Паспорт мини-музея "Русский быт"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного
вида №3 «Радуга»города Асино Томской области
Паспорт мини-музея
«Русский быт»
(старшая группа)
Авторы мини-музея:
Подузова Ольга Николаевна,
Сусолина Елена Александровна,
Воспитатели
Содержание
Сведения об авторском коллективе ………………………………… - 3 стр.
Паспортные данные мини-музея…………………………………… - 3 стр.
Приказ……………………………………………………………………. - 3 стр.
Аспекты музейной деятельности………………………………… - 3 стр.
План работы по созданию мини-музея «Русский быт»………… - 4 стр.
Характеристика мини-музея………………………………………- 4-12 стр.
Тематический план занятий в музее……………………………- 12-14 стр.
Перспектива развития мини-музея……………………………….- 14 стр.
Список литературы…………………………………………………- 14 стр.
Сведения об авторском коллективе:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - детский сад
комбинированного вида № «Радуга» города Асино Томской области ФИО воспитателя: Подузова Ольга Николаевна
Образование: высшее
Должность: воспитатель
Пед.стаж: 15 лет
ФИО воспитателя: Сусолина Елена Алексеевна
Образование: Томский педагогический колледж
Должность: воспитатель
Пед.стаж:3 года
Паспортные данные:
Наименование мини-музея: мини-музей «Русский быт»
Профиль музея: познавательный.
Цели: Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
Расширять и углублять представление детей о жизнедеятельности людей на Руси.
Развивать способность к эстетическому видению и осмыслению простоты, самобытности, гармоничности древне-русского быта, традиций славянской культуры.
Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: групповой комнаты площадью (?)кв.м.
Площадь, занятая под экспозицию: 1,25 кв.м.
Руководители мини-музея: Сусолина Е А, Подузова О.Н, воспитатели старшей группы
Структура управления мини-музеем Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Примечание.
Каждая народность на Земле имеет свою культуру (обычаи, народное творчество и традиционные промыслы), бережёт и передает последующим поколениям накопленную веками мудрость, самобытность и неповторимость.
Родная культура должна стать частью души ребенка, послужить основой формирования личности.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, крынка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) дорожки, рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
«Как Марьюшка да Иванушка наряжались, детей своих одевали»(русские национальные костюмы, одежда деток).
макет «Русская изба», «Скотный двор».
Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, макеты русская изба, скотный двор располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция изделий для убранства дома, лежат на верхних полках, в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателе. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о русском быте, дидактические игры, «Пазлы», альбом «Убранство избы русской», макет «Скотный двор», игра «Наряди девушку».
Отдельно оформлен уголок русской горницы, где находятся кровать, красный угол, предметы кухонной утвари.
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями,
«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи , поговорки, о русской избе и традициях на Руси, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности. Здесь находятся : пазлы, дидактические игры.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Русский быт»
N | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Родительское собрание | 23.09.2015г. | 1.Определение темы и названия музея. |
2 | Практический этап. | 1.Сбор экспонатов. |
октябрь 2015 г апрель-2016г. | Создания мини-музея «Русский быт». |
3 | Подведение итогов | 1.Создание альбомов «Русский быт», «Русские народные костюмы» 2. Организация экскурсии для детей групп ДУ. | апрель-2015г | Тематические альбомы «Русский быт», «Русский народный костюм» Выставка книжек-малышек. Коллективных работ. |
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное временное хранение | Ф.И.О. представившего экспонат |
1 | Рушник | 11.09.15 | постоянно | Подузова О.Н воститатель |
2. | Утюг | 11.09.15. | постоянное | Спраговская О.В логопед |
3. | Вышивка гладью | 11.09.15. | постоянное | Спраговская О.В. логопед |
4. | Старинное фото в рамке | 14.09.15. | постоянное | Спраговская О.В. |
