«Отчего тает снеговик?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Развивать интерес к экспериментальной деятельности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otchego_taet_snegovik.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа 4-5 лет

Тема НОД: «Отчего тает снеговик?»

Направление образования и развития: познавательное развитие

Цель: развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности

Задачи :

  1. Закреплять представление детей о свойствах снега (цвет, форма, температура, превращение в воду)
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега.

Виды деятельности: игровая, исследовательская деятельность, здоровьесберегающая, коммуникативная, двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: ТРИЗ «Хорошо - плохо», игра «Кораблики», пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики», подвижная игра «Зимняя»

Формы организации: групповая

Оборудование, материалы: снеговик, «волшебный сундучок» с кусочками льда, вода в блюдечках,

салфетки, подносы

Предварительная работа: чтение сказки «Первый снег» В.М. Корнилова, заучивание стихотворений на тему «Зима», игры и эксперименты со снегом и льдом на прогулке, рассматривание снежинок


ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

В: Дети, сегодня у нас необычный гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

В: Молодцы, ребята., это снеговик. (появляется игрушка-снеговик )

С: «Я, весёлый снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Глазки - бусинки горят

На ребят они глядят.

К вам приехал я не зря –

Есть сюрпризы у меня!»

С: Здравствуйте, ребята!

Снеговик

Дети здороваются

Основная часть

С: Ребята, скажите,  а какое сейчас время года?

Вы любите зиму?

ТРИЗ «Хорошо - плохо»

В: За что вы любите зиму?

В: Неужели все хорошо зимой? А что плохого бывает зимой?

В: Значит, зимой бывает и что-то хорошее, и что-то плохое.

В: Ребята, а давайте вспомним приметы зимы.

Молодцы, все верно: зимой очень холодно. Всё покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. На улице мороз, с неба падают снежинки – это капельки воды замёрзли и превратились в тонкие иголочки, а когда снежинок падает много-много, то это называется снегопад! А ещё зимой замерзают реки, озёра , покрываются толстым слоем льда.

С: Ребята, а пришел я к вам не с пустыми руками, я принес вам необычный сундучок, но открыть его можно , если вы отгадаете загадку:

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это -...

Воспитатель открывает сундучок, дети подходят к ней.

В.- Посмотрите, да тут и правда что-то лежит? Что это?

В: Ребята , давайте подойдем к столам и каждый возьмет себе кусочек льда и положит его к себе на поднос.

Потрогайте льдинки, какие они?

А если мы нажмем на льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие? В: Посмотрите, льдинки выскальзывают у меня из рук, удержать их очень трудно, почему как вы думаете?

Положите свои льдинки на поднос. Посмотрите на ладошки - они у вас влажные. Как вы думаете, откуда взялась вода?

В: Ребята, как вы думаете, почему льдинки начали таять?

В: Ребята, а можно ли льдинки брать в рот? Почему нельзя?

Правильно,это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как они очень холодные.

С: А я знаю одну интересную игру, давайте с вами поиграем.

Игра «Кораблики»

Давайте мы с вами опустим наши кусочки льда в воду.Что происходит со льдом в воде?  Тонет ли лёд? Почему кусочек льда становится меньше?

Вывод: лёд плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лёд в воде тает.

В: Вспомните, пожалуйста, как мы с вами на прогулке смотрели на солнышко сквозь льдинки. Почему вы видели солнышко? Что можно сказать про это свойство льда?

Вывод: лед прозрачный.

В: А когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? Почему? Какой лёд?

Вывод: лёд хрупкий.

Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли, давайте их погреем.

Пальчиковая гимнастика

«Погреем пальчики».

Снег руками собирали

Наши пальчики устали

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать.

В: Ребята, мы вместе со Снеговиком провели интересные опыты. Сделаем вывод, какой лёд?

Давайте поиграем в подвижную игру.

Игра «Зимняя»

Быстрые ножки шагали по дорожке,  

Скрип-скрип, топ-топ

Провалились мы в сугроб.                    

Из сугроба вылезали

И штанишки отряхали,                      

Ручки тоже отряхали,

Шапки тоже отряхали.

Путь свой дальше продолжали.        

А мороз-то крепчает:

Он за носик кусает,                        

И за щёчки кусает,                                

И за ушки кусает                                    

Ты мороз, мороз, мороз            

Не кусай меня за нос,

Не щипай меня за щёчки,

Не хватай меня за ушки.

А мороз-то крепчает, метель-вьюгу подзывает.

Вьюжки,  вьюжки,  вьюжки вью                  Колотушки колочу, приколачиваю.          

В: Ребята, посмотрите, кажется Снеговик загрустил.

Снеговичок, что с тобой случилось ?

С: Я кажется таю…

В: Ребята, а почему тает наш снеговик?

В: Правильно, Снеговик сделан из снега, а в комнате тепло и снег начал таять. Дети, нужно попрощаться со Снеговиком и отпустить его домой в лес.

Зима

Ответы детей

Да

Можно на санках, лыжах кататься, играть в снежки, крепость из снега строить, лепить снеговика и т. д.

Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады. Болеют часто.

Ответы детей

Лёд

Лед, льдинки

Дети рассматривают льдинки

Ответы детей

Ответы детей – они скользкие

Ответы детей - льдинки растаяли

Ответы детей - Мы их трогали теплыми ладошками, в помещении тепло, а в тепле лед тает

Нет

Ответы детей

Дети опускают кусочки льда в воду и наблюдают.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Энергично потирают ладонь о ладонь

Ответы детей

Шагают друг за другом

Падают на пол

Встают, «отряхиваются»

Идут по кругу

Закрывают ладошкой нос,

щёки,

ушки

Грозят пальчиком

Вращают руками перед собой

Бьют кулачком по ладошке.

ответы детей

Дети прощаются со снеговиком

Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости?  Что нового узнали вы сегодня? Что показалось вам интересным? Удивительным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тает снег, тает лед!!!"

Мы экспериментируем! Снежинка пришла к нам в гости.... Снежинки, снежинкиНа щечках у Нинки, Застряли в косичках, Висят на ресничках,Мешают смотреть.Зажала в ладошку, Хотела немножк...

НОД разучивание стихотворения А. Плещеева "Уж тает снег..." с использованием ИКТ в средней группе

НОД поможет воспитателям более интересно и доступно разучить с детьми новое стихотворение о весне...

"От простой воды и мыла у микробов тает сила"

Образовательная деятельность, повторение с детьми культурно гигиеническими навыками....

Тает снег, тает лед. Методическая разработка.

Групповой среднесрочный проект, творческо - исследовательского направления....

Конспект занятия по нетрадиционной техники рисования на тему "Снеговик2

Рисование ватными палочкамикак нетрадиционная техника рисованияи метод коррекции психических состояний дошкольников...

Конспект НОД по художественному творчеству в младшей группе (лепка) на тему "Снеговик2

Данный конспект разработан для младших дошкольников и предназначен для ознакомления воспитателям ДОУ. Конспект направлен на формирование у детей умения передавать образ снеговика из пластилина, на раз...