Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Кортнева Елена Геннадьевна

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

 

Образовательные задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, жизни человека.

- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

 

Развивающие задачи:

- Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

- Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в коллективе.

 Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелки с солью, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, краска, кисти, клей, заготовки из картона (звезды).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов"

(дошкольное отделение)

городского округа Ступино Московской области

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Волшебница соль»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Коротнева Елена Геннадьевна

г. Ступино 2023

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Образовательные задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, жизни человека.

- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

Развивающие задачи:

- Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

- Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелки с солью, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, краска, кисти, клей, заготовки из картона (звезды).

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.

Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в группу я зашла и смотрите что нашла. Это же посылка! На ней написано «Ребятам 8 группы «Радуга». Интересно, кто нам ее прислал? Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь два письма. На одном написано «До», на другом «После». ( Читает «До»)

« Здравствуйте, дорогие детишки – девчонки и мальчишки!

Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители.

Вам шлём волшебное стекло, - догадайтесь, для чего оно?». (Воспитатель достаёт из посылки коробочку с увеличительными стёклами.)

Воспитатель : Ребята, проходите и садитесь на стулья, спасибо, конечно, подземным жителям, их подарок нам очень поможет, но чуть позже, а пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй?

Как они называются? Дети: ( Полезные ископаемые).

А какие полезные ископаемые вы знаете?: Дети: (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.)

Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые?:

Дети: (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).

Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… ( соль! )

Воспитатель: Правильно, это – соль! . И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль один из главных минералов на Земле. Минерал – это природный камень, образующийся в недрах, глубоко в Земле или на поверхности Земли. Соль добывают под Землей, в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски и на специальных поездах вывозят наверх. Еще один способ добычи соли – выпаривать морскую воду до тех пор, пока на ее поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Где люди используют соль? Дети: соль добавляют в еду, с помощи соли люди консервируют овощи для длительного хранения, также соль применяют в медицине, с ее помощью лечат различные заболевания. Существуют огромные соляные пещеры, куда люди ходят дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. На улице, при гололеде, посыпают солью лед. Еще соль необходима животным. Как вы думаете для чего? Дети: для подкормки, как минеральная добавка. Соль – незаменимый продукт питания, без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье . Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов : каменная, морская, йодированная и поваренная. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?

Дети:

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли не естся, без соли и стол кривой
  • Без соли и хлеба , худа беседа
  • Без воли силы нет, без соли вкуса нет
  • Без соли, что без воли, жизни не проживёшь
  • Без соли, без хлеба, половина обеда
  • Без соли, без хлеба, за стол не садятся
  • Без денег торговать, как без соли хлебать
  • От воды родится, воды боится

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать. ( ходьба на месте)

Раз! Подняться потянуться. ( дети выполняют потягивания)

Два! Согнуться, разогнуться. ( наклоны, повороты туловища)

Три! В ладоши три хлопка. ( хлопки в ладоши)

Головою три кивка ( движения головой)

На четыре – руки шире.( руки в стороны)

Пять – руками помахать.( движения руками)

Шесть – попрыгать поскакать.( прыжки на месте)

Встаньте прямо – улыбайтесь! Каждый весел и здоров и к заданию готов!

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем проводить эксперименты, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? Дети : (ученые). Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: раз, два, три, повернись и в ученых превратись!

Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учёными

В лабораторию пойдёте

И чудо – опыт проведёте

С одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нём!

Воспитатель: Ребята, а вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы наверно уже догадались. Правильно это соль.

Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете какими свойствами она обладает.

Воспитатель: Ребята, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Воспитатель: И так дорогие юные учёные, занимайте свои места.

Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её Дети: (без запаха).

- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали с солью? Дети: (насыпали). Значит соль, какая Дети: (сыпучая, рассыпчатая).

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? Дети: (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? Дети: (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложки и нажмите на соль. Что произошло? Дети: (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

-Ребята, перед вами стоят стаканы с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? Дети: (растворилась). Изменился ли цвет воды? Дети: (нет).

-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем Дети: (солёная). Молодцы!

- Ребята, перед вами тарелка с солью и жидкая гуашь, возьмите немного краски и добавьте к соли, перемешайте, посмотрите, что произошло? Дети: кристаллы соли приобрели цвет.

Воспитатель: Еще одно свойство соли « Кристаллы соли окрашиваются».

-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли? Дети: (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде, соль приобретает цвет).

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит? Дети: (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Воспитатель:

А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? Дети: (оно опустилось на дно) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом Дети: (оно плавает на поверхности).

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды)

Кто был на море тот испытал это на себе. В соленой воде плавать легче.

Воспитатель: А ещё с помощью соли можно создавать красивые картины, поделки, аппликацию, делать соленое тесто. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и заготовки из картона «звезды»).

Воспитатель: Но перед тем, как вы начнете делать аппликацию , давайте подготовим наши пальцы к работе.

Пальчиковая гимнастика :

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнем создавать аппликацию, вы отгадайте загадку:

Ночью землю освещают,

А под утро засыпают.

Дети: звезды.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня нам поможет соль, чтобы выполнить аппликацию, перед вами лежат заготовки «Звезды», вам необходимо аккуратно нанести клей на поверхность звезды, а затем засыпать ее солью, с помощью салфетки прижимаем соль к картону и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается! Молодцы!

А сейчас на память о нашем занятии и в благодарность подземным жителям я предлагаю сделать нам вместе сувенир. Давайте соль разных цветов не перемешивая насыпем в колбу, посмотрите как необычно и красиво у нас получилось! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Про что говорили?

Что вы узнали нового, что именно вам запомнилось ? А что было сложно?

Дети: Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д. ) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были. А теперь произнесем волшебные слова, чтобы вновь стать ребятами: раз, два, три повернись и в ребяток превратись!

И пришло время открыть и прочесть второе письмо. « После» .

« Дорогие ребята, вы молодцы! Вы показали хорошие знания, провели интересные опыты, нам, подземным жителям, очень понравилось ваше увлекательное занятие и в награду мы оставили для вас в посылке угощения.

Вам желаем мы добра, до новой встречи детвора!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Закрепление у детей знакомых свойств воды и знакомство с другими свойствами...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1  Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить зн...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования...