крестьянам готовится к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму.

Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.

Загадки – это иносказательное изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать.

Загадки позволяли обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык схватывать лишь яркие внешние признаки. Отсюда - загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе.

Считалка – это ритмичное стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки – исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости.

Из поколения в поколение передаются из уст в уста народные сказки. В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии.

В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев, исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делать выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.

Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.

Приложение 2.

Пальчиковая игра « Яичко»

Грациозно и легко

Ходит курочка Ко-ко

Залетела на крыльцо,

На крыльце снесла яйцо.

Педагог. Вот сколько яичек снесла курочка!(показывает теннисные шарики)

Берите по одному яичку(шарику)

Ты яичко покатай, (катаем мячик на ладошке)

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкоё оно-

Так у кур заведено.

Дыхательная гимнастика «Перышко»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

 

Подвижная игра «Цыплятки и кот»

- Я буду курочкой, а вы — моими цыплятами. Пойдемте гулять, зернышки клевать. Только будьте внимательно, недалеко спит кот. Если он проснется, сразу бегите к маме курочке под крылышко.

Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка».
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

Подвижная игра «Курочка - хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

 

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

Инсценировка сказки «Курочка ряба».

 

Вместе с родителями изготовление масок

(петушка, курочки, цыплят) для подвижных игр

Приложение 3.

Л. Луканова

Голосистый петушок,

Красно - алый гребешок.

По утру чуть свет встает,

Громко песенку поет.

У него так много дел,

 Рано встал и все успел!


Цып, цып, цып мои цыплятки.
Кто играет со мной в прятки?
Не найти и не поймать,
Невозможно сосчитать.
Разбежались кто — куда,
Не поймаешь никогда! 

Т. Чудинова

Квохчет курица наседка:
- Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
- Похвали меня, петух!

Константин Ушинский — Петушок с семьей: Сказка

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Константин Ушинский — Умей обождать: Сказка

“Цыпленок” К И Чуковский

Жил на свете цыпленок. Он был совсем маленький. Вот такой. Но цыпленок думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.

У цыпленка была мама. Она его очень любила. Мама была вот такая.

Мама кормила цыпленка червяками. И были эти червяки вот такие.

Как-то раз налетел на маму Черный Кот и погнал ее прочь со двора. И был этот кот вот такой.

Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во все горло закричал: “Кукареку!” И важно посмотрел по сторонам: “Я ли не удалец? Я ли не молодец?”

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.

И что было силы запищал: “Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!” Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: “Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!” А была лягушка вот такая.

Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.

Корней Чуковский — Курица: Стих

Потешки

 Петя-Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь!
Баю-баю-баю-бай,
Вместе с Ваней засыпай.

Петушок
Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошка

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром По теме «Зимующие птицы» Младшая группа

В данном конспекте занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе, я предоставила материал по ознакомлению детей с зимующими птицами. Подготовила дидактические игры, физминутку, подвижную...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром На тему: «Зимующие птицы» младшая группа

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромНа тему: «Зимующие птицы»  младшая группа...

Проект "Зимующие птицы" (младшая группа)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...

Проект по ознакомлению с природой в подготовительной группе. «Птицы нашего края»

Сформировать у детей  знания о птицах Самарской области, их образе жизни, повадках, особенностях, а также воспитывать  бережное отношение к птицам....