«Круговорот воды в природе. Свойства воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Запотраева Яна Викторовна

Конспекто итогового НОД с экспериментальной деятельностью в подг гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_krugovorot_vody.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми  

подготовительной  группы на тему:

«Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: формирование первоначальных представлений о круговороте воды в природе, свойствах воды через реализацию разных форм взаимодействия с детьми.

Задачи:

  • познакомить детей с явлением природы «круговорот воды», стимулируя их познавательную активность;
  • формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать полным ответом на вопрос воспитателя;
  • развивать внимание детей через игровую деятельность;
  • создавать условия для опытно-наблюденческой деятельности;
  • прививать бережное отношение к воде;
  • воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;

Оборудование и материалы: термос с кипятком, пластиковые стаканчики, питьевая вода, деревянные палочки (для опытов), мультимедийная установка.

Содержание НОД

Воспитатель:                         Кто не знает, что АПРЕЛЬ,

К нам весной стучится в дверь?

Ведь всего там будет много:

Солнца лучик у порога,

Песнь веселого скворца,

Зелень травки у крыльца!

А еще тепла немножко

Вложит он тебе в ладошки,

И подснежников букетик.

Вот такой весны секретик!

Воспитатель: Ребята, скажите, апрель  - это  месяц какого времени года? Как Вы думаете, как может стучаться апрель в окошко или в двери? (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня с вами поговорим о воде – она одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озер, подземных водохранилищ. Наш город очень большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы ее берем тоже много. Скажите мне, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я хочу показать и рассказать вам одну удивительную историю. (презентация на мультимедиа). Жила-была в реке маленькая капелька. Она любила играть веселиться со своими подружками. Капелька была очень любопытная и ей хотелось узнать, что же происходит на поверхности реки. Наступил день, солнце стало светить ярко и жарко. Поднявшись повыше, к поверхности капелька почувствовала, что становится все легче и легче. «Я умею летать»,- подумала капелька. «Мы летим», - засмеялись ее подружки. И капелька со своими подружками стала подниматься все выше к солнцу. Но поднявшись высоко в небо капельки почувствовали, что становится холоднее, они теснее прижались друг к другу, образовав небольшое облако. Внезапно подул ветерок и стал сбивать вместе маленькие облака. Облака прижимались все ближе друг к другу. Капельке и ее подружкам было очень тесно. Они сливались друг с другом и становились все тяжелее. А белое облако стало похоже на грозную серую тучу. И когда капелькам стало совсем тесно и тяжело они начали падать на землю частым дождем. И вскоре капелька со своими подружками побежали веселыми ручейками обратно в речку. Вот так происходит в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее, чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду – образуются облака. Когда капельки воды набирается много, они становятся слишком тяжелые для облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же. Как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

 Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: Отдохнули? А теперь скажите, как называется наука, которая занимается изучением природы? (Экология) А как называются люди, которые занимаются экологией? (экологи). Экологи работают в лабораториях и изучают, в том числе свойства воды. Я предлагаю вам превратиться в ученых-экологов и провести опыты по изучению свойств воды. Согласны? Давайте пройдем в нашу мини-лабораторию. Напоминаю, что при работе с любыми препаратами нужно вести себя очень внимательно и осторожно. Не размахивать руками, не разливать ничего мимо, вести себя дисциплинированно.

Опыт №1 «Какой формы вода?».

Посмотрите на бутылочку с водой и скажите какой формы вода? А теперь налейте ее в стакан и скажите, какой стала форма воды? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2 «Имеет ли вода вкус и запах?»

Поднесите к носу стаканчик с водой и понюхайте. Чем пахнет вода? А теперь возьмите на столе соломинку и попробуйте. Какого вкуса вода? (ответы детей). Вывод: вода не имеет ни вкуса ни запаха.

Опыт № 3 «Прозрачная ли вода?»

Возьмите два стакана. Один с водой, а другой с молоком и опустите в них по очереди деревянную палочку. Скажите в молоке видно палочку? А в воде? (ответы детей)

Вывод: вода прозрачная

Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка

Над водой летят стрижи (руки в стороны).

Под водой плывут ерши (присели).

Плывет лодочка краса - расписные паруса

(руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища).

Вернемся на свои места и продолжим.

Опыт № 4 «Вода это жидкость»

Возьмите один стакан с водой,  а другой пустой и перелейте из одного в другой. Почему мы смогли перелить воду? (ответы детей)

Вывод: Вода жидкая

Опыт № 5 «Лед – твердая вода»

Отгадайте загадку: «Водичка-вода, а как камень тверда» (лед). На столе в тарелочках у вас лежит лед. Возьмите его в руки. Какой он (ответы детей). А что происходит со льдом в руках (лед тает и превращается в воду). А почему так происходит? (ладошки теплые, а лед холодный и он тает)

Вывод: Лед это тоже вода, в твердом состоянии.

Опыт № 6 «Пар – это тоже вода»

Ребята посмотрите внимательно это термос горячей водой. Если я перелью кипяток в кастрюльку, что поднимается над ней? (пар) а если поставит стекло над паром, что образовывается на стекле (капельки воды)

Вывод: вода нагревается и превращается в пар, а при охлаждении снова становится жидкостью.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы подведём итог нашей проделанной работе. Скажите, что вы узнали о воде, какой она может быть?  

 Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, принимает любую форму. Вода может быть жидкой, твёрдой и в виде пара.

Воспитатель: из вас получились замечательные ученые-экологи. Давайте понаблюдаем какая вода бывает в природе. (показ слайдов на мультимедиа). А теперь посмотрим, что делает человек в природе с водой (показ слайдов). Ребята, скажите, важна ли для нас вода? А для чего она нам нужна? А кому и чему еще  нужна вода? (ответы детей)

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, какое это богатство – вода. Я хочу вам подарить по маленькой капельке воды, берегите ее и помните, что вода это жизнь.

Литература

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. ТЦ «Учитель», Воронеж 2004
  2. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003
  3. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. Издательство «Союз» 2001
  4. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  5.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201» комбинированного вида

Непосредственно образовательная деятельность с детьми  

подготовительной  группы на тему:

«Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Воспитатель: Запотраева Я.В.

Барнаул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...