5. | Вышивка на вафельном полотенце | 15.09.15. | постоянное | Спраговская О.В. |
6. | Коромысло | 16.09.15. | постоянное | Подузова О.Н. воспитатель |
7 | Икона бисером «Николай угодник» | 16.09.015 | постоянное | Подузова О.Н воспитатель |
8. | Кайма ажурная | 1.10.15 | постоянное | Подузова О.Н воспитатель |
9. | Кукла в русском народном костюме | 2.10.15 | постоянное | Семья Кирилла Сусолина |
10. | Прялка с колесом | 5.10.15 | постоянное | Ивашкова ОА. завхоз |
11. | Крынка | 6.10.15 | постоянное | Шемерянкина И.В. воспитатель |
12. | Колодец деревянный | 6.10.15 | постоянное | Ратегова Е.А. воспитатель |
13. | Лапоть | 6.10.15 | постоянное | Ратегова Е.А. воспитатель |
14. | Фарфоровый чугунок | 7.10.2015 | постоянное | Подузова О.Н. воспитатель |
15. | Веретено | 7.10.2015. | постоянное | Подузова О.Н. Воспитатель |
16. | Берестяной туесок | 19.10.2015 | постоянно | Семья Артёма Копытина |
17. | Игрушка «Коняжка» | 2.11.2015 | постоянно | Сусолина. Е.А. |
18. | Ковш деревянный банный | 2.11.2015 | постоянно | Ратегова. Е. А. |
19. | Ведро деревянное | 2.11.2015 | постоянно | Сусолина Е.А. |
20. | Чугунок | 3.11.2015 | постоянно | Карпов Кирилл |
21. | Ложки деревянные в ассортименте | 3.11.2015 | постоянно | Карпов Кирилл |
22. | Кружка деревянная | 3.11.2015 | постоянно | Карпов Кирилл |
23. | Кукла в национальном костюме с кокошником | 3.112015 | постоянно | Подузова о.Н. |
24. | Посуда фарфоровая | 10.12.15. | постоянно | Шемерянкина И.В. |
25. | Ступка | 10.12.15 | постоянно | Сусолина Е.А. |
26. | Икона старинная дерево | 11.12.15 | постоянно | Сусолина Е.А. |
27. | Печь макет | 14.12.15. | постоянно | Шемерянкина И.В. |
Фото по разделам
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Цель занятия | месяц |
1. | Объяснение ,что такое мини- музей, знакомство с музеем. | Познавательное развитие | Познакомить детей с правилами в мини- музее. Закрепить представление о мини- музее. | Октябрь-2015г. |
2. | «Двор, что город, изба что терем» | Познавательное развитие | Формировать представление детей об облике русской деревни; закрепить знания детей о дереве, как традиционном материале русских построек. | Октябрь-2015г. |
3. | «Русская изба». | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Знакомить детей с предметами обихода русской избы, о быте и народных традициях. | Ноябрь-2015г. |
4. | «Убранство избы» | Познавательное развитие | Познакомить детей с убранством русской избы, определенным порядком , расположения предметов внутри избы. | Ноябрь-2015г. |
5. | «Русская печь» | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, русской печью Обогатить словарь детей новыми словами (ухват. чугун, кочерга) | Декабрь-2015г. |
6. | Домашняя утварь: глиняный горшок, ложка. | Познавательное развитие Ручной труд | Сформировать знание детей о кухонной утвари на Руси. | Декабрь-2016г. |
7. | «Чудо- прялка» | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Познакомить детей с особенностями труда и быта на Руси. Формировать представления о русской народной вышивке и ткачества. | Декабрь-2016г. |
8. | «Озорные Святки». | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Знакомство детей с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год), познакомить с обычаями этих праздников. | Декабрь-2016г. |
9. | «Бавушки -деткам игрушки | Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие | Знакомство- с историей возникновения игрушки на Руси, изготовление тряпичной куклы. | Январь-2016г. |
10. | «Знакомство с рушником» | Познавательное развитие | Рассказать из чего делали, как украшали (вышивка, отделка кружевами); о символике орнамента вышивки, вести в словарь детей слова: холст, вышивка, орнамент, рушник. | Январь-2016г. |
11. | «Сошьём Дуне сарафан» Появление ткачества. Русская национальная одежда. | Познавательное развитие | Сформировать знания детей о старинной русской одежде крестьян, показать её функциональное значение. | Февраль-2016г. |
12. | 1.«Ждём весну, готовимся к Масленице». 2. «Праздник Масленица». (досуг) | Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие | Закрепить знания о Масленице, как проводили масленичную неделю. Создание радостного праздничного настроения, закрепление хороводных , игр, потешек, закличек.
| Февраль-2016г. |
13. | Как крестьянин хлеб выращивал. Сказка «Как курочка хлеб испекла» | Познавательное развитие | Сформировать знания детей о том, как произошёл хлеб, какие сорта хлеба выращивались на Руси. | Март-2016г. |
14. | Мельница и жернова Сказка «Петушок –Золотой гребешок и чудо- масленка. | Познавательное развитие | Сформировать знания детей как крестьянин научился молоть муку и с помощью чего. | Март -2016г. |
15. | 1.Старинные девичьи женские и головные уборы». 2.«Эх, лапти мои, лапти липовые». | Знакомство детей с разнообразием головных уборов женщин, девушек (венец, платок, кокошник). Закрепление знания детей о предметах народного быта; рассказать об обуви наших предков – лаптях. | Апрель-2016г. | |
16. | «Пасха». | Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие | Знакомство детей с праздником Пасхи, его значением. Изготовление и росись пасхальных яиц. | Апрель-2016г. |
17. | Первые музыкальные инструменты на Руси. « Делу время- потехе час» | Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие | Ознакомление с появлением первых музыкальных инструментов на Руси, особенностями народно- бытовой музыкальной культурой славян. Заучивание поговорок и пословиц, песен. | Апрель-2016г. |
18. | « Белая берёзонька , ходи с нами гулять!» (досуг) | Художественно- эстетическое развитие Социально- коммуникативное развитие | Ознакомление с древнерусскими обрядами, связанными с культом растительности рисование берёзы. | Май-2016г |
19 | «Здоровому все здорово!» | Познавательное развитие | Ознакомление с традициями древнерусского целительства. | Май-2016г. |
20. | «Человек без Родины, что соловей без песни». | Познавательное развитие Социально- коммуникативное | Воспитание любови к своей Родине, к своим родителям, близким; воспитывать гордость за свой народ, уважение к традициям. | Май-2016г. |
1.Н.Н.Яковлева.Использование образовательного пространства мини-музея «Русская изба»- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
2.В.И.Даль «Поверья, суеверья и предрассудки русского народа.- М.: Эскмо, 2008г.
3.
4. Л.В.Любимовой «Поэтика народной культуры», Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
5.Музейная педагогига «Из опыта методической работы/ под ред. А.Н. Морозовой О.В. Мельниковой-: Свера,2006-416с.-(Программа развития)
6. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские/под ред. Н. В. Микляевой, Н.Ф.Лягутиной.-М:. ТЦ Сфера,2011.-128с.(Библиотека воспитателя). (5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Паспорт средней группы Наам Светланы Алексеевны. МКДОУ с. Круглоозерное детский сад « Родничок» Паспорт средней группы «Медвежата- веселые ребята»
паспорт группы...
Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт.
Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт с пометками о заполнение. Забирайте себе и пользуйтесь с удовольствием!!!...

Выступление на педагогическом совете с темой: «Роль паспорт группы в образовательном процесс, представление паспорта второй младшей группы «Малинка»»
Выступление на педагогическом совете с темой: «Роль паспорт группы в образовательном процесс, представление паспорта второй младшей группы «Малинка»»...


