Проект «Для чего нужна вода?»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Елена Анатольевна Комогорцева

Дети мало знают о свойствах воды, зачем  и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран.  У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dlya_chego_nuzhna_voda_1.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Для чего нужна вода?»

Бурнашева Н.В., Комогорцева Е.А.,

воспитатели

МБДОУ «Д/с №40 «Солнышко»

ГО «город Якутск»

Республика Саха (Якутск)

Актуальность проблемы: Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Для чего нужна вода» для детей младшего дошкольного возраста.

Проблема: Дети мало знают о свойствах воды, зачем  и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран.  У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. 

Цель проекта: : формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.

2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.

4.Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

5.Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).

6.Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).

7.Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).

8.Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

Для родителей:

1.Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде.

2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3.Проведение опытов дома: «Водяные превращения».

Основные направления  реализации проекта:

  • Социально-нравственное развитие.
  • Развитие продуктивной деятельности.
  • Познавательно-исследовательское развитие.
  • Приобщение к художественной литературе.

Продукт проекта: Картотека «Опыты и эксперементы», подборка дидактических игр, подборка наглядного пособиия, пальчиковая гимнастика, загадки, создание презентации «Круговорот воды», пополнение эксперементального уголка.

 

Ожидаемый результат 

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

дети: формирование элементарных представлений о воде, ее значении для человека, животных и растений.

Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой.

У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

родители: 

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • пополнение уголка эксперементирования бросовым материалом. 

Этапы осуществления проекта.

1 этап- подготовительный.

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.

Составление тематического планирования мероприятий.

Подбор дидактических игр.

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

Беседы на темы «Вы любите играть с водой? », «А какие игры вы знаете с водой?», «А зачем людям нужна вода?»

Эксперементы: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «Вода меняет цвет», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?».

Проведение д/ игр: «Капитаны», «Тонет- плавает».

Просмотр проекта «Круговорот воды».

2 этап- основной.

Беседы на темы «Вы любите играть с водой? », «Какие игры вы знаете с водой?», «А зачем людям вода?»

Эксперементы «Холодная, теплая вода», «Вода прозрачная», «Окрашивание воды», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?»

Проведение д/ игр: «Капитаны», «Тонет- плавает», «Кому нужна вода».

Просмотр проекта «Круговорот воды».

НОД по рисованию «Дождик, дождик, кап, кап, кап».

Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки».

Загадки о воде.

Проведение С/ р. игры «Купание куколы», «Постираем белье для куклы».

ЧХЛ.  К.Чуковский «Федорено горе», «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», В.Бианки «Купание медвежат»

Интегрированное занятие «Для чего нужна вода».

Папка – передвижка «Несколько советов о  пользе воды» (консультация для родителей).

3 этап- заключительный.

Оформлеение лэпбука «Вода – это жизнь»

Результат проекта: В процессе проекта по решению проблемы у детей сформировались элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растениях. В ходе бесед дети узнали много нового о воде. Дети узнали  о свойствах воды в процессе практических опытов с водой, сформировались познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, коммуникативных навыков. Реализрваны потребности детей в продуктивных видах деятельности. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь цели. Все дети стали бережнее относиться к воде.

Литература:

1.  «От рождения до школы» Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С  Мозаика-Синтез 2011г

2. «Неизведанное рядом» Дыбина О.В, Рахманова Н.П, Щетинина В.В Т.Ц Сфера 2011г.

3. «Волшебница- вода» Рыжова Н.А  М: Ланка-Пресс 1997г

4. «Федорено горе», «Мойдодыр» Чуковский К.И

5. «Девочка чумазая» Барто А.Л

 

Показ слайдов «Круговорот воды»

Вода появляется из ручейка

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно течет на просторе

Пока наконец не вливается в море.

Моря пополняют запас океана

Над ним формируются клубы тумана

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над ними

Дождем проливаются, сыплют снежинки

Весной собирается вода в ручейки

Они потекут до ближайшей реки.

1 день: Беседа.  Тема: «А зачем людям вода?»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Шаловливые сосульки».

 Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни. Дать представление о том, что вода необходима всем живым существам: растениям, животным, насекомым, птицам, людям. Людям вода нужна для еды, питья, мытья тела, стирки и т.д. Рассказать о разнообразии состояния воды. Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

НОД «Познание»

Пальчиковая гимнастика.

Шаловливые сосульки  (поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз              (кладем левую руку на правую, как в школе)

Шалвливые сосульки   (так же)

Посмотрели вниз          (кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали думать  чем заняться?   (чешем голову то левой, то правой рукой)

Будем каплями кидаться!  (поднимаем руки вверх, кистями вниз, взмахиваем кистями рук одноврем.)

Целый день идет трезвон  (кистями рук рисуем в воздухе круг)

Дили-дили, дили- дон!     (взмахиваем кистями рук по очереди).


2 день. Опытно- эксперементальная работа.

«Вода- она какая?»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, расширение представление детей о свойствах воды.

          Опыт №1: «Вода жидкая».

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

          Опыт№2: «Вода прозрачная»

(На столе у детей карточки с картинками).

Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на    свою руку. Видите, руку, рисунок?

Дети: Да.

Воспитатель: Что можно сказать о воде?

Дети: Вода прозрачная.

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт№3. «У воды нет запаха»

(На столе у детей стакан с водой).

Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?

(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).

