Методическая разработка "Живое-неживое".
методическая разработка (старшая группа)

Вендерова Нина Александровна

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы и умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivoe_-_nezhivoe.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет.)

 «Живое - неживое»

(используемые образовательные технологии: исследовательская деятельность)

Автор-составитель:

                                                                                                                                Вендерова Н.А

                                                                                                                            Воспитатель.

Санкт – Петербург

2020г.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы и умозаключения.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.

Дать детям представление о значении корня, стебля в жизни растения.

Продолжать закреплять у детей знания о строении растения и названии его частей.  

Учить опытным путем определять нужность и необходимость частей растения, для его роста и развития.

Развивающие:

Развивать у детей умение, на основе опытов делать выводы, предположения.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.

Развивать любознательность и наблюдательность.

Продолжать развивать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

Учить работать в коллективе и индивидуально во время проведения опытов.

Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор, любознательность.

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Реализуемая образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Речевое развитие.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий по теме «Растения».

С/И «Органы растения», Д/И «Живое-неживое».

Н/И «Как, все живое растет?»

Проведение опытов и экспериментов. «Растение, как корни пьют воду?» провести опыт заранее, без детей, чтоб на занятии поменять стаканчики.

Беседы, общение с детьми о растениях, их разновидности, необходимости в жизни человека.

Художественное слово по теме «Растения»

Используемые материалы: горшок с комнатным растением. Искусственный цветок. Карточки с изображением и названием частей растения, рисунки с движением питательных веществ. Нарукавники и передники для проведения опытов. Стебельки – без корней, стебельки с корнями. Горшочки с землей и без земли.  4 емкости с водой, пищевые красители. Разноцветные. Бумажные цветы, тазики с водой. Семена, пронумерованные стаканчики с землей. Листы фиксации опытов. Карандаши или авторучки.

Ход совместной деятельности.

Воспитатель: (Дети сидят полукругом). Ребята, мне, вчера подарили небольшой подарок. Он лежит в этой коробке.

Хотите узнать, то это за подарок?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда послушайте загадку.

Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
Дети: Цветок

Воспитатель: Вы правы. Давайте откроем коробку и посмотрим так ли это.

(Открывают коробку и достают цветок).

Воспитатель: Посмотрите, какой он красивый. Я очень, хочу, чтобы он не погиб, а становился ещё краше, больше. Давайте, его посадим, в горшок и он будет у нас расти.

Дети: Цветок искусственный, неживой. Он не будет расти. Но он и не погибнет.

Воспитатель: Вы опять правы, этот цветок неживой, а искусственный.

Воспитатель: Посмотрите (Воспитатель показывает горшок с комнатным цветком), а этот цветок живой или нет?

Дети: Этот живой.

Воспитатель: Скажите, мне, а чем, живое отличается от неживого?

Дети: Живое живет, оно растет. А неживое не растет.

Воспитатель: Да, правильно. Ребята, давайте поиграем в игру, «Живое – Неживое».

Р/И «Живое – неживое».

Воспитатель: Я называю слово, если слово «Живое» - вы хлопаете, если «Неживое», вы топаете. (Дети встают в круг)

(Кошка, крокодил, машина, мышка, конфета, крот, торт, слон, шампунь, дети, колбаса, муравей.).

Воспитатель: Молодцы, вы справились.

Воспитатель: Посмотрите на цветок, назовите его части? (цветок прикрепляется к ковролину)

Дети: У цветка есть, стебель, лист, цветок. (Показать рисунок №1)

(Если дети скажут ствол – отметить, принято называть – стволы

 у деревьев и кустарников.) 

Воспитатель: Правильно, ребята, а как вы думаете, зачем растению «Стебель»?

Дети: На стебле крепятся листья, цветы.

Воспитатель: Ребята, стебель проводит воду к листьям, цветам, является местом их крепления. (Показать рисунок №2 и №3)

Воспитатель: А, зачем растению Листья? 

Дети: Для красоты.

Воспитатель: (Показать рисунок №4). Через «Лист» – растение дышит, улавливает свет и тепло.

Воспитатель: Ну, а Цветок, наверно не нужен?

Дети: Нет нужен. Для красоты.

Воспитатель: Конечно, нужен, но не только для красоты. Из цветка – появляется плод и семена. (Показать рисунок №5)

Рисунок №5.

