Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Путешествие в мир камней»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
  2. Классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности;
  3. Формировать представления детей о магните;
  4. Расширять представления детей опытным путём о свойствах камня (твердый, тонет в воде) и магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие:

  1. Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки.
  2. Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
  2. Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
  1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
  2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

Материал и оборудование: коллекция камней; изделия из янтаря, жемчуга; емкости с водой, лупы; магниты, различные предметы для опытов (скрепки, монеты, предметы из пластмассы, дерева, ткань, стеклянные камни, куски резины), стеклянные стаканы с водой, картон; «Чудесный мешочек» с камнями; картинки для игры «притягивает – не притягивает».

Ход занятия

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе будем мы играть. (беремся за руки)

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Воспитатель: Ребята, о чём это загадка? (О камнях). Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали  в этом году о камнях. А в этом нам помогут истинные знатоки камней - герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Сегодня гномы у нас в гостях.

Воспитатель: А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели.

Это гном по имени Понедельник. Он любит строить и всё знает о камнях - строителях. Вспомните, из чего построили свои домики три брата - поросёнка (Ответы детей).

А из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.

Демонстрирует булыжник, известняк, ракушечник, песчаник.

Какой круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку?  Интересно,  почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

У нас в Крыму на Южном побережье очень много галичных пляжей.

Гном по имени Вторник увлекается драгоценными камнями. Всё своё время он посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды, сказания. В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию, коллекцию). В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. Из – за твердости  его также применяют в приборостроении.

Это гном Среда. Он интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге, вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.

Гном по имени Четверг изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Что это за камни?  (Янтарь, жемчуг (демонстрация камней)

Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые  вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – окаменевшая ископаемая смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев).

Гном по имени Пятница приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов.

Но прежде, давайте вспомним привила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов.

-Не толкаться,

- не кричать,

- в рот не чего не брать и не пить,

- в лабораторию заходить в специальной одежде.

Правильно, ребята. Давайте оденем фартуки.

Опыт № 1 «Что видно на камне?».

Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите?

Вывод: камень имеет кристаллики, трещины, узоры, крапинки, ямочки, узоры и др.

Опыт № 2 «Твердость камня»

В одну руку взять камень, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Вывод: Камень твёрдый.

Опыт № 3 «Тонет - не тонет».

Что произойдёт, если мы опустим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и с окатыш керамзита. Сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему?

Вывод: Камни тонут в воде, а в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет.

Опыт № 4 «Могут ли камни издавать звуки?»

Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек»

(В мешочке только камни). Дети достают камень и описывают его.

(самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку; овальный, самый лёгкий камень;  тяжёлый, шершавый камень.

А сейчас я предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (наклоны в стороны).

Катятся, катятся камешки прочь (приседают медленно на корточки)

Раскатились камешки, и с той самой поры (поворот вокруг себя)

Ничего не осталось от нашей горы! (садятся на корточки)

Гном по имени Суббота изучает магниты. Он знает одну старую легенду о том, как появился магнит. Хотите ее послушать?

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этими камнями соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».

Понравилась вам легенда? (Ответы детей) Вот теперь можно приступать к изучению магнита.

Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

Ответы детей: Магнит притягивает предметы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?

Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.

А теперь посмотрите, какие предметы лежат у нас на столах?

Дети перечисляют:

1. кусочек ткани,

2. деревянный карандаш,

3. пластмассовая пуговица,

4. ластик резиновый

5. стеклянный камень

6. металлические монетка и ключ.

Опыт № 1. «Что притягивает магнит?»

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…

Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

Какие предметы притянул магнит? (монета, ключ).

А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.

Опыт №2. «Задача на смекалку»

- Бросьте в стакан с водой монету. А теперь попробуйте достать монету, не намочив при этом рук. Как мы сможем это сделать (Предположения детей) (прислоняем магнит к стакану на уровне монеты и двигаем магнит с монетой по стенке стакана вверх).

Из этого опыта, что мы узнали о магните?

Вывод: Магнит притягивает через препятствия. Он может действовать через стекло и воду.

Опыт № 3 «Танец скрепок»

(на картон высыпаются скрепки, под картоном магнит).

Скрепки лежат спокойно, смотрите внимательно: я магнит ставлю под картон и вожу им, что вы заметили?

Дети: скрепки двигаются за магнитом.

(Дети выполняют задание)

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит действует через картон.

Ребята, гном по имени Воскресенье любит играть. Давайте поиграем вместе с ним.

Игра «Притягивает - не притягивает»

Вы магниты – я буду показывать картинки с предметами, если предмет примагничивается – руки вперед, если нет – руки за спину.

Молодцы! (картинки – ножницы, мяч, кастрюля, , карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)

Подведение итогов

Воспитатель: Мы с вами сегодня провели много интересных опытов и даже научились делать чудеса. На этом мы с вами не остановимся, ещё много опытов проведём в дальнейшем. Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? Что было сложным и вы испытывали трудности с выполнением?

Мне тоже понравилось, как вы занимались и я вам приготовила небольшие подарки, вот такие магнитики – смайлики(раздача подарков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши» Цели и задачи.·         Продолжать формировать у детей инт...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Вообразилию"

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи: - побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, вообра...

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»

Цели и задачи.Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).По...

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе...

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в лес-чудес»

Цели и задачи.Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).По...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну сказок и фантазии»

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну сказок и фантазии»...

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе  на тему: «Путешествие Капельки»  Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное пре...