Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дегтярёва Ирина Анатольевна

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе  на тему: «Путешествие Капельки»  Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshest_vie_kapelki_4.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей      группе 

«Путешествие Капельки»

      Подготовила воспитатель: Дегтярёва И.А.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

Познавательные:

-Познакомить со свойствами воды (что вода бесцветная, без запаха, прозрачная).

-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Обучающие:

-Обогащать и активировать словарный запас.

-Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека и в природе.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать сообща.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы.

Игровые:

-Совершенствовать навыки ролевого поведения.

Предварительная работа:

-Разучивание потешек о воде «Водичка-водичка»«Лейся чистая водичка»

-Проведение беседы: «Если б не было воды»

-Загадывание загадок

-Д/игра  «Кому нужна вода?»«Кто живет в воде?»

-Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто:»Девочка чумазая», сказка «Как капелька стала снежинкой».

Материал и образовательные ресурсы:

-Вода, ёмкости для опыта, Капелька, лимон, пластмассовые ложки, питьевые трубочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,

                       Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

                       Нам здороваться не лень:

                        Всем «Привет» и «Добрый день!»

                        Если каждый улыбнется-

                        Утро доброе начнется.

                        Доброе утро! Все вместе!

Дети: Доброе утро!.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, какие-то звуки? Что это? (звук воды))

Дети: Вода.

Воспитатель: К нам в гости сегодня пришла Капелька.

Капитошка:Дети, давайте знакомиться, меня зовут Капитошка. (Садится перед детьми на стульчик)

Капитошка: Я – маленькая капелька воды. Ребята, а что вы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода занимает большую часть земли….)

-Для чего нужна вода? (Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться….)

-Может ли человек прожить без воды? Почему?

- Молодцы, вы много знаете о воде.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться, не поесть и  не напиться,

Смею вам я доложить: без неё нам не прожить.

А сейчас я предлагаю вам  превратимся в маленькие капельки и отправимся в волшебное путешествие, чтобы ещё больше узнать о воде. Согласны? Тогда вы сейчас, вместе со мной, должны произнести такие волшебные слова:

Вправо, влево повернусь, в капельку я превращусь.

Капитошка: А теперь представьте, что теплая ласковая весна растопила лед. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, покружились и сели.

Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной. Какой?

Вывод: вода бывает в трех состояниях: твердая…., жидкая…., газообразная…

Правильно, лед - это вода в твердом состоянии, вода -  жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!

Капитошка: Дети, а сейчас послушайте историю, о том, как я однажды путешествовал.

“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.

Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).

Капитошка: Подумайте и скажите, а в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую). Почему? (Вода быстро испаряется)

Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).

Капитошка: Послушайте мой рассказ дальше…

“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.

Капитошка: - А что со мной произошло, вы догадались?(Пар превратился в капельки).

Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)

Послушайте мой рассказ дальше…

“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.

Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде дождя)

“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.

Капитошка: Дети, давайте посмотрим на  схему путешествия Капельки..

Когда солнце нагревает поверхность водоёма,  содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

На доске строится схема “ Круговорота воды”.

Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, а где-то выпадает в виде осадков.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.

Капелька: Ой, а что это у вас такое интересное?

Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Дети, скажите, а что такое лаборатория? (это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

Воспитатель: Капитошка, хочешь поучаствовать с нами вместе?

Капелька соглашается.

Дети садятся за столы.

Опыт №1. Прозрачность воды.

Воспитатель: 

У вас на столе два стакана, вода и молоко, определите, в каком стакане вода (дети показывают)

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет

Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правильно это или нет.

Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой трубочки. Видно их?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь так же положим в стаканчик с молоком. Видно их?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле- прозрачная и не имеет цвета.

Вывод: вода прозрачная

Опыт № 2 «На определение вкуса и запаха воды»

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети: безвкусная

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.

-А теперь давайте понюхаем воду и узнаем пахнет вода или нет.

Дети: Вода без запаха.

Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха.

- А если теперь, в стаканчик с водой мы положим кусочек лимона и попробуем, что теперь изменилось?

Дети: Вода стала кислая.

Воспитатель:

Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда лимон. Вода приобретает вкус того вещества, которое мы добавили.

-А если теперь мы ее понюхаем, то изменился ли запах у воды?

Дети: Да, вода стала пахнуть лимоном.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому, что лимон пахнет.

Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах.

Вывод: Чистая вода не имеет вкуса и запаха, но если в нее добавить вещество со вкусом и запахом, то у воды появится вкус и запах того, что в нее мы добавили.

Опыт 3. Вода – растворитель. « Подводная лодка из яйца».

Возьмем две пол-литровые банки. Одну банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно утонуло).

Во вторую банку нальем воду,  добавим  поваренную соль и хорошо перемешаем. (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Что произошло с солью? (Исчезла, растворилась)   Опустим туда второе яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно плавает). Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Вывод:  Вода растворяет некоторые вещества.

Капелька: Ребята, я тоже знаю несколько фокусов и хочу вам их показать.

(На подносе стоят баночки с водой и крышкой. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая.) Капитошка хлопает три раза в ладоши и произносит слова:

Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.

Дети поочередно берут баночку, встряхивают её

-Какого цвета стала вода?

Дети:   Зеленая!

Капелька:   Была водичка прекрасная, а стала вода – КРАСНАЯ

-Какого цвета стала вода?

Дети:    Красная!

Капелька:   Эта водичка изо льда и из инея, была прозрачной, а стала – СИНЕЮ.

-Какого цвета стала вода?

Дети:    Синяя!

Капелька:  Ребята, а вы догадались, как я делал этот фокус?

Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие подошло к концу.

-Скажите, а что вы ещё узнали о воде нового  за время нашего путешествия?

Молодцы, вы меня так порадовали!!!

А сейчас, давайте мы все дружно встанем в круг на ковре и произнесём слова:

Вправо, влево повернусь, в человека превращусь.

Капелька: Ну, а мне пора возвращаться на облачко. До свидания ! Скоро увидимся! (уходит).

Воспитатель: 

Ребята, вам понравилось сегодня путешествовать с Капелькой?

А, что именно вам понравилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…» представляет из себя полностью готовое занятие с приложением...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

обучение установления причинно-следственных связей при проведени  опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Образовательные задачи:- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.- Уточ...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Вода и воздух»

Цель: Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные:-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, ...