Выступление из опыта работы «Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Шугаепова Гульназ Ралифовна

 конспект выступление из опыта работы по эксперементированию с песком и водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д\с №7 ГО г. Нефтекамск РБ  

Выступление из опыта работы

«Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе»

  Подготовила :

Шугаепова Г,Р.

                                       Выступление из опыта работы

Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе

Основная деятельность дошкольника-игра, в ней познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, Игры с песком и с водой не только забавны, но и полезны детям особенно в возрасте 1-3 лет.

Для проведения наблюдений, опытов, для малышей в группе есть центр воды и песка с необходимым для этого инвентарем (песочные часы, водяные часы, лейки, ведерки, водяные мельницы, ситечки, лопатки, лупа). (Слайд «Центр воды и песка»)

 Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка, который с помощью органов чувств воспринимает свойства объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У малыша формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1),проблемная ситуация

2)Гипотеза

3)демонстрация

4) анализ

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Виды детского экспериментирования в первой младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

  1. Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.

воздуха

ребята наблюдают процесс таяния снега в помещении, значит, снег тает не просто под воздействием солнечных лучей, но и при плюсовой температуре воздуха

  1. Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать
  • Результат опыта заранее неизвестен детям или известен частично
  1. Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемости материалов.

Игры с водой обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Вода может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Очень любят дети игру с мыльными пузырями: пускание пузырей с помощью соломинки, воронки, взбивание пены венчиком. «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше», «Чей пузырь улетит выше, дальше» с помошью таких игр  Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования  с жидкостями: налив емкость с водой, дети переливают воду, слушают звук льющейся жидкости, наблюдают в воде за своим отражением.

Эксперимент «Вода нужна всем»

На прогулке, также знакомлю детей с растительным миром, обращаю внимание на то, что в воде нуждаются растения, они тоже пьют воду. Посадили лук в группе, теперь за ней ухаживаем , поливаем,в  садике есть музей,где имеются различные цветы. Рассматриваем капельки воды, оставшиеся на листьях, замечаю, что струйки воды из лейки похожи на дождик. При этом пою песенку или читаю стишок про дождик. (Слайд «Поливаем цветы»)

Очень нравится детям наблюдать за плавающими рыбками в аквариуме. Наблюдая за рыбками, у детей формирую представление о воде: чистая, прозрачная, в ней плавают рыбки, они тоже нуждаются в воде и могут без нее погибнуть. ( Слайд «Рыбки в аквариуме»)

.“Вода прозрачная

Цель: подвести детей к пониманию такого свойства воды, как прозрачность.

Возьмём стакан с молоком и стакан с водой, в стакане с водой видим палочку, а в стакане с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

.”Вода – бесцветная”

Цель: подвести детей к пониманию того, что обычная вода бесцветная.

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с обычной бесцветной водой.

И мы получим целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Посмотрите, акварельная краска в обычной воде растворилась.

Выв.”Вода жидкая и не имеет формы”

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь, не имеет формы. Объяснить детям, вода жидкая, её можно переливать из одного стакана в другой. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она была налита. Показать это детям, налив воду в сосуды разной формы. А вот, например, на земле на равном месте вода расползается лужицей.

Вывод: вода – жидкая и формы не имеет.

вывод: обычная вода бесцветная.

«Вода из снега».

Принести снег в теплое помещение. Что с ним происходит? Постепенно снег начинает таять, произойдет тоже самое, если снег подержать на ладошке. Затем снег полностью растает и превратится в воду.

Экспериментируем, играя с водой

«Переливание воды» (мокрые ладошки)

Предложить детям поиграть с водой (перемешивать, плескаться, подержать в ладошке);

Рассказать, какая бывает водичка (мокрая, подвижная, прохладная, бегущая, журчащая).

Сегодня игра с песком и песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике.

. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Опыты и игры с песком.

1. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

2. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

3.«Волшебное сито»

Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.

Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.

Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.

.«Свойства сухого песка»

Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.

1. Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.

2. Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.

3. Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.

4. Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.

Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.

7.«Свойства мокрого песка»

Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.

Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму.

.«На каком песке легче рисовать

Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.

Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.

Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.

13.«А мы сеяли песок»

Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного

Такие игры с элементами экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, познавательной инициативы, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план игр - экспериментов с песком и водой в первой младшей группе.

Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного...

Картотека игр – экспериментов с песком и водой в первой младшей группе.

Картотека игр - эксперементов с песком и водой в младшей группе...

Выступление из опыта работы Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»

Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...

Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе

Алгоритм проведения занятия:Проблемная ситуацияГипотезаДемонстрацияАнализ...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы» в первой младшей группе

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.(Китайская пословица)...