Экологическая квест-игра "Удивительные животные"для старших и подготовительных групп.
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Екимова Светлана Ивановна

Экологическая квест-игра очень востребована педагогами в нынешнее время. Сама форма обучения, как  квест-игра, увлекает детей. Развивает ум, речь, любознательность и кругозор детей.Игра затрагивает все области общеразвивающей прораммы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Александр\Documents\слайд птица 3.png

Квест-игра «Удивительные животные»

                      Составитель: Екимова С.И.

                Квест-игра «Удивительные животные»

С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце, звёзды, воздух и вода, растения и животные - всё интересует людей.

Человек живёт в мире природы и сам является частью природы. Большинство современных людей живут далеко от мира дикой природы и животных её населяющих. Редкие встречи с ними не дают возможности задуматься об их многообразии. Но именно сегодня когда экзотических животных на Земле становиться всё меньше, а некоторые виды исчезают совсем, мы должны знать о них как можно больше, чтобы сохранить этих животных.

Цель: Повышать интерес воспитанников к изучению животных, показать уникальность каждого вида животных.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о классифицикации животных, особенностях их, содержания, обитания и кормления;

2. Развивать умение критически мыслить, интерес к живой природе и любознательность.

3. Формировать чувство сплочённости и умение работать в команде.

Актуальность.

Квест-игра представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях центра. Игра разработана с учетом возрастных особенностей детей.

 Квест-игра помогает детям мыслить, выполнять сложные задания, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Методическое обеспечение.

Методический материал:

1.Карточки станция «Угадай-ка»

2.Карточки станция «Забавные животные»

3. Карточки станция «Мой дом»

4. Карточки станция «Лесная столовая»

5. Пазлы

6. Тест

7.Клетки с животными.

Оборудование:

         Мольберт, экран с проектором, картинки с изображением диких животных.

Основная часть

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствовать вас в нашем центре. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с уже знакомыми, но такими неизвестными животными.

          Мне осталось пожелать вам так же хорошо работать в течение всего занятия.

Итак, сейчас мы вспомним, на какие 2 группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние)

Какие животные называются дикими? (ответы детей)

Какие животные называются домашними? (ответы детей)

Игра «Домашние – дикие»

Предлагаю вам игру. Я называю животных. Если животное домашнее – хлопаем, если дикое – топаем.

(Корова, куры, волк, заяц, кролик, пчела, оса, морская свинка, лиса, кабан, свинья, белка, кошка, бобр.)

С какой целью люди разводят домашних животных? (ответы детей)

Педагог: Сейчас я предлагаю разделить животных записанных на доске на две группы. ( на доске размещают карточки с названиями животных)

Чем они отличаются? (от 1-ой группы люди что-то получают, а от 2-ой – нет)

Морскую свинку, канарейку, рыбок, хомячка, попугайчика люди держат в живом уголке.

А какой уголок дома, квартиры можно назвать живым? (место, где живут живые существа)

Почему человек дома разводит таких животных, как рыбка и черепаха? (Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т.д.)

Действительно, очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда у человека плохое настроение, достаточно в течение 10-15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми, внимательными, родители часто в семьях заводят морских свинок, канареек, хомячков.

Сегодня мы поговорим об этих животных 

В нашем центре создан уголок живой природы, здесь вы сможете, познакомитесь с рыбками, птичками, земноводными, пресмыкающимися. Познакомится с обитателями живого уголка нам поможет квест- игра «Удивительные животные». Вам предстоит пройти по маршруту по станциям: «Угадай-ка», «Забавные животные», «Мой домик», «Лесная столовая».

На каждой станции вы не только познакомитесь с ее обитателями, но и будете выполнять задания, а за правильный ответ будите получать пазл.  По полученным пазлам, в конце игры, вы соберете картинку нового жильца, который недавно появился в центре. Разгадав его, вы получите пропуск в уголок живой природы. Всего вам нужно собрать 4 пазла. Согласны? (дети отвечают).

Но сначала, я хочу вам рассказать, в нашем уголке живой природы живёт домовёнок Кузька. Он охраняет покой наших животных, а девчонкам и мальчишкам устраивает испытания, оставляя задания, на которые вы должны найти ответы.

Но прежде чем приступить к нашему путешествию, нам нужно познакомиться с правилами поведения в уголке живой природы:

1.Громко не разговаривать, так  как животные пугаются и могут повести себя не адекватно.

2.Говорить по очереди, не перебивая друг друга;

3.Без разрешения педагога не открывать клетки с животными.

Квест–игра «Удивительные животные»

 

Все запомнили  правила поведения в уголке живой природы. И так, мы начинаем. Наша первая станция: «Угадай-ка».

Станция «Угадай-ка»

Педагог:

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири. (Е. Головин)

О ком же мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Правильно, о наших друзьях, братьях наших меньших, о животных и птицах. Но не о тех животных, которые живут в лесах, а о животных, которых приручил человек.

И так ваше первое задание

Вам необходимо разгадать ребусы и отыскать спрятанные среди букв названия животных. Дети получают конверты с заданиями.

(Ответы детей: черепаха, песчанка, рак, попугай, лягушка).

Педагог открывает накрытые клетки с животными и демонстрирует детям разгаданных животных

Для того, чтобы вам легче было ориентироваться в игре детям дают карточку с названием разгаданных животных и ключ к разгадке это первый пазл.

С первым задание домовёнка Кузьки вы справились успешно, предлагаю отправиться на вторую станцию «Забавные животные»

Станция «Забавные животные»

Педагог: Вы были большие молодцы и хорошо потрудились в начале игры. Скажите, пожалуйста, каких животных вы разгадали в ребусах?

( Ответы группы)

А теперь я вам предлагаю узнать этих животных по описанию внешнего вида. Давайте мы с вами вспомним, как они выглядят. Для этого мы приготовили вам карту схему. В этой карте указано описание животного, а вы должны напротив каждого описания вписать название животного о каком идёт речь (работа с картой)

(Проверка задания):

А теперь давайте проверим, что вы написали: вы должны зачитать характеристику и дать свой ответ.

(ответы детей)

         За то, что вы были большие молодцы, Кузька даёт вам второй пазл.

А мы отправляемся на третью станцию «Мой домик».

Станция «Мой домик».

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это — ... (ответы детей)

Педагог: Правильно кот. Коты и кошки живут у нас в домах, а где же дом животных о которых мы с вами сегодня говорим? Это и будет нашим с вами третьим заданием. Вам необходимо определить место обитания животных, с которыми вы познакомились за время нашей игры.

Перед вами лежат два вида карточек: на одних изображены животные, а на других места обитания. Вам необходимо положить карточку животного на карточку где, по вашему мнению, должен обитать этот представитель. (Работа с карточками)

(Проверка задания).

Посмотрите ребята, оказывается все наши животные иностранные граждане. Они все родом из разных мест. А значит для каждого из них необходимо создать условия для проживания, в которых им будет комфортно.

Вы получаете третью часть пазла и отправляетесь на следующую станцию, которая называется «Лесная столовая».

Станция «Лесная столовая»

Педагог: Вы много уже узнали о животных и как выглядят и где живут, но мы ещё не знаем, чем они питаются.

Перед вами на столе лежат карточки с изображением различных кормов. Попробуйте составить обед для всех видов животных, которых вы сегодня узнали.

(Работа с карточками, проверка задания).

Молодцы ребята, вы накормили всех наших животных

Ну, вот вы уже и у заветной цели я передаю вам последний пазл. Вам только остаётся сложить картинку и попробовать угадать, кто же появился у нас в центре. Для этого мы отправляемся на последнюю станцию «Новосёл»

Станция « Новосёл»

Педагог: Ребята, кто мне ответит, что означает слово новосёл?

 (ответы детей)

А теперь, я предлагаю собрать пазлы и узнать, кто же у нас новосёл на станции?

(Составление пазлов).

(Ответы детей).

 Рассказ ведущего о птице Дубонос.

Дубонос - птица средних размеров (длиной до 18 см) с очень массивным голубовато-серым (зимой палевым) клювом, приспособленным для щелканья косточек плодов и ягод: вишни, черешни, черемухи. Дубонос живет в лиственных и смешанных лесах, рощах, садах, парках, иногда в непосредственной близости от человеческого жилья. Особенно привлекают его старые яблоневые сады.

В домашних условиях обыкновенного дубоноса содержат редко, но в клетке дубонос живет долго, неприхотлив, и хотя первое время после поимки дичится, приручается птица довольно быстро.

К нам на станцию та птичка прилетела холодной, снежной зимой, когда в садах не осталось корма. Мы её обогрели и оставили жить в центре.

Педагог: Вы сегодня выполнили все задания, которые подготовил для вас домовёнок Кузька. Сложные были задания? (дети отвечают). 

Ребята, домовёнок Кузька приготовил для вас домашнее задание. Когда придете домой, возьмите карандаши и нарисуйте животное, которое вам больше всего понравилось. Потом из ваших работ мы оформим выставку.

А сейчас мы приглашаем вас в наш уголок живой природы посмотреть нашего нового жителя и увидеть остальных обитателей уголка. Путешествуя по живому уголку, не забывайте о правилах поведения, о которых мы с вами говорили в начале игры. Мы благодарим вас за игру и ждём в гости.

Заключение.

Игра как форма учебно-воспитательной деятельности является средством социализации ребенка, самореализации  и коммуникации. Наибольший интерес у детей вызывают приключения, а квест-игра - это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

За небольшой промежуток времени дети имеют возможность побывать в различных уголках страны и составить представление об изучаемых животных.

Литература:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа / Н.В. Алешина М. ООО: «ЭлизеТрэйдинг», 2002. 128с.

2.Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко. Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. 316с.

3.Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 1 и 2 / А.А. Вахрушев. М., «Баласс», 1999. 192с.

4.Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий. / В.В. Гербова. М.: Мозайка – Синтез, 2010. 80с.

5.Дыбина, О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий / О.В. Дыбина. М.: Мозайка – Синтез, 2010. 80с.

6.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985. 192с.

7.Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий / Т.С. Комарова. М.: Мозайка – Синтез, 2007. 96с.

8.Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. Для занятий с детьми 6 – 7 лет / С.Н. Николаева. М.: Мозайка – Синтез, 2010. 144с.

9.Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий / О.А. Соломенникова М.: Мозайка – Синтез, 2010. 80с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ВИКТОРИНА

Слайд 2

В какой части тела откладывается жир у утконоса? В ХВОСТЕ

Слайд 3

Какое общий признак есть у коалы, вомбата и кенгуру? они сумчатые

Слайд 4

коала Какое животное почти никогда не пьёт, а за день может съесть килограмм листьев эвкалипта?

Слайд 5

верблюд Какое животное может преобразовывать свой жир в воду, если долго не может найти питьевой источник?

Слайд 6

Почему енота называют "енот-полоскун"? Потому что перед едой он часто полощет корм в воде.

Слайд 7

Какой зверек сможет спрыгнуть с высоты 50 этажного дома и не разбиться? Белка-летяга

Слайд 8

Крик какого существа никогда не повторяет эхо? Крик утки

Слайд 9

Какие зверьки никогда не пьют? коала Сурикаты монгольская песчанка прыгунчик короткоухий шипохвост африканский

Слайд 10

Назовите птицу, которая не умеет летать, но зато умеет нырять на глубину 225 метров и подпрыгивать на высоту до 1,8 метра. Пингвин

Слайд 11

Голос какого животного ещё никто ни разу не слышал? Жирафа

Слайд 12

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? У пингвинов

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ! Презентация опубликована на сайте - viki.rdf.ru Авторы: Матвеев Семён Назарович и Матвеева Ирина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями. Тема Формирование экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных «Наши любимые питомцы» Подготовительная группа для детей с ЗПР

В работе представлена разработка содержания мероприятия с родителямипо формированию экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных. Обозначены задачи,...

Викторина «В мире животных» для детей старших и подготовительных групп.

Викторина «В мире животных» для детей старших и подготовительных групп....

Образовательный проект "Дикие животные" (старшая и подготовительные группы)

Краткосрочный проект знакомит детей с жизнью диких животных в лесу осенью, расширяет знания о внешнем виде животных. Дети знакомятся с характерными повадками и образом жизни диких животных в нашем лес...

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов и их детеныши» для детей старшей и подготовительной группы

Занятие для детей старшего и подготовительного возраста.Цели:Уточнить представления о диких животных наших лесов.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие ж...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Река — дом для животных и растений» в подготовительной группе

Цели и задачи.1. Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей.2. Упражнять детей в установлении цепоче...

Картотеки экологических игр для младшей, средней, старшей и подготовительной группы..

Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой....

Методическая разработка. Проект для старшей и подготовительной группы на тему "Животные севера"

Проект для старшей и подготовительной группы на тему "Животные севера"Дидактические игры, занятие-беседа, конспекты занятий....