Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Архипова Марина Ивановна

     

    Задачи:

    Образовательные:

    • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности;

    • расширять представления детей о свойствах снега;

    Развивающие:

    • развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

    • развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;

    • развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;

    •  воспитывать позитивно отношение к неживой природе.

    Словарная работа:

    лаборатория, опыты, эксперимент, снегопад, прозрачный, мутная.

    Материалы и оборудование: 2 ёмкости с теплой водой; ведерки с лопатками; лупы, формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда,  бумаги бархатные черных  цветов, термос; 3 стакана; тарелочки.

    Предварительная работа: чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой.

     

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная прогулка. Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

    Дети: лаборатория.

    Воспитатель: В лабораторию мы отправимся не одни, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться:

    Станем рядышком, по кругу

    Скажем «Здравствуйте» друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем привет и добрый день.

    (Отправляясь в лабораторию, по дороге мы с ребятами вспоминаем правила поведения: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю, Вам послушать загадку и сказать о каком времени года говорится в этой загадке:

    Ни ведёрка,

    Ни кисти, ни рук,

    А побелит

    Все крыши вокруг.

    (Зима)

    Воспитатель: А чем вам нравится зима?

    Дети: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга. Строить снеговика, горку.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

    На дворе - горой,

    А в избе – водой. (Снег)

    Прозрачен, как стекло,

    А не вставишь в окно. (Лёд)

    Воспитатель: Сегодня я предлагаю провести опыты и узнать, дружат ли между собой: снег, вода и лёд? Приглашаю Вас пройти к первому опыту, который называется:

    Опыт 1. Почему снег мягкий?

    Ход.

    Воспитатель: Для этого опыта, я приготовила для Вас ведерки с лопатками. Я прошу набрать в ведерки снег и собрать в кучу. Ребята, Вам не тяжело? В чём же дело?

    Дети: дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие.

    Воспитатель: а летом Вы носили в них песок, и ведерки были какими?

    Дети: тяжёлыми. Приходилось носить ведёрки вдвоём.

    Воспитатель: как Вы думаете, почему снег такой легкий?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Затрудняетесь, если, то предлагаю рассмотреть хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Что Вы наблюдаете?

    Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?

    Дети: тяжелым, воздуха.

    Какой вывод мы можем сделать? Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. А вы знаете, ребята, что когда меняется погода, то и меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

    Молодцы, справились с первым, предлагаю перейти ко второму опыту, который называется:

    Опыт №2. Почему снег греет?

    Ход.

    Воспитатель: Ребята, Вы уже знаете, что зимой все деревья и кустарники надо укрывать снегом. Как  Вы думаете для  чего? ….. А как Вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев?

    Дети: (Нет).

    Воспитатель: А почему?

    Дети: рассуждения детей.

    Воспитатель: Затрудняетесь ответить? Ребята, в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло.

    Это можно проверить. Перед прогулкой я налила в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорила их. Предлагаю потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем мы с Вами на участке одну из бутылок поставим на открытое место, другую закапаем в снег, не прихлопывая его. Для того чтобы проверить, что произошло с нашей водой, нужно время. А чтобы зря время не терять, предлагаю немного поиграть. В конце динамической паузы обе бутылки поставим рядом и сравним, в какой вода остыла больше, выясним, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

    Динамическая пауза «Вода, снег и лёд»

    «Снег» – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;

    «Вода» – медленное плавное движение;

    «Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).

    После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:

    «Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);

    «Холодно» - дети замирают в разных положениях.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Отдохнули немного, посмотрим, что с нашими бутылочками с водой стало?

    Дети: рассуждения детей.

    Что мы можем сказать об этом опыте:  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

    Отлично, я приготовила вам третий опыт.

    Опыт №3. «Дружат ли вода, снег и лёд?»

    Ход.

    Воспитатель: Ребята,  для этого опыта приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?

    Дети: в первом снег растаял.

    Воспитатель: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.

    А что вы наблюдаете во втором стакане?

    Дети: лед растаял.

    Воспитатель: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?

    Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.

    Воспитатель: и в третьем стакане мы с вами замечаем?

    Дети: снег и лед не растаяли.

    Воспитатель: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.

    Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?

    Дети:  ответы детей.

    Воспитатель: а кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?

    Дети: рассуждения детей.

    Воспитатель: молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые?

    Дети:  ответы детей.

    Воспитатель: это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?

    Дети: рассуждения детей.

    Воспитатель: тогда предлагаю перейти к следующему опыту.

    Опыт №4. Откуда берётся иней?

    Ход.

    Воспитатель: Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой.  Открываем их, и видим, что,  пар. Нам с Вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?

    Дети:  пар превращается в капельки воды. 

    Воспитатель:  Затем эту запотевшую тарелку ставим на стол и видим…?

    Дети: на ней образование инея. 

    Воспитатель: Правильно.

    Вывод мы можем сделать, какой? Что наш пар при охлаждении превратился в воду, а тем самым вода застывает и превращается в  тончайшие кристаллы льда, т.е. в иней.

    Воспитатель: правильно, молодцы. И на основании нашего опыта, предлагаю провести 5 опыт, который называется:

    Опыт №5. Цветные ледяные игрушки.

    Ход.

    Воспитатель: Для этого опыта я приготовила для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки,  оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время. Поэтому, я заранее приготовила для вас ледяные игрушки с веревочками и предлагаю украсить нашу веранду. Но перед тем, как украсить веранду:

    Дарья М. скажи, пожалуйста, какой именно тебе запомнился опыт?

    Дети:  ответ Даши.

    Воспитатель: хорошо, можешь повесить свою игрушку.

     Артем скажи, пожалуйста, что тебе понравилось делать?

    Дети:  ответ Артема.

    Воспитатель: замечательно, можешь повесить свою игрушку.

    Дарья И.и Арсений скажите, пожалуйста, какой именно Вам запомнился опыт?

    Дети:  ответы Даши и Арсения.

    Воспитатель: отлично, можете повесить свои игрушки.

    Ольга и Ваня скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось проводить в опыте с термосом и тарелкой?

    Дети:  ответы Ольги и Вани.

    Воспитатель: молодцы, можете повесить свои игрушки.

    Юлия и Максим скажите, пожалуйста, Вам не тяжело было носить ведерки со снегом? Почему?

    Дети:  ответы Юлии и Максима.

    Воспитатель: отлично, можете украсить вашу веранду. Красиво как стало.

    Ребята мы сегодня прекрасно поэкспериментировали с опытами, но  наша лаборатория должна закрываться. До свидания?

    Дети: до свидания.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "Тайны снега"42.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия

    по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

     «Тайны снега»

    Задачи:

    Образовательные:

    • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности;

    • расширять представления детей о свойствах снега;

    Развивающие:

    • развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

    • развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;

    • развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;

    •  воспитывать позитивно отношение к неживой природе.

    Словарная работа:

    лаборатория, опыты, эксперимент, снегопад, прозрачный, мутная.

    Материалы и оборудование: 2 ёмкости с теплой водой; ведерки с лопатками; лупы, формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда,  бумаги бархатные черных  цветов, термос; 3 стакана; тарелочки.

    Предварительная работа: чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная прогулка. Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

    Дети: лаборатория.

    Воспитатель: В лабораторию мы отправимся не одни, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться:

    Станем рядышком, по кругу

    Скажем «Здравствуйте» друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем привет и добрый день.

    (Отправляясь в лабораторию, по дороге мы с ребятами вспоминаем правила поведения: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю, Вам послушать загадку и сказать о каком времени года говорится в этой загадке:

    Ни ведёрка,

    Ни кисти, ни рук,

    А побелит

    Все крыши вокруг.

    (Зима)

    Воспитатель: А чем вам нравится зима?

    Дети: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга. Строить снеговика, горку.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

    На дворе - горой,

    А в избе – водой. (Снег)

    Прозрачен, как стекло,

    А не вставишь в окно. (Лёд)

    Воспитатель: Сегодня я предлагаю провести опыты и узнать, дружат ли между собой: снег, вода и лёд? Приглашаю Вас пройти к первому опыту, который называется:

    Опыт 1. Почему снег мягкий?

    Ход. 

    Воспитатель: Для этого опыта, я приготовила для Вас ведерки с лопатками. Я прошу набрать в ведерки снег и собрать в кучу. Ребята, Вам не тяжело? В чём же дело?

    Дети: дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие.

    Воспитатель: а летом Вы носили в них песок, и ведерки были какими?

    Дети: тяжёлыми. Приходилось носить ведёрки вдвоём.

    Воспитатель: как Вы думаете, почему снег такой легкий?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Затрудняетесь, если, то предлагаю рассмотреть хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Что Вы наблюдаете?

    Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?

    Дети: тяжелым, воздуха.

    Какой вывод мы можем сделать? Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. А вы знаете, ребята, что когда меняется погода, то и меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

    Молодцы, справились с первым, предлагаю перейти ко второму опыту, который называется:

    Опыт №2. Почему снег греет?

    Ход. 

    Воспитатель: Ребята, Вы уже знаете, что зимой все деревья и кустарники надо укрывать снегом. Как  Вы думаете для  чего? ….. А как Вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев?

    Дети: (Нет).

    Воспитатель: А почему?

    Дети: рассуждения детей.

    Воспитатель: Затрудняетесь ответить? Ребята, в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло.

    Это можно проверить. Перед прогулкой я налила в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорила их. Предлагаю потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем мы с Вами на участке одну из бутылок поставим на открытое место, другую закапаем в снег, не прихлопывая его. Для того чтобы проверить, что произошло с нашей водой, нужно время. А чтобы зря время не терять, предлагаю немного поиграть. В конце динамической паузы обе бутылки поставим рядом и сравним, в какой вода остыла больше, выясним, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

    Динамическая пауза «Вода, снег и лёд»

    «Снег» – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;

    «Вода» – медленное плавное движение;

    «Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).

    После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:

    «Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);

    «Холодно» - дети замирают в разных положениях.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Отдохнули немного, посмотрим, что с нашими бутылочками с водой стало?

    Дети: рассуждения детей.

    Что мы можем сказать об этом опыте:  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

    Отлично, я приготовила вам третий опыт.

    Опыт №3. «Дружат ли вода, снег и лёд?»

    Ход.

    Воспитатель: Ребята,  для этого опыта приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?

    Дети: в первом снег растаял.

    Воспитатель: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.

    А что вы наблюдаете во втором стакане?

    Дети: лед растаял.

    Воспитатель: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?

    Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.

    Воспитатель: и в третьем стакане мы с вами замечаем?

    Дети: снег и лед не растаяли.

    Воспитатель: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.

    Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?

    Дети:  ответы детей.

    Воспитатель: а кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?

    Дети: рассуждения детей.

    Воспитатель: молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые?

    Дети:  ответы детей.

    Воспитатель: это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?

    Дети: рассуждения детей.

    Воспитатель: тогда предлагаю перейти к следующему опыту.

    Опыт №4. Откуда берётся иней?

    Ход.

    Воспитатель: Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой.  Открываем их, и видим, что,  пар. Нам с Вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?

    Дети:  пар превращается в капельки воды.  

    Воспитатель:  Затем эту запотевшую тарелку ставим на стол и видим…?

    Дети: на ней образование инея.  

    Воспитатель: Правильно.

    Вывод мы можем сделать, какой? Что наш пар при охлаждении превратился в воду, а тем самым вода застывает и превращается в  тончайшие кристаллы льда, т.е. в иней.

    Воспитатель: правильно, молодцы. И на основании нашего опыта, предлагаю провести 5 опыт, который называется:

    Опыт №5. Цветные ледяные игрушки.

    Ход.

    Воспитатель: Для этого опыта я приготовила для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки,  оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время. Поэтому, я заранее приготовила для вас ледяные игрушки с веревочками и предлагаю украсить нашу веранду. Но перед тем, как украсить веранду:

    Дарья М. скажи, пожалуйста, какой именно тебе запомнился опыт?

    Дети:  ответ Даши.

    Воспитатель: хорошо, можешь повесить свою игрушку.

     Артем скажи, пожалуйста, что тебе понравилось делать?

    Дети:  ответ Артема.

    Воспитатель: замечательно, можешь повесить свою игрушку.

    Дарья И.и Арсений скажите, пожалуйста, какой именно Вам запомнился опыт?

    Дети:  ответы Даши и Арсения.

    Воспитатель: отлично, можете повесить свои игрушки.

    Ольга и Ваня скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось проводить в опыте с термосом и тарелкой?

    Дети:  ответы Ольги и Вани.

    Воспитатель: молодцы, можете повесить свои игрушки.

    Юлия и Максим скажите, пожалуйста, Вам не тяжело было носить ведерки со снегом? Почему?

    Дети:  ответы Юлии и Максима.

    Воспитатель: отлично, можете украсить вашу веранду. Красиво как стало.

    Ребята мы сегодня прекрасно поэкспериментировали с опытами, но  наша лаборатория должна закрываться. До свидания?

    Дети: до свидания.

    C:\Users\Mиша\Desktop\1481985405263.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

    Закрепление у детей знакомых свойств воды и знакомство с другими свойствами...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

    Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

    Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

    «Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

    Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…»

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…» представляет из себя полностью готовое занятие с приложением...