Воспитатель: Давайте вспомним, где у цветка находится корень

Дети: В земле.

Воспитатель: А, зачем растению корень?

Дети: Корень пьет воду из земли.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного поэкспериментировать.  Для этого оденем передники и нарукавники, пройдем к столу номер 1.

Воспитатель: Перед вами лежат стебельки (без корня) и стаканчики с землей.

Ребята, давайте возьмём стебель, без корня (сама взяла) и поместим его в стакан с землёй.

В стакан ставим стебель без корня (на каждого ребенка)

Воспитатель: Ого, стебель упал. Почему стебель упал?

Дети: Потому, что у него нет корня.

Воспитатель: Но, а сейчас возьмите, стебель с корнем, (беру сама) и поместите во второй стакан, без земли.

Воспитатель: А, этот стебель не упал, почему ребята?

Дети: Стебель держат корни.

Воспитатель: Как вы думаете, какой стебель оказался более устойчивым? С корнем или без корня?

Дети: С корнем.

Воспитатель: Вы правы, более устойчив тот стебель, на котором есть корень.

Значит, мы можем сказать, что корни удерживают растения в земле.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как растения питаются, у них ведь рта нет?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах стоят 4 емкости с водой. Мы с вами возьмём пищевые красители и раскрасим воду в емкостях. Еще, для проведения этого эксперимента, нам понадобится (черенки комнатного растения: традесканции или бальзамина). Опустим их в подкрашенную воду и посмотрим, что произойдет.

Воспитатель: Пусть пока черенки постоят. А мы свами продолжим наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем дальше. (Дети подходят к столу на нем тазы с водой, и цветы из бумаги.) Воспитатель берет цветок и читает стихотворение, дети вместе с ним опускают цветок в воду.

Воспитатель: Жизнь проста и так мудра

Вот для этого цветка (показывает цветок из бумаги)

Происходит удивление,

Новой жизни зарождение.

Лишь воды цветок касается,

Лепесточки раскрываются.

Воспитатель: Посмотрите, что происходит с лепестками цветов?

Дети: Лепестки цветов распускаются.

Воспитатель: Ребята, а почему цветы распускаются?

Дети: Потому, что бумага намокла.

Воспитатель: Да, вы правы. Потому что вода, постепенно поднимается от корней по стеблю, к листьям, к цветкам, и они раскрываются.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что произошло с нашими черенками.  

Дети: Корешки и черенки окрасились.

Воспитатель: Значит мы сможем с вами сделать вывод.  С помощью корней растения получают влагу, посмотрите, как она медленно поднимается по корням. Эта влага попадает к листьям и цветам. Растение растет, цветы распускаются.

(Посмотреть на рисунок №2; и рисунок № 3.)

Воспитатель: А, ещё у меня есть семечко.

Давайте подумаем, что мы сможем с ним сделать?

Дети: Давайте посадим его в землю и посмотрим, что вырастет.

Воспитатель: Правильно молодцы. Чтоб нам было поинтереснее наблюдать, мы посадим несколько разных семечек.  

Воспитатель: Ребята давай подумаем, что нам нужно чтобы эти семечки выросли и превратились в растения?

Дети: Нужно будет поливать их и ухаживать за ними.

Воспитатель: Молодцы. Давайте семена пронумеруем. Эти номера напишем на горшочки. Ещё мы с вами заведем дневник наблюдений, где будем отмечать все изменения, которые будут происходить с нашими семенами.

Воспитатель.  Давайте посадим семечки в горшочки с землёй, польем их, и будем ждать первых побегов. (Дети вместе с воспитателем сажают и поливают семена)

Воспитатель: Ещё я вам предлагаю начать вести дневник прямо сейчас.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Снимаем передники и нарукавники.

Присаживаемся за столы. У вас на столе лежат бланки наблюдений. В них мы будем писать число и Имя наблюдателя, то есть ваше. (Дети заполняют бланк).

Воспитатель: Зарисуйте, как мы с вами сажали семечко.

Воспитатель: Молодцы. Я вам предлагаю вам зарисовать опыты, которые мы сегодня проводили.

Воспитатель: Готовы. Расскажите нам какой опыт вы зарисовали.

Дети: Я нарисовал как распускаются цветы. Я нарисовал как корешки пьют воду. Я нарисовала, что помогает растению держаться в земле. Я, нарисовала цветок и его части.

Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...