Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Григорьева Ирина Александровна

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»

г. СЫКТЫВКАРА

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»

Старшая группа

Составитель:

Воспитатель Григорьева И.А.

 первая квалификационная категория

г. Сыктывкар

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка »

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.

Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Ход занятия:

Воспитатель: Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да)

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей: ветер).

Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей: нет, он невидим).

Воспитатель: Давайте с вами проверим это.

Опыт №1 «Воздушные вихри»

Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

Опыт №2 «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?

Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)

Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для дыхания).

Воспитатель: А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.

Опыт № 3 «Дыхание»

Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе).

Воспитатель: А мы можем не дышать? (Нет).

Делаем вывод: без дыхания жизни нет.

Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу (присесть).

Молодцы, присаживаемся на свои места.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.

Опыт № 4 «Сухой из воды»

Воспитатель: Посмотрите, что внутри этого стакана? (ответы детей: стакан пуст). Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель: ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)

Воспитатель: Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?

Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).

Воспитатель: Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.

Опыт №5 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите (ответы детей)?

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Правильно, воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.

И так, подведем итог:

1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.

2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.

4. Воздух есть везде.

5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!

15.04.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…» представляет из себя полностью готовое занятие с приложением...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

обучение установления причинно-следственных связей при проведени  опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»

Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...