Сценарии утренних сборов в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Козлова Наталья Владимировна

Рациональное планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду обеспечивает систему работы, позволяет охватить весь объём программных задач. Как правило, воспитатели много внимания уделяют планированию и организации образовательной работы с детьми на занятиях, забывая, что учебная деятельность – это далеко не главный и далеко не единственный вид деятельности дошкольника. Каждый отрезок времени в режиме дня, каждый режимный процесс можно и нужно использовать для

расширения кругозора и познавательного развития детей. Ребёнок не станет полноценной личностью без гармоничного общения с окружающими его людьми – источниками внимания и поддержки, партнёрами по игре и труду, носителями знаний об окружающем мире. Система воспитания дошкольников должна быть ориентирована в первую очередь на личностное, индивидуальное развитие ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сценарии утренних сборов»

Старшая группа

Пояснительная записка

Рациональное планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду обеспечивает систему работы, позволяет охватить весь объём программных задач. Как правило, воспитатели много внимания уделяют планированию и организации образовательной работы с детьми на занятиях, забывая, что учебная деятельность – это далеко не главный и далеко не единственный вид деятельности дошкольника. Каждый отрезок времени в режиме дня, каждый режимный процесс можно и нужно использовать для

расширения кругозора и познавательного развития детей. Ребёнок не станет полноценной личностью без гармоничного общения с окружающими его людьми – источниками внимания и поддержки, партнёрами по игре и труду, носителями знаний об окружающем мире. Система воспитания дошкольников должна быть ориентирована в первую очередь на личностное, индивидуальное развитие ребёнка.

Современная дошкольная педагогика обладает целым рядом практических разработок и новаторских достижений по развитию навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения дошкольников. Особое внимание при этом уделяется первым часам пребывания детей в детском саду. От правильной их организации зависит настроение, эмоциональная и познавательная активность ребёнка, его желание общаться с взрослыми и

сверстниками.

В соответствии с темой каждой недели подобраны стихотворения, пальчиковые гимнастики, игры-тренинги или минутки вхождения в день, помогающие сплотить детский коллектив, способствующие формированию внимательного отношения друг к другу, снижающие раздражительность и агрессию. Для создания соответствующего настроения при их проведении можно использовать музыку. В рамках тем разработаны беседы с детьми для каждого дня недели, которые часто сопровождаются рассматриванием картин или иллюстраций. Содержание бесед постепенно погружает детей в тему, а в конце недели обобщаются полученные знания, происходит обмен впечатлениями, раздумьями и переживаниями. Кроме того, в соответствии с темой недели для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли исследователя.

Главное условие такого познавательного общения – добровольное участие каждого ребёнка. Общение может быть организовано с подгруппой и целой группой детей. Возможен вариант проведения бесед с отдельными детьми.

1 неделя сентября: Я и моя семья

Стихотворение недели:

Приехали, приехали, родители приехали

С конфетами, с орехами родители приехали

Игра-тренинг

(показывает картинку с изображением сердца)

Приложите руку к груди. Что вы чувствуете? Да, это бьются ваши сердца. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце». Что значит доброе сердце? Про каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце ноет», «сердце ответчик», «сердце радуется»? А у вас добрые сердца? Подарите тепло и доброту своих сердец другим (дети отнимают ладошку от груди и дуют на неё).

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я, это вся моя семья.

Ребенок по очереди загибает каждый пальчик. На последней строчке он ритмично сгибает и разгибает кулачок.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Как вас зовут сейчас, когда вы дети?

Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

Как зовут ваших родителей? (объяснить, как образуется отчество человека)

С кем ты живёшь?

Кто ты в семье? (сын, дочь)

А ещё кто? (внук, внучка)

У тебя есть сестра, брат? Кто ты для них?

Дидактическая игра «Радио»

Цель: развивать внимание, умение выслушивать задание до конца.

В семье у всех есть обязанности.

Что делает по дому мама?

Папа? Бабушка? А что делаете вы?

Что вы делаете для семьи, а не только для себя?

Как вы думаете, почему нужно что-то делать для других?

Как можно сказать о семье, где все друг другу помогают?

Дидактическая игра «Узнай кто я»

Цель: упражнять в составлении описательного рассказа о человеке (внешний вид, характер, род занятий)

Вместе с вами в доме живут ваши родители, бабушки, дедушки, сестрёнки и

братишки. А вы знаете, кто самый старший у вас в семье? Как вы узнали? Как определяют возраст человека? Сколько тебе лет? Кто самый младший в семье? Кого называют взрослым? Кого называют пожилым? Кто меньше – моложе сестрёнка или ты? Как взрослые заботятся о детях? Что они делают? Могут ли дети заботиться о взрослых? Как?

Дидактическая игра «Что этим предметом делают»

Цель: развивать логическое мышление, произвольное припоминание.

Вы знаете свой адрес? Где вы живёте? (рассматривание иллюстраций разных домов)

Сколько комнат в вашей квартире?

Как твоя фамилия? У нас у всех разные фамилии.

Как появились фамилии? Первоначально фамилии указывали, чьим сыном или дочерью являлся тот или иной человек (у Петра был сын Петров; или сын кузнеца – Кузнецов).

Дидактическая игра «Придумаем фамилии от названий животных» (утёнок – Уточкин и т.д.)

Цель: развивать фантазию,словотворчество

Вспомнить, что мы знаем о своих родных и близких, кто с нами живёт. Уточнить, что такое семья – несколько родных людей в доме

Рассматривание картинок с изображением быта семьи.

Как вы думаете, можно ли назвать людей на картинке семьёй? Почему? Кто здесь самый старший, младший?

Покажи всех взрослых

Дидактическая игра «Кто что делает»

Цель: учить подбирать слова - действия – глаголы к словам.

2 неделя сентября: Весёлый глобус

Стихотворение недели

Старшая группа. Что это значит?

Значит, никто уже утром не плачет.

Суп не прольёт на рубашку никто,

Все надевать научились пальто.

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяют ни папе, ни маме.

Игра-тренинг Упражнение «Звезда».

Встань прямо, поставь руки в стороны, обрати свой взор к небу, представь, что ты – Звезда, излучающая свет, повторяй с улыбкой вслух или мысленно

стихотворение, вкладывая в каждое слово свое чувство любви: Я – Звезда, что сияет свободно и чисто, я – Звезда, всем дающая свет и тепло.

Свет мой радостный, ласковый, добрый, лучистый наполняет любовью Вселенную всю.

Пальчиковая гимнастика

Солнце поднимается - цветочек распускается (ладони прижаты друг к другу, потом раскрываются)

Солнышко садиться - цветочек спать ложиться (ладони соединяются – закрываются в бутон)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дети осматривают новую группу, сравнивают с той, где они были в прошлом году: что в этой группе нового, изменилась ли мебель, почему? Осматривают все помещения группы. Воспитатель напоминает, что о них позаботились взрослые. Они сделали мебель, игрушки всё остальное. Сотрудники детского сада сделали ремонт, всё красиво расставили, поэтому дети ко всему должны

относиться бережно, чтобы всё подольше оставалось красивым.

Дид.игра «Назови одним словом»

Цель: уметь называть профессию работников детского сада по описанию

Кто самый главный человек в детском саду? (заведующий)

Как зовут нашего заведующего?

Как вы думаете, что она делает?

(заведующий приглашает на работу всех работников)

Каких?

Директор объясняет работникам, что они должны делать, чтобы детям было

хорошо в детском саду. Вот недавно у нас был ремонт. Вам нравятся наши коридоры, группы. А что стало другим?

Заведующий записывает детей в детский сад, приглашает родителей и рассказывает им о детском саде. Она приходит к нам на занятия и смотрит, чему мы научились.

Дид.игра «Магазин игрушек»

Цель: упражнять в составлении описательного рассказа.

Вспомните, с работой, каких сотрудников детского сада мы уже знакомились? Как их зовут, что они делают? Но есть сотрудник, которого вы

видите очень часто. Она приходит к нам в группу, беседует с вами, смотрит, как вы занимаетесь. Может кто-то догадался? (методист) Что вы ещё знаете о её работе? Она в своём кабинете старается собрать много интересного и нужного для ваших занятий..

Она наблюдает, как вы занимаетесь, а потом мы с ней придумываем для вас

интересные занятия.

Дид.игра «Что лишнее»

Цель: учить детей классифицировать предметы по назначению

В детском саду ещё есть работник, от которого зависит как хорошо работает детский сад. Это наша завхоз. Как вы думаете, что делает завхоз? Она привозит в детский сад продукты, но ещё и покупает всё, чтобы у вас в группе было достаточно посуды, постели, чтобы была мебель и всё необходимое для чистоты, завхоз следит, чтобы в группе не была сломана мебель, не капала вода из крана и др. А весной завхоз покупает песок для наших песочниц, краску и многое другое для ремонта.

Дид.игра «Что из чего сделано»

Цель: систематизировать знания о материалах, из которых сделаны предметы.

Мы с вами уже много знаем о работниках детского сада, а сегодня мы вспомним о том, от кого зависит ваше здоровье. Кто это? Да, это наша

Медсестра. Расскажите, что она делает? Для чего она делает прививки,

измеряет ваш рост и взвешивает вас? А ещё она следит за чистотой в детском

саду, за тем, чтобы вам готовили вкусную и здоровую пищу

Дид.игра «Кому что нужно для работы»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о профессиях

3 неделя сентября: О чём рассказывают вещи

Стихотворение недели

Зазвонил будильник, время всех зовёт

Маму – в мастерскую, папу – на завод

Игра-тренинг

– Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнышко растопило все обиды, болезни, грусть, печаль и наполнило сердце добротой и любовью.

Пальчиковая гимнастика

Спинка и сиденье - стул на удивленье

Мы на стуле посидим, друг на друга поглядим

(к правой ладони приставляется кулак левой, потом наоборот)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Назовите предметы вокруг себя. Как вы думаете, откуда эти предметы появились у людей? (их сделали люди).

Представьте, если бы не было зеркала. Где и как человек мог увидеть сам себя? (однажды он увидел себя, наклонившись к реке). Но ведь неудобно бегать всё время к реке и человек стал искать предметы, в которые тоже можно посмотреться.

Догадайтесь, какие это предметы? (в начищенный металл). Но металл быстро

чернел на воздухе и люди придумали прятать его за стеклом (рассмотреть зеркало, его обратную сторону). Так появилось зеркало.

Дид.игра «Витрины магазинов»

Цель: упражнять в группировке предметов по общим признакам (одежда и пр)

Ребята, какой бывает одежда?

Кто её делает? Как вы думаете,

зачем люди придумали одежду? (показ картинки – первобытный человек

раздетый и в шкуре животного). Почему люди одеваются по разному в

разных странах? (показ картинок). А вот такая одежда вам знакома? (национальная). Как она называется? Какому народу принадлежит? Сейчас

такую одежду носят? Когда и кто? Видов одежды очень много. Как же человек каждый день выбирает, что ему одеть? (зависит от времени года и

погоды: зимняя, летняя, демисезонная)

Дид.игра «Отвечай быстрее»

Цель: закрепить обобщающие понятия: обувь, одежда, головные уборы по сезону.

Ребята, человек придумал для себя много нужных предметов, но особенно

удивительные предметы он создал, когда узнал об электрическом токе и как его можно использовать. И сейчас в каждом доме много электрических приборов, техники, которая помогает человеку жить. Какие вы знаете электроприборы? Для чего их придумал человек?

Дид. игра «Найди пару»

Цель: закрепить знания о бытовых приборах; учить подбирать предметные

картинки к приборам, которые используются в паре с ним

Что человек придумал, чтобы было легче готовить пищу, шить одежду, узнавать интересное о жизни в других странах? А что придумал, изобрёл человек, чтобы не болеть? Но вы забыли о важном предмете (показ

зубной щётки и пасты) Что это? Для чего? Почему надо чистить зубы каждый день? Вы знаете, как придумали зеркало, а теперь придумайте, как

могли изобрести зубную щётку? Сейчас учёные продолжают придумывать

новые щётки. Какие? (электрические, сгибающиеся, с щетиной разной величины – показать разные виды щёток)

Дид. игра «Кто, что делает?»

Цель: подбирать названия предметов к названию действий (бежит кто?, идёт

кто?, летит кто? и т.д.)

Мы с вами много узнали о предметах окружающих нас и сегодня поиграем в игру «Что предмет рассказывает о себе»

Цель: закреплять умение различать в предмете его название, назначение,

материал из которого сделан (картинки в мешочке, каждый достаёт и рассказывает о предмете, изображённом на нём)

4 неделя сентября: Домашние животные

Стихотворение недели

Плачет киска в коридоре: у неё большое горе

Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски

Игра-тренинг «Послушаем себя»

Сядем поудобнее, закроем глазки. Послушаем, что происходит внутри нас. Что вы чувствуете? Что каждый из вас хочет? Что услышали?

Пальчиковая гимнастика

Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!

А потом они устали: Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Рассматриваем картины поочерёдно «Корова в сарае

зимой», «Коза в сарае зимой»

Что делает корова, коза? Где она находится? Что делает женщина? Зачем она пришла в сарай? Зачем хозяева завели корову? Что хозяева получают

от коровы? Как хозяева заботятся о корове? Так заботятся о домашних

животных зимой, а что бывает летом? (картина «Стадо») Как называют животных, о которых заботятся люди и держат их возле себя?

Дид. игра «Я самый главный»

Цель: упражнять в определении значимости домашнего животного по

внешнему виду, характерным признакам

Рассматриваем картины поочерёдно «Лошадь в конюшне», «Овцы в сарае

зимой» Что делает лошади и овцы? Где они находятся? Что делают рабочие? Зачем хозяева завели лошадь? Что хозяева получают от овцы? Как хозяева заботятся о лошадях и овцах? Так заботятся о домашних животных зимой, а что бывает летом? (картина «Стадо») Как называют животных, о которых заботятся люди и держат их возле себя?

Дид.игра «Кто где живёт»

Цель: закрепить знания о среде обитания, покрове домашних животных.

Картины «Собака со щенятами», «Охрана границы», «Собачья упряжка»,

«Овцы на пастбище»

Кто есть на каждой из этих картин? Как собаки помогают человеку? Почему человек запрягает собак в упряжку? Можно назвать собаку другом

человека? Как собак обучают помогать человеку? Как называют место где дрессируют собак? (показ иллюстраций)

Дид.игра «Кто кем стал»

Цель: уточнить знания детей о стадиях развития животных

Загадка: Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки.

Чем отличается кошка от собаки? Одинаковые ли у них уши, хвост, шерсть? Какие звуки они издают? Кто из них может забраться на дерево, забор? За что хозяин любит кошку, а за что собаку? Кто из этих животных может ходить на поводке и кого можно дрессировать? Как надо обращаться с кошкой? (можно использовать картины)

Дид.игра «Узнай по описанию»

Цель: упражнять в подборе слов-синонимов

Каких домашних животных вы знаете и видели? Верблюд это

 домашнее животное (картина) Почему вы так решили? А осёл? Посмотрите, а это животное можно считать домашним? (Слон переносит брёвна, на нём едет человек) Каких же животных можно считать домашними?

Дид.игра «Чудесное животное»

Цель: упражнять в подборе частей животного по типу: чьё это?

1 неделя октября: Как стать Неболейкой

Стихотворение недели

Рано утром просыпайся, себе и людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся, обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся

Аккуратно одевайся, в садик смело отправляйся

Игра-тренинг

Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!». Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» поднимите руки вверх ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5, будем пальчики считать (трогать пальцем каждый палец другой руки).

Крепкие, дружные, все такие шумные (обнять кисти рук)

Тише, тише, не шумите, наших деток не будите (палец к губам)

Птички станут щебетать, будут пальчики считать (пальцы обеих рук в кулаки)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Кто такой Неболейка?

Знакомство с графическим изображением Болейки и Неболейки.

Как определить кто из них Неболейка? Чем он отличается от Болейки?

На доске графические рисунки предметов личной гигиены, здоровая пища, свет, воздух, солнце – предметы для Неболейки. Вместе с предметами Болейки. Как вы думаете, что делает людей Неболейками, а что

Болейками? (распределить) На кого бы вы хотели быть похожими?

Что для этого нужно делать?

Дид.игра «Полезно-вредно»

Цель: рассмотреть картинки и классифицировать их

Звучит песня «Если хочешь быть здоров»

А вы знаете, что такое закаливание? Как можно закаляться?

Рассмотреть рисунки с купающимися детьми (под душем, в бассейне), занимающихся гимнастикой и пр. Зачем дети это делают? Какими дети станут? Как можно всё это назвать одним словом (закаливание) Как мы закаляемся в детском саду? Кто нам в этом помогает?

Дид. игра «Если я сделаю так…» (ситуации опасные для жизни и здоровья с

картинками)

Цель: выбрать выход, не грозящий здоровью

Как вы думаете, зачем человек кушает?? Чем питаются животные? (травоядные, хищные). Не все продукты, которые ест человек, полезны для его здоровья. Какие полезны? (обговариваем вместе с детьми) Какие

вредные? Почему?

Сказка: Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладости и с ней случилась беда. Какая случилась беда? Вы можете посоветовать сказочному королю, как можно вылечить принцессу

Дид.игра «Витамины»

Цель: познакомить с витаминами и определить в каких продуктах они живут

Загадки о принадлежностях для личной гигиены.

Друзья Мыло и Вода

Как умывается кошка? Зачем она это делает?

А другие животные как это делают? (рассмотреть картинки)

Вспомните зачем моется человек?

Почему плохо быть грязным?

Что такое микробы?

Откуда они берутся? Что помогает

победить микробов? Когда нужно мыть руки?

Вспомните сказку «Мойдодыр». Зачем животные умываются и чистят шерсть и тело?

Дид.игра «Подбери пару»

Цель: систематизировать и обобщать знания по теме

Загадка о зубах «Полон хлебец белых овец»

Чтобы зубы не болели…

Как у нашей Любы, разболелись зубы» Почему?

Почему появляются повреждения на зубах?

Что полезно для зубов?

Как нужно ухаживать за зубами? А если всё-таки зубы болят, что нужно делать? Знакомство с доктором Стоматолог

Инструменты для работы

Отчего голова может заболеть?

Что нужно делать чтобы не заболеть?

Дид.игра «Можно-нельзя»

Цель: развивать остроту ума, скорость реакции

2 неделя октября: Мы едем, едем, едем

Стихотворение недели

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие

Спешат грузовые, бегут легковые

Торопятся, мчатся, как будто живые

Игра-тренинг

Вы знаете, что взрослые люди чаще всего где-то и кем-то работают и у них бывает разное настроение. Это мы сейчас попробуем изобразить. Встаньте свободно и выразительными движениями своего тела и выражением своего лица покажите мне весёлого танцора, удивлённого дирижёра, злого дворника, грустного художника, испуганного водителя, заинтересованного исследователя животных

Пальчиковая гимнастика

Быстро лопасти крути, вертолёт лети, лети

(пальцы обеих рук соединены, а большие пальцы делают круговые вращательные движения, как пропеллер у вертолёта)

Понедельник Вторник Среда Четверг пятница

Что вы видите на этих картинках? (рассматривание, называние)

Как одним словом можно назвать всё это? (транспорт) Для чего нужен транспорт? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

Дид.игра «Почему так, а не иначе?»

Цель: развивать умение доказывать правоту собственных суждений, отстаивать свою точку зрения

Вношу картинки с изображением разных видов транспорта

Ребята, вы знаете много видов транспорта. Посмотрите на эти

картинки и разделите весь транспорт на 2 группы по общим признакам (легковой и грузовой, наземный, воздушный, водный)

Почему вы так разделили?

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Грузы?

Дид.игра «Узнай по описанию»

Цель: развивать умение работать с моделями, определять вид транспорта по

существенным признакам.

Сегодня мы поговорим о людях, которые управляют транспортом. Назовите

профессии этих людей

Дид.игра «Кто на чём»

Цель: систематизировать знания о профессиях людей на транспорте.

Показываю картинку с транспортным средством, дети называют профессию

Вношу картинки с разными видами транспорта + специальный транспорт и

предлагаю разделить их на группы по видам транспорта. Почему так разделили? На скорой помощи не перевозят всех людей, только больных.

Можно назвать эту машину легковой? На пожарной машине не перевозят грузы. Как называется такой транспорт? (специальный)

Дид.игра «Что для чего?»

Цель: уметь распознавать детали характерные для каждого вида транспорта

Назовите виды транспорта, которые вы знаете (наземный, воздушный, водный, легковой, грузовой, специальный). Людям удобно, что есть много

разного транспорта? Зачем люди придумали так много видов машин? А всегда ли был такой транспорт? На чём передвигались люди, когда не

было машин? (показ картин). Сейчас такой «транспорт» используется?

Дид.игра «Кто на чём»

Цель: развивать смекалку, воображение при определении на чём может передвигаться тот или иной сказочный герой

3 неделя октября: Труд в селе

Стихотворение недели

Не мешайте мне трудиться, я водицы принесу,

И холодною водицей всех конечно угощу

Пейте, пейте, не жалейте!

Игра-тренинг

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот ребёнок, о ком пойдёт речь, сделает шаг вперёд. Кто у нас самый высокий, самый маленький, у кого самые светлые волосы, самые тёмные, у кого на голове есть бант, у кого на одежде есть пуговицы, у кого в одежде присутствует красный (синий, жёлтый) цвет? (после игры педагог обращает внимание детей на то, что они снова смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других).

Пальчиковая гимнастика

Большой палец встал один, указательный за ним

Средний будит безымянный, тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все, Ура! На работу им пора

(по очереди трогать пальцы то правой, то левой рукой, на последней строчке – хлопать в ладоши)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Ребята, рассмотрите внимательно картинки (город-

село) и разделите их на 2 группы по одному признаку.

Как вы разделили? Чем отличается город от села? (разные дома, транспорт, труд людей) Вспомните профессии людей на селе? А в городе? Люди разных профессий в городе и селе помогают друг другу?

Вывод: городские жители делают технику для работы в поле, на ферме, а крестьяне выращивают пшеницу, овощи, фрукты, скот для городских

тружеников

Дид.игра «Какие профессии где нужны»

Цель: упражнять в умении классифицировать

Чем занимаются люди в селе? Что вы знаете о труде птичницы? Где работает

птичница (картинка) Что она делает на работе? Для чего нужен её труд? Кто такие пастухи? Как называют пастуха, который пасёт овец? Кто ухаживает за животными, когда приходит зима и скот не пасётся на лугах? Что делают

животноводы, конюхи? (картины)

Дид.игра «Кому, что нужно для работы»

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих орудия труда в

речи, в умении составлять логические пары

Сегодня мы поговорим о том, что делают в селе для города. Для этого надо вспомнить профессии людей на селе.

Назовите их? Что делают животноводы? Выберите картинки с продуктами,

которые они производят. Овощеводы? Садоводы? Птичницы? Хлеборобы?

Вот как важен труд на селе. Без него жизнь человека станет невозможной

Дид.игра «Каждому предмету своё место

Цель: закрепить представления об отличительных

особенностях села от города

Какие сельские профессии вы знаете? Кто выращивает овощи и фрукты? Как называют этих людей? Как они выполняют свою работу? (показ картин)

Для чего нам столько овощей и фруктов? Что из них можно заготовить на зиму?

Дид.игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать логическое мышление

Вспомните профессии сельских жителей.

Дидактическая игра «Угадай кем я работаю»

Я каждому раздам картинки с изображением сельской

профессии и мы поиграем. Расскажите о профессии, которая изображена на картинке, а мы постараемся угадать, кем же вы работаете и где

Дид.игра «Угадай, где и кем я работаю»

Цель: уметь устанавливать логические связи, развивать слуховое внимание.

4 неделя октября Моя Родина

Игра-тренинг

Утром солнышко встаёт, (руки вверх к солнышку)

Всех на улицу зовёт (руки в стороны, приглашающий жест)

Выхожу из дома я. (показываем двумя руками на себя)

Здравствуй Родина моя (широко разводим руки в стороны)

Пальчиковая гимнастика

- Как живёшь? - Вот так! (пальцы в кулак, большой – вверх). Как плывёшь? - Вот так!

- Как бежишь? - Вот так! (бег на месте, руки согнуты в локтях, пальцы в кулаке)

- Вдаль глядишь? - Вот так! (приставляем руку ко лбу козырьком)

- Ждёшь обед? - Вот так! (подпираем щёку кулачком). - Машешь вслед? - Вот так! (машет рукой)

- Утром спишь? - Вот так! (руки под щекой). - А шалишь? - Вот так! (нажать на надутые щёки с двух сторон указательными пальчиками)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дид.игра «Покупаем сувенир»

Цель: развивать связную речь

Как называется наш город? Как называется улица, на которой расположен

детский сад? Как вы думаете, почему так называется наша

улица? Что ещё находится на этой улице? Ездит ли по улице транспорт? Какой? На нашей улице можно увидеть грузовой и пассажирский транспорт и люди здесь живут разных профессий. Назовите их. У нас есть и другие улицы. На какой улице вы живёте? (объяснить значение названий)

Дид.игра «Волшебное путешествие»

Цель: закрепить знание городов, природы России.

Сегодня поговорим о нашем городе.

Как называется? Что вы знаете о нашем городе? Где работают люди? (показ

иллюстраций и фото птицефабрики, магазина, больницы, школы)

Почему так называется город? (рассказ о истории города)

Дид.игра «Я знаю города»

Цель: закрепить знания о городах России.

Посмотрите на эти картинки – это природа России. Что вы здесь видите? (горы, степи, реки, полупустыни). Как много места надо, чтобы всё это

поместить. Россия  – большая и богатая страна, здесь много рек, озёр, лесов,

но больше всего степей и полей, где сеют хлеб. Наша страна богата своим хлебом (иллюстрации)

Дид.игра «Кто я?»

Цель: развивать умение делать простейшие умозаключения

Какой город расположен недалеко от нас? Как он называется? Наш город большой и чтобы удобнее было в нём жить и работать, он разделён на

микрорайоны и улицы (показать план города) В нашем городе есть много

заводов и фабрик (назвать) и мелкие предприятия. Вы сидите за столами, которые сделали в нашем городе, а продукцию молочного завода вы все знаете и любите. В нашем городе можно и хорошо отдохнуть. Где вы

отдыхаете, куда ходите с родителями в выходные?

Дид.игра «Где мы были»

Цель: упражнять в составлении предложений

5 неделя октября: Экономическое воспитание

Стихотворение недели

Возьми меня с собой шофёр,

возьми меня с собой шахтёр,

возьми меня с собой рыбак,

возьми меня с собой моряк.

Я всех прошу:

«Возьмёте? Да? И лишь лентяев – никогда!

Игра-тренинг

Давайте скажем друг другу несколько добрых слов. Сидя в кругу возьмитесь за руки и глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему 1-2 добрых слова, за что-то похвалить. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно» Затем он дарит комплименты своему соседу и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг); баранку (большой и средний пальцы образуют круг)

Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг) и буханку (большой и мизинец образуют круг)

Пекарь из теста (имитация лепки хлеба), испёк спозаранку

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

На столе предметы: посуда, одежда, мебель, игрушки.

Назовите всё это одним словом (вещи)

Кто пользуется ими? (люди)

Зачем человеку эти вещи??

Как они к нам приходят?

Кто их создаёт? (мастера)

Вам нравятся эти вещи?

Почему? Какие они? Что

можно сказать о людях,

которые их создавали, какие

они? Что нужно делать, чтобы

вещи всегда оставались

красивыми, чистыми, целыми?

Что значит беречь вещи?

Дид.игра «Что было бы, если бы…»

Цель: способствовать осознанию детьми социальной значимости вещей, сделанных руками человека.

На столе перед детьми картинки с изображением города и села. Посмотрите на картинки и разделите их на 2 группы. Почему вы их так разделили? Чем отличается город от села? Чем занимаются люди в селе? (Воспитатель ставит на стол на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенье). Из чего всё

это делают? (из муки) А из чего делают муку? (показываю колосья злаков). А вы знаете, как выращивают зерно? Кто выращивает зерно? Какое интересное слово: хлеб - работа. Что же это за работа? (с помощью модели или лесенки

дети рассматривают последовательность трудовых процессов по выращиванию и изготовлению хлеба):

Без хлеба – нет обеда

Зачем люди носят одежду?

Как живут без одежды животные?

Из чего шьют одежду, обувь?

Где шьют? Что должен делать человек с одеждой и обувью,

чтобы они оставались всегда как новые? Вспомните слова из сказки «Мойдодыр» «И сбежали от грязнули и чулки и башмаки» Почему сбежали?

Давайте придумаем правила о том, как ухаживать за одеждой и обувью? Зачем нужно беречь одежду и обувь?

Дид.игра «Когда, что, носят»

Воспитатель показывает картины природы в разное время года и предлагает

поднять карточки тем детям, у кого одежда для зимы. Как она называется? (зимняя) Покажите карточки с одеждой для лета. Как она называется?

Кем бы вы хотели стать, когда вырастите большими? Что значит трудиться? На столе картинки с рожицами (грустная, весёлая, равнодушная) Выберите себе рожицу такую, как вы относитесь к слову «трудиться» Чем вы любите заниматься? Выберите из изображённых занятий 2 самых интересных

для вас (карточки с изображением разных занятий детей)

Игра с мячом «Чему бы я хотел научиться?»

Упражнение «Узнай зверей по силуэту» (медведь, лиса, белка)

Чему бы ты хотел научиться у этих лесных обитателей? Как вы понимаете пословицу «Под лежачий камень вода не

течёт»?

Я вас приглашаю в магазин за покупками. Можете ли вы сразу туда отправиться? (нет, у нас нет денег). Где взрослые люди берут деньги? Зачем

людям деньги? Как называются деньги? Кто изображён на деньгах? Как вы

думаете, всегда ли были деньги? Раньше, когда денег не было, люди меняли одни предметы на другие: у одного было много сахара, но он не умел шить одежду и поэтому менял сахар на одежду. Трудно было договориться, сколько надо отдать одного товара в обмен на другой. И люди придумали отдавать за товар деньги. Деньгами служили ракушки, бусинки, драг. Камни

и др. Давайте мы тоже придумаем свои деньги, которыми сможем платить в

нашем магазине.

1 неделя ноября: Моя безопасность

Стихотворение недели

Если я буду осторожен, то не пораню себе кожу, гвоздь забивая молотком и не ошпарюсь кипятком

Чтоб я ни делал – никогда, не причиню себе вреда

Игра-тренинг

Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» ведущий обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести в подарок (настроение, прикосновение, цветок, песенку, стихотворение) . чем необычнее будет придумано, тем лучше. Принимающий подарок принимает и дарит что-нибудь следующему по кругу.

Пальчиковая гимнастика

Пылесос, пылесос, ты куда суёшь свой нос

Я жужжу, я жужжу, я порядок навожу

(на первую строчку ритмично сгибать пальцы обеих рук, ладони вперёд, на вторую строчку то же самое, но ладони смотрят друг на друга, на третью – кончики пальцев соприкасаются друг с другом)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

У воспитателя набор предметов (гвоздь, топор, бутылка). Считаете ли вы эти

предметы опасными? Умеете вы пользоваться этими предметами? Как нужно вести себя, если у вас в руках такой предмет? А если делать не так

как нужно, что может случиться? Какие ещё опасные предметы вы знаете? Где дома хранятся такие предметы?

(показываю картинки – дети отвечают)

Дид.упр.»Будь внимателен»

А теперь с помощью значков раздели предметы на 2 группы

- нельзя брать

- осторожно

пользоваться

Службы спасения.

Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации с изображением пожара.

От чего происходит пожар? Если у вас случится пожар, как вы поступите? Люди какой профессии борются с пожаром? Что нужнопожарным, чтобы победить огонь? Как вызвать пожарников?

Дид.игра «Да-нет»

Цель: развивать связную речь, учить правильно составлять предложения, изменяя слова в них.

Вокруг много опасных ситуаций. Взрослые заботятся о детях, любят, берегут их, чтобы они выросли здоровыми и сильными. Но, к сожалению, есть люди, которые творят зло. Они грабят, убивают, воруют детей. Какое зло этот человек может причинить твоей семье? Опишите, как может выглядеть

этот человек? Но не всегда симпатичный человек –добрый человек (сказки

«Золушка», «Аленький цветочек»). Разыгрывается ситуация, когда незнакомый человек хватает ребёнка за руку и тащит куда-то. Как вы

защититесь? Если вы побываете в такой ситуации, обязательно расскажите об этом родителям.

Если чужой приходит в дом

Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Как волк обманул козлят? Недобрые люди, чтобы обмануть, тоже меняю внешность,

переодеваются, меняют голос, чтобы их не узнали и не сдали в полицию. Как вы думаете, можно пускать в дом незнакомого человека, даже, если он кажется нам добрым и честным? (игровой тренинг, куда включены уговоры,

ласковый тон, обещания. Что вы скажете. Если такой человек будет проситься в дом? (вызвать полицию по телефону 112)

Дид.игра «Что было бы,если…»

Цель: учить производитььпростейшие умозаключения,

Опасное в природе

Отправимся в путешествие на луг. Кого летом можно встретить

на лугу? (насекомых) Каких насекомых вы знаете? Среди насекомых есть тоже опасные (осы, пчёлы, мухи) Чем они опасны? Как нужно вести себя при встрече с ними? Что вы будете делать, если вас на лугу застигнет гроза? (рассказать детям, как избежать опасности во время грозы)

Дид.игра «Хорошо-плохо»

Цель: упражнять в оценивании одного и того же явления с разных позиций

2 неделя ноября: Осень

Стихотворение недели

Осень! По утрам морозы, в рощах жёлтый листопад.

Листья около берёзы золотым ковром лежат.

В лужах лёд прозрачный, синий, и на листьях белый иней

Игра-тренинг

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок

Мы живём в родном краю, всех я вас приветствую (пальцы обеих рук «здороваются» поочёрёдно)

Пальчиковая гимнастика “Гроза

Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу);

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)

Он льет как из ведра! (стучим сильнее);

Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)

Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе); Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)

Все быстро убегают домой (прячем руки за спину); А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

На мольберте 2 картины «Лето» и «Осень». Какие изменения происходят в природе с приходом осени? Сравните осень с летом. Назовите осенние месяцы.

Дид.игра «Когда это бывает» (с пиктограммами)

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление

(на пиктограммы лета кладут цветок, а пиктограммы осени складывают в корзинку)

Назовите первую примету осени (листопад)

Что такое листопад?

Рассмотрите иллюстрации,

опишите листопад

Почему происходит листопад?

Что происходит с другими растениями осенью? (трава, цветы)

Дид.упражнение «Узнай растение на иллюстрации»

При ответе обязательно объяснить, как узнали то или иное

растение.

Дид.игра «С какого дерева листок»

Цель: упражнять в определении названия дерева по листьям.

Послушайте стихотворение

Поспевает брусника, стали дни

холоднее, и от птичьего крика

в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь

За синее море, все деревья

Блистают в разноцветном уборе.

Куда улетают птицы? Почему улетают птицы? На какие группы можно разделить всех птиц? (перелётные и зимующие)

Дид.игра «Узнай по описанию»

Цель: развивать связную речь

Дид.игра «Чей домик»

Цель: упражнять детей в установлении логических соответствий.

Как вы думаете, почему в народе говорят: «Осень - запасиха, зима – прибериха» Как можно сказать об осени? (щедрая, богатая. Урожайная)

Что запасает осень на зиму? (хлеб. Овощи, фрукты, грибы, ягоды)

Кто выращивает богатый осенний урожай? (дети образуют названия профессий: хлеб-хлебороб и т.д.)

Чем ещё осенью занимаются люди? (рассматриваем иллюстрации о труде людей осенью)

Дид.игра «Где, что растёт»

Цель: упражнять в установлении логических связей.

Теперь мы хорошо знаем, как человек к зиме готовится, все запасы делает. А животные. Они тоже должны приготовиться к суровой зиме.

Расскажите о диких животных, домашних, насекомых и их зимовке

Дид.игра «Кто, где зимует?»

Цель упражнять в установлении логических связей

3 неделя ноября Тема: Учимся вежливости

Стихотворение недели

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

Доброе утро всем!»

Игра-тренинг

Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох (3 раза). Очень хорошо. Послушаем как бьется сердце. Тук – шаг вперёд, тук – шаг назад (3 раза)

Пальчиковая гимнастика

Руки в стороны, в кулачок, Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок, Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок, Разожми и на бочок.

(выполнять движения по тексту)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Кто ходит в детский сад? Почему дети ходят в детский сад? Кто работает в детском саду? Кому нужна работа сотрудников?

Вывод: в детском саду все сотрудники заботятся о том, чтобы всем детям было хорошо. Труд работников детского сада надо уважать.

Как мы покажем своё уважение? (будем благодарить, помогать)

Дид.игра «Сколько слов я знаю?»

Цель: активизировать словарь детей

Кто работает в детском саду? Что делает воспитатель? (после ответов детей

рассказываю о втором воспитателе – чем она любит заниматься в свободное время, какая у неё семья) Что делает няня? (после ответов рассказываю о ней)

Дид.игра «Оживи картинку»

Цель: развивать умение правильно действовать в определённых ситуациях.

Целевое посещение младшей группы. Чем похожи группы? Чем

отличаются? Детский сад – это большая семья, где старшие дошкольники должны заботиться о младших (одевать на прогулку, гулять с ними, помогать собирать игрушки, делать для них игрушки)

Дид.игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в умении подбирать рифму

Когда идёшь мимо нашего здания, как можно догадаться, что это детский сад? Что есть у нас на участках? Почему у каждой группы свой участок? Что  ещё есть на нашей территории? Для чего нужен огород, сад? Для чего наша

медсестра ухаживает за фитоогородом? Как мы можем помочь сотрудникам

ухаживать за территорией?

Дид.игра «Что сказать…»

Цель: упражнять в умении употреблять вежливые слова в

жизненных ситуациях.

Если вас спросят из какого вы детского сада, что вы ответите? (адрес и название детского сада). Сколько этажей в здании нашего детского сада? Какие окна в здании? Для чего окна сделали такими большими? Если проходишь мимо, как можно догадаться, что это детский сад? Что можно рассказать своим друзьям из города о нашем детском саде?

Дид.игра «Да-нет»

Цель: упражнять в умении оценивать свои поступки

4 неделя ноября Тема: Я и моя семья

Стихотворение недели

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нём

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы

Игра-тренинг «Я очень хороший»

Сначала «Я» - шёпотом, затем обычным голосом, потом прокричим. Таким же образом поступим со словами «очень», «хороший». В конце «Мы очень хорошие»

Пальчиковая гимнастика

Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя

(левой рукой поочерёдно трогать каждый палец правой руки, затем наоборот), а вот и вся моя семья (левой рукой обнять кисть правой руки и наоборот)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Что такое семья?

Кто есть в вашей семье?

Как кого зовут?

Давайте рассмотрим фотографии, которые вы принесли и расскажем друг

другу о членах своей семьи.

Расскажи, кто самый старший в семье (с показом фото) и чем он занимается?

Покажи и расскажи о взрослых своей семьи. Какие они?

Можно ли это увидеть на фото?

Дид.игра «Какой, какая, какие?»

Цель: упражнять в подборе качественных прилагательных

Что делают в семье все её члены? Что делает папа, мама и т.д.? что им нравится делать? Что делаешь ты? Есть ли у тебя какие-то дела в семье?

Как ты помогаешь взрослым делать домашнюю работу?

Кто убирает в твоей комнате, твои вещи, игрушки?

Дид.игра «Что из чего сделано»

Цель: обобщить знание о материале, из которого сделаны предметы

Какие праздники отмечаются в вашей семье?

Как вы к ним готовитесь?

Как вы встречаете гостей?

Что делают ваши гости?

Что вы дарите друг другу?

Как веселитесь?

Во что играете? (можно использовать фото семейных праздников, праздников в детском саду)

Дид.игра «Мы идём в гости»

Цель: закрепить навыки правильного поведения

Расскажите о самых старших в вашей семье: бабушке и дедушке. Чем они занимаются? (объяснить слово пенсионер)

Кем они работали, работают?

Что вы знаете о их работе?

Как они заботятся о семье, как ухаживают за тобой?

Проблемная ситуация: ты с бабушкой дома и ей вдруг стало плохо. Что ты будешь делать?

Дид.игра «Если бы…»

Цель: развивать воображение, фантазию, умение принимать на себя будущую роль взрослого.

Сколько человек в вашей семье? Семья может быть большой или маленькой.

Попробуйте разделить всех членов семьи на 2 группы (можно на взрослых и детей, пожилых и молодых, женщин и мужчин). Чем отличаются

мужчины от женщин? (носят разную одежду, у мужчин может быть борода, усы; мужчина сильнее женщины, выше; у женщин могут быть разные причёски). А обязанности в семье разделяются на мужские и женские?

Кто чинит утюг, вешает полку на стену? Кто готовит еду, следит за порядком в доме?

Дид.игра «Кто что делает»

Цель: упражнять в подборе глаголов

1 неделя декабря: Труд в городе

Стихотворение недели

Один играет на пиле,

Другой играет на метле,

Играет третий на дровах –

И все стоят на головах

Игра-тренинг

– Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе покой и благодать. Нам

хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнышко растопило все обиды, болезни, грусть, печаль и наполнило сердце добротой и любовью.

Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять

1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Взрослые люди, где бы они ни жили – в городе или деревне, обязательно работают.

Назовите профессии, которые

вы знаете? Работа по модели: профессии людей в городе и селе соединить фломастером с изображением города или села.

Предлагаю рассмотреть картинки с изображением слесаря, часовщика,

сапожника. Что делают эти люди? Как называются их профессии?

Дид.игра «Кто, что делает?»

Цель: устанавливать логические связи, составлять пары слов, предложения.

Кто готовит еду?

Кто ремонтирует кран?

Кто учит детей?

Кто ремонтирует часы?

Кто строит дома?

Мастера на все руки.

Очень полезное дело сапожное. Босиком далеко не уйдёшь. А без одежды? В

любом деле без портного не обойтись. Врачу – халат, актрисе – платье, клоуну – смешной наряд, военному – форму. Очень увлекательное дело –

одежду мастерить. Какие мы ещё профессии вспомнили?

Дид.игра «Угадай, где и кем я работаю»

Цель: развивать связную речь, упражнять в составлении описательного рассказа.

Если вдруг вы заболеете, как вы поступите? Врачей много, все называются по-разному: педиатр, хирург, стоматолог, окулист, лорврач.

Почему профессии врачей так по-разному называются?

Кого из врачей вы позовёте, если у вас болит ухо? Зуб? Глаз? Высокая температура?

Дид.игра «Где какая профессия нужна?»

Цель: развивать познавательные способности

Кто построил красивые дома?

Кто создаёт эту красоту?

(строители – маляры, строители, архитекторы, монтажники, каменщики, столяр, штукатуры)

Дид.игра «Кто чем работает?»

Цель: развивать речь, упражнять в образовании соответствующих принадлежностей для труда.

Как вы думаете, спит ли город ночью? Кто ночью работает? (полиция, сторожа, пекари, врачи скорой помощи, продавцы круглосуточных магазинов, работники дорожной службы)

Почему эти люди трудятся даже ночью? Что случится. Если кто-нибудь из них не выйдет на работу?

Дид.игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: упражнять в составлении предложений разного типа, развивать память, логическое мышление

2 неделя декабря: Предметный мир

Стихотворение недели

Глубоко – не мелко, корабли в тарелках:

Луку головка, красная морковка

Петрушка, картошка и крупки немножко.

Вот кораблик плывёт, заплывает прямо в рот

Игра-тренинг

«Холодно-жарко»

подул холодный северный ветер (дети съёжились)

выглянуло летнее солнышко, можно загорать (дети расслабились, обмахиваются платочками) (повторить 2-3 раза)

Пальчиковая гимнастика

Крепко держатся дружочки

Не разнять нам их – крючочки

(сжать мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить, так же делать и с другими пальцами)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Ребята, посмотрите вокруг себя. Назовите всё, что вы видите (мебель, игрушки, посуда). А как вы считаете, из чего они сделаны? (дерево, бумага, ткань, пластмасса, стекло). Почему люди для изготовления предметов

используют разные материалы? (потому что люди знают свойства материалов, например, из бумаги нельзя шить одежду, т.к. она легко рвётся) и пр.

Дид.игра «Наведи порядок»

Цель: группировать предметы по общим признакам.

(дети должны разложить карточки с изображением предметов на 3 группы по

назначению, по цвету, по форме)

Вы любите играть? С какими игрушками вы любите играть?

Из чего сделаны наши игрушки? Кто сделал для нас игрушки? Почему игрушки сделаны из разных материалов? Почему мяч сделан из резины, кукольная одежда из ткани и меха, посуда из пластмассы? Чем отличаются игрушки от настоящих предметов?

Дид.игра «Подбери предмет»

Цель: закрепить название материалов, из которых изготовлены предметы.

Показываю разную кукольную одежду.

Из чего шьют одежду?

Какие свойства ткани вы знаете?

Как эти свойства люди используют при шитье? (прочная, легко шьётся, не

расползается в воде, можно стирать, гладить)

Выберите ткань, из которой можно сшить летнюю, зимнюю одежду. Почему?

Дид игра «Оденем куклу на прогулку»

Цель: упражнять в подборе одежды по сезону, учить обосновывать свой выбор, говорить термин «демисезонная» одежда

На столе предметы из пластмассы.

Как вы думаете, что объединяет эти предметы?

Как называется материал, из которого они сделаны?

Слово пластмасса состоит из двух слов: пластическая масса.

Её изобрели учёные. Каковы же свойства пластмассы?

Какая она? (мягкая, упругая, гладкая, лёгкая, тёплая) – в

сравнении со стеклом.

Что ещё можно сделать из пластмассы и почему?

Дид.игра «Опиши и назови»

Цель: упражнять в умении описывать предмет, называя все существенные признаки

Какие материалы, необходимые для изготовления разных вещей вы знаете?

(например, окружающих предметов)

Объясните, почему вы так решили. Какие свойства материалов делают этот

предмет необходимым и послушным людям?

Дид. игра «Что лишнее»

Цель: закрепить знания детей о разных материалах