НОД по ознакомлению с окружающим "Мы помним подвиг ваш"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

НОД по ознакомлению с окружающим "Мы помним подвиг ваш".

В предверии празднования Дня Победы знакомим детей с подвигами героев Великой Отечественной войны, живших в самарской области: Семья Володичкиных из посёлка Алексеевка, герой Советского союза Потапов П.М. и история памятника штурмовику Ил-2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_my_pomnim_podvig_vash.docx36.11 КБ
Файл my_pomnim_podvig_vash.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 311»   городского округа Самара ______________________________________________________________

443042, г. Самара, ул. Белорусская, дом 105-А, тел. 221-28-30

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

«Мы помним подвиг ваш»

                                                        Выполнила:

                                                                          воспитатель  МБДОУ «Детский сад           №311» Румянцева И.А..

Самара 2022

Тема недели: «День Победы»

Тема НОД: «Мы помним подвиг ваш».

Возраст детей: 6-7лет.

Время проведения: 06 мая  2022 г.

Автор: воспитатель МБДОУ «Детского сада №311» г.о. Самара Румянцева Ирина Александровна

Цель: Обобщить знания детей о родном крае, его памятных местах и людях.

 Задачи: - закреплять представления о культурных и исторических местах Самары;

- познакомить детей с подвигом земляка, в честь которого в Самаре названа улица;

развивающие:

- развивать познавательный интерес детей;

- углубить и уточнить представление детей о праздновании в нашей стране Дня Победы;

- Формировать умение задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки.

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, доблестной истории своей страны;

- формировать чувство гордости за свою страну;

- учить проявлять инициативу.

(Приложение 1)

Материалы и оборудование:

- ноутбук;

- презентация «Мы помним подвиг ваш»;

- аудиоколонка;

- аудиозапись песни «День Победы», «Журавли»;

- кубики, кирпичики из напольного строительного материала по количеству детей;

- фронтовой «треугольник»;

- Бумага с распечатанным поздравлением (по количеству детей;

- цветная бумага;

- георгиевские ленточки;

- ножницы;

- карандаши;

- клей.

Предварительная работа

С детьми

С родителями

Педагога к НОД

Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне

Сбор информации о мемориальном комплексе, о семье Володичкиных

Подготовка художественной литературы.

Работа с картой самарской области и нахождение на ней п. Алексеевка.

Экскурсия в военно-исторический музей краснознамённого Приволжско-Уральского округа.

Оформление в группе выставки художественной литературы о ВОВ.

Беседы с детьми на темы «Заветный треугольник», «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Совместный детско-родительский проект «Спасибо вам зато, что мы войны не знаем»

Подготовка материала и иллюстраций к НОД.

Изготовление книги «Война глазами детей»

Помощь в создании мини-музея «Мы помним подвиг ваш»

Оборудование мини-музея в группе.

Просмотр презентации «Памятники Самары, связанные с ВОВ».

Посещение с детьми мест в городе связанных с ВОВ.

Подготовка презентации.

Формы организации ОД

Детская деятельность

Формы организации совместной деятельности

Игровая

С/р игра «Военные», д/и «Что нужно военному», «Кто где живёт», «

Коммуникативная

Чтение рассказов, стихов о ВОВ

Познавательно-исследовательская

Знакомство с подвигами земляков.

Двигательная

Физкультминутка  «Победа»; п/и «Переправа»;

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Художественно-эстетическая

Прослушивание песен военных лет.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивация. Вводная часть

1

Воспитатель рассказывает детям о приближающемся празднике, о том, что память о героях живет не только в сердцах но и увековечена в памятниках и названиях улиц.  

Дети слушают рассказ воспитателя, проявляют интерес,

Настрой детей на рабочий лад.

Основная часть

2

Педагог, используя презентацию рассказывает об истории семьи Володичкиных, которые проживали в селе Алексеевка Самарской области.

Дети знакомятся с историей многодетной семьи Володичкиных. О памятнике посвящённому их подвигу.

Овладение частично поисковым методом, умением думать, делать выводы.

3

Звучит песня «Журавли».

Дети рассматривают на экране памятник семье Володичкиных, слушают песню.

Проявление познавательного интереса, воспитание чувства гордости за своих земляков.

4

Физкультминутка: «Победа!»

Мы празднуем Победу! 

Салют! Салют! Салют! 

Кругом цветы весенние.

 Цветут, цветут, цветут! 

Все люди пляшут, празднуют,

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные. 

Живут, живут, живут! 

Шагают на месте.

Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Руки на пояс, повороты туловища,

Руки развести в стороны.

Приседания с выставлением ног вперёд.

Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар.

Развитие физической активности детей.

6

Рассказ воспитателя об истории памятника штурмовику Ил-2 в Самаре.

Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы.

Развитие логического мышления.

7

Подвижная игра «Переправа»

Это конкурс на время. Дети строятся в шеренгу за командиром, им необходимо передать

груз в шеренге над головой, так чтобы он не упал. Побеждает та команда, которая первