Конспект занятия по экологическому воспитанию – опыты с песком, камнем и глиной.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Абайдулина ( Рыкова)  Наталия Павловна

Опытно -экспериментательная деятельность. Познакомить со свойствами материалов , умение сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_glina.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность – опыты с песком, камнем и глиной.

Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камешки. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети. Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами

В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.

Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети. Камешки.

Воспитатель. Почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.

Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной.  Нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить, что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно, а это пока для вас сложно. (Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском. В первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху, на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода ).

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель. Мы убедились, что песок пропускает воду, а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить.

А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети. Она рассыпался.

Воспиталь. А нажмите на обычный камень. Что с ним произошло?

Дети. Ничего.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми.

Водонепроницаемость является одним из главных ее качеств. Именно

поэтому с древних времен люди использовали глину для строительства и для изготовления посуды.

Глина обладает хорошей вязкостью, мелкие плоские частицы её легко и прочно прилипают друг к другу и слипаются в комочки. Частички очень мелкие похожи на пылинки. Глина задерживает воду.

В глине не должно оставаться даже маленьких комков, иначе это станет первой причиной образования трещин на покрытии.

Глину соединяют с сухим просеянным речным песком. Можно использовать влажный песок, но тогда для замеса раствора понадобится больше воды. Пропорция 1:2, где на одну часть глины идет две части песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Овощи и что мы о них знаем? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Цель: Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу.Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», прилагательные «...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Ставим опыты с водой»

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Ставим опыты с водой» ...