Картотека игр «Доброта, что Солнце»
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Родионова Людмила Геннадьевна

Картотека  игр «Доброта, что Солнце»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_volontyorskih_igr.docx106.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр «Доброта, что Солнце»

Цель - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Шляпа волшебника

Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает детям по три разноцветные карточки, сажает их вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он - невидимка. Но вот беда, этот волшебник ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (воспитатель показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

Игра «Лети, лети, лепесток»

Ведущий берет небольшую бумажную ромашку и объясняет условия игры:

- Тот, кто отрывает лепесток от ромашки, произносит слова известной сказки:

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели!

Он бросает лепесток около того, кому хочет пожелать что-то доброе. (Можно попросить исполнить и какое-то желание, которое обрадует других).

Царевна – несмеяна

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Дети меняются ролями.

Добрые волшебники

     

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвать его нехорошими словами. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». (Все дети заколдованы, а один волшебник должен расколдовать их).

Мне приятно сказать

Подростки сидят в кругу. Ведущий предлагает начать взаимное приветствие с фразы: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать ... ». Каждый должен найти несколько самых теплых слов для всех участников, подойти обязательно к каждому и непременно с улыбкой произнести их.

Волшебный стул

В середине круга ставится стул. Ведущий приглашает на стул добровольца, который должен изобразить человека, нуждающегося в поддержке окружающих. Затем предлагает участникам  сказать ему комплимент, похвалить, поддержать.

Карусели

Большая группа участников делится на две подгруппы. Дети образуют круг в круге лицом друг к другу. Один круг стоит на месте, другой двигается по часовой стрелке. Нужно улыбнуться каждому, сказать комплимент или что-то приятное.

Если б я был королем

Дети сидят в кругу, а воспитатель рассказывает: «Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы подарила своему соседу, если бы мы были королями. Начинать нужно со слов: «Если бы я был королем, я подарил бы тебе ... ». Придумайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа. Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарки, ведь только после этого вы сможете стать королем и подарить своему соседу ваш собственный подарок».

Пожелания

«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы - очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас».

Комплимент

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например, у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть, или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Перед началом упражнения ведущий может предложить детям посмотреться в Волшебное Зеркальце и подумать, с каким выражением лица нужно говорить комплименты другому человеку, чтобы ему было приятно.

Волшебные бусинки

Дети сидят в кругу. У каждого - набор пластилина; «Сегодня мы с вами будем делать бусы друг для друга. Сначала каждый из вас сделает столько бусинок, сколько человек в нашей группе, а потом мы нанижем ваши бусинки на нить каждого. У каждого из вас будет ожерелье, состоящее из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в ожерельях всех ваших друзей. Но наши ожерелья не простые, а волшебные. Нанизывая свою бусинку на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь, и ваше пожелание может исполниться». Когда все дети сделали нужное количество бусинок, воспитатель вместе с первым ребенком обходит всех детей по кругу и, нанизывая очередную бусинку на нитку с иголкой, говорит свое пожелание. После того как все ожерелья готовы, воспитатель помогает детям надеть их.

Открытки в подарок

Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами будем рисовать открьтки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку».

Торопись обрадовать

Участники игры передают по кругу какой-то предмет (это может быть сердечко, мягкая игрушка), пока ведущий не скажет «Замри». Передача предмета останавливается. Тот, у кого он в этот момент окажется, должен порадовать своего соседа, сидящего рядом. Это можно сделать, сказав последнему, что больше всего в нем ценно, что нравится в его характере или как-то еще.

Детям надо дать поиграть и понаблюдать, как и чем они радуют своих товарищей, что знают о них хорошего, что умеют увидеть в них положительного. Ведущий заканчивает игру, радуя тех, о ком не было сказано детьми.

Если бы я был таким как ты

«В каждом человеке есть много прекрасных черт, - обращается воспитатель к детям. - Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же ... (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».

Праздник вежливости

«Сегодня в нашей группе - говорит воспитатель, - объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты ... ». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, - это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

Нить по кругу

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Наш сад

Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».

Я – хваста

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов.

Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

Волшебники

В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

Спящая красавица

«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.

Волшебные очки

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки ... Ой, какие вы все красивые, веселые,умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Блог воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Ирины Борисовны Феофиловой: Группа "Солнышко"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Доброта, что солнце!"

Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....

Конспект НОД "Доброта-что солнце" (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у воспитанников коммуникативных качеств, ценностных ориентаций....

Проект "Доброта, как солнце светит"

Цель: Формирование у детей  представление о доброте, как важном  качестве человека.Задачи проекта:     1.Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих...

Доброта что солнце

Конспект занятия "Доброта - что солнце", образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"...

Морально - этическая беседа "Доброта - что солнце"

Морально - этичекая беседа с детьми старшего возроста "Доброта - что солнце"...

Цикл игр "Доброта что Солнце"

Цель - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и ...

Непосредственно образовательная деятельность «Доброта – что солнце»

Непосредственно образовательная деятельность «Доброта – что солнце»  Старшая группа...