Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Экспериментальная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»

    Старшая группа

    Составитель:

    Воспитатель Хрущатова Наталья Ильинична

     первая квалификационная категория

    П. Владимирский, 2018 г.

    Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка »

    Задачи:

    Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

    Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.

    Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.

    Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).

    Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да)

    Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.

    Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

    Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь.

    Он невидимый, но всё же

    Без него мы жить не можем. (Воздух)

    Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)

    Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

    Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

    Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей: ветер).

    Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей: нет, он невидим).

    Воспитатель: Давайте с вами проверим это.

    Опыт №1 «Воздушные вихри»

    Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

    Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

    Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

    Опыт №2 «Узнай по запаху»

    Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?

    Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)

    Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для дыхания).

    Воспитатель: А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.

    Опыт № 3 «Дыхание»

    Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе).

    Воспитатель: А мы можем не дышать? (Нет).

    Делаем вывод: без дыхания жизни нет.

    Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей).

    Воспитатель: Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.

    Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

    Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

    Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

    Устремилось облако (выпрямить руки)

    Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

    Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

    Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

    Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

    В дождевую тучу (присесть).

    Молодцы, присаживаемся на свои места.

    Воспитатель: ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.

    Опыт № 4 «Сухой из воды»

    Воспитатель: Посмотрите, что внутри этого стакана? (ответы детей: стакан пуст). Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель: ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)

    Воспитатель: Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?

    Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).

    Воспитатель: Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)

    Воспитатель: Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.

    Опыт №5 «Как поймать воздух».

    Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите (ответы детей)?

    Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Воспитатель: Правильно, воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.

    И так, подведем итог:

    1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.

    2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

    3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.

    4. Воздух есть везде.

    5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.

    Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

    Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

    Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

    Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

    «Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

    Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода».

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятльности в средней группе на тему: "Волшебная вда"....

    Апрель 2018 год. Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы на тему: «Путешествие в песочную страну»

    Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"

    Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...