Дети: Ничем не пахнет.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт№4 «У воды нет вкуса»

(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?

Дети: Нет никакого вкуса.

Вывод: У воды нет вкуса.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая, соленая.

Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.   

Опыт№5 «У воды нет цвета»

   

Воспитатель: Какого же цвета вода?

Дети: У воды нет цвета. Никакого.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?

Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).

Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт№6 «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Воспитатель: Потрогайте воду в тазиках ,  какая она?

Дети: Теплая и холодная.

Воспитатель:  Я опускаю лед в теплую воду. А теперь сравните температуру воды в тазике с теплой водой. Какая она стала, после того, как растаял лед?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Почему?

Дети: Лед остудил ее.

Вывод: Вода может иметь разную температуру.

 

3 День. НОД по рисовнию «Дождик кап, кап»

Конспект  НОД  с использованием технологии проектной деятельности      

младшая группа (3-4 лет)

Бурнашева Н.В., Комогорцева Е.А.,

воспитатели

МБДОУ «Д/с №40 «Солнышко»

ГО «город Якутск»

Республика Саха (Якутск)

Цель: Учить детей образно  отражать в рисунках впечатленя от окружающей жизни.

Задачи:

- упражнять детей в ритмичном нанесении штрихов, располагая их по всему листу, находить сходство штрихов с капелькми дождя;

- продолжать формировать умение у детей правильно держать карандаш;

- закреплять цвет.

 Словарная работа: дождик, туча, сильный, слабый, идет, лужа.

Оборудование: молльберт, пол листа А4 по количеству детей, карндаши синего цвета, образец.

Предварительная работа: чтение стихов и песен о дожде, рассматривание картинок, просмотр мультфильма «Капелька», п/и «Солнышко и дождик».

Ход занятия.

В- Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Правильно, наш друг Зайка. Что в руках у нашего Зайки? Правильно, это зонтик. Для чего нужен зонтик? Правильно, зонт мы берем с собой тогда, когда на улице идет дождь, он защищает нас. Зайка, на улице идет дождь?

З-  Собрался я к вам в гости, выщел на улицу, и тут солнце спряталось за тучу, совсем темно стало, ветер зашумел, пошел дождь. Как стучит дождь?

В- Вот послушай. Дети, покажите как капает дождь. Дети постукивают пальцами по ладошке, повторяя: "Кап, кап, кап. "

З- Ребята, я загадаю вам загадки, вы отгадайте о чем они.

1. Меня ждут, не дождутся,        
А как завидят – разбегутся. (дождь)

2. С неба – звездой,
На ладошку – водой.

(СНЕЖИНКА)

3. Сам вода,
А по воде плавает.

(ЛЕД)

Воспитатель приглашает детей подойти к доске, на которой на листе бумаги изображена большая туча и спрашивает у детей, что это такое?

Дети: Туча.

Воспитатель: А что идет из тучи?

Дети: Дождь.

Воспитатель показывает детям синюю краску, уточняет название.

Воспитатель: А что бывает синего цвета?

Дети: море, вода, лужа, цветы (колокольчики), и т.д.

Воспитатель: Сегодня я Вас научу рисовать дождик (воспитатель напоминает, как держать карандашь).

После того как все дети нарисовали дождик воспитатель приглашает их поиграть.

Воспитатель показывает детям большой зонтик. Воспитатель спрашивает, что это?

Дети: Зонт.

Воспитатель: А зачем он нужен?

Дети: Чтоб не промокнуть под дождем.

Воспитатель:

Тучка солнышко закрыла,

Наших деток намочила!

Ну-ка, все сюда бегом,

Вас накрою я зонтом!


Воспитатель проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.

Предлагает малышам спрятаться под ним.

Убирает зонт со словами:


Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Тёплое, лучистое.

Игра повторяется 2 раза.

Итог.

По окончанию рисования, воспитатель размещает их на доску. Педагог приглашает детей, подойти и полюбоваться, какие замечательные рисунки получились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мы рисовали? Каким цветом?

у всех рисунки получились разные, у кого-то капельки – дождинки большие, а у кого-то маленькие.

4 день. Чтение художественной литературы.

Музыкальная - подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развитие музыкального слуха, разговорной речи, умение слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"

Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....

Познавательно-исследовательский проект "Для чего нужны лягушки?"

Детско-родительский проект, где мы выяснили, где живут лягушки, узнали,  какую пользу, и вред они приносят людям и животным, создали познавательный альбом о лягушках...

Проект "Для чего нужны мячи?" старшая группа

Актуальальность:  В нашем спортивном зале много разного спортивного инвентаря – гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, кегли, мешочки с песком и многое другое, но больше всего детям нравит...

проект "Для чего нужны мячи"

•Тема «Для чего нужны мячи?»       актуальность: в нашем спортивном зале очень много разного оборудования – обручи, скакалки, гимнастические палки, степы, маты и так далее, но...

Конспект итогового занятия по проекту "Для чего нужна вода".

Тема проекта: «Для чего нужна вода». Возраст: вторая младшая группа. Актуальность разработки и реализации проекта: Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детств...

проект "Для чего нужна вода"

краткосрочный исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста...

Познавательно-исследовательский проект "Для чего нужны березы?"

Презентация познавательно-исследовательского проекта по экологии, выполненного воспитанниками подготовительной группы под руководством воспитателя....