Картотека наблюдений на прогулке
картотека по окружающему миру (старшая группа)

С. Ю. Гусева

Картотека наблюдений на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy.docx155.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Acer-PC\Downloads\image (1).jpg

Наблюдения на прогулке

Тема: «ЭТА ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель:

знакомство детей с различными природными явлениями

(дождь, облака, роса, снег, иней, сосульки, лёд, морозные узоры),

показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Обсудить с детьми вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?». Пусть каждый из детей объяснит, что он представляет при слове «вода». Кто-то скажет: «дождь», кто-то «туман» и т.д. Получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода как волшебница умеет превращаться (дождь, снег, роса, лед и т.п.)?

Наблюдения «ДОЖДЬ»

       В дождливую погоду предлагаю детям понаблюдать из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, слушаю вместе с ними шум дождя. Все ли дожди одинаковые? Может быть, есть веселый, а есть грустный дождь? Чем отличается осенний дождь от весеннего? Летнего?

Наблюдения «ОБЛАКА»

       Предлагаю детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предлагаю каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Наблюдения «РОСА»

       Обращаю внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава, листья растущих у самой земли растений – мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Предлагаю каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обращаю внимание детей, как красивы капли росы, особенно, когда они переливаются под лучами солнца. Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает очень холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

Наблюдения «ИНЕЙ»

       Зимой обращаю внимание детей на иней. Иней – тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях, кристаллики льда, из которых он состоит. Прикоснемся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней – тоже вода.

Наблюдения «СНЕГ»

  1. В течение зимы предлагаю детям время от времени определять цвет снега. Остается он одинаковым или меняется? Какого цвета  снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? Важно: обращаю внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры.
  1. В какую погоду снег хрустит под ногами – в теплую или морозную? Предлагаю детям молча походить по снегу и послушать, как он скрепит. Может, возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть он о чем-нибудь рассказывает? О чем снег может рассказать?
  1.  В какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный? На каком снегу можно прыгать, а на каком -  нет?
  1. Сколько сугробов в вашем дворе? Какой сугроб самый высокий? Самый маленький? Кто собрал снег в сугробы?
  1. Ранней весной наблюдаем  за таянием снега. Детям всегда интересно, как тает вылепленная ими снежная баба. Что с ней происходит? Куда она исчезает? Что остается на ее месте?
  1. Во время зимних прогулок предлагаю ребятам рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обращаю их внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).
  1. Что происходит, если снежинка падет на ладошку? На лицо? Почему она тает? Если есть возможность, посмотрите на снежинки через лупу.

Наблюдения «СОСУЛЬКИ»

       Весной провожу наблюдения за сосульками. Обращаю внимание, что они образуются на солнечной стороне дома. Растут (или уменьшаются) сосульки? Найдите самую маленькую. Самую большую сосульку. Проследите, как в теплую погоду с них стекают капли воды. Что происходит при этом с сосульками: они растут или уменьшаются? Найдите место, куда падают капли. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слова «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок посмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она – гладкая, шершавая и т.д. Предлагаю ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку? Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожи сосульки? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Наблюдения «ЛЕД»

       Эти наблюдения необходимо связать с наблюдениями за сосульками, поскольку сосульки – это тоже лед.

  1. Поздней осенью организую наблюдения детей за изменениями в лужах. Сначала они покрываются тонкой корочкой льда (пусть ребята попробуют проткнуть ее палочкой), а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращаю внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах. А что с ней происходит в солнечную погоду?
  2.  Сооружаю с ребятами ледяную горку, обратив их на особенности ее поверхности. Почему она называется именно ледяной? Чем отличается от снежного сугроба?

Наблюдения «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ»

       В зимнее время наблюдаем с детьми за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Мороз рисует одинаковые узоры или нет? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами? Пальчик был сухой, а стал…? Появилась вода.

                             Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

—        формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое сейчас время года?

Как вы догадались, что осень?

Перечислите характерные признаки осени.

Почему осенью стало холоднее?

Что делает человек осенью?

♦        Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Наблюдение за крапивой

Цели:

  • развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;
  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.

 Наблюдение за одуванчиком

Цели:

  • продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;
  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход наблюдения

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

  • К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели:

  • продолжать знакомство с лекарственными растениями;
  • пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;
  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. 

Наблюдение за подорожником

Цели:

  • знакомить с лекарственным растением — подорожником;
  • развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Почему траву назвали подорожником?        
  • Где лучше его собирать?

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Наблюдение за рябиной

Цельпродолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.          О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит рябина?
  • Где она растет?
  • Какие звери любят ягоды рябины?
  • Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
  • Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Наблюдение за осиной

Цельознакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какой ствол и листья у осинки?

Почему дрожат листья дерева? 

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

  • закреплять знания о перелетных птицах;
  • воспитывать интерес и любовь к пернатым;
  • уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,        

Над крутыми речными обрывами.        

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений на прогулке

Планирование  прогулок в старшей и подготовительной к школе группе...

картотека наблюдений на прогулке в старшем возрасте

данный материал поможет воспитателю проводить системно наблюдения на прогулке.используя художественное слово....

картотека наблюдений на прогулке

картотека проведения наблюдений на прогулке во всез возрастных группах...

Картотека наблюдений на прогулке

Картатека наблюдений на прогулке, старшая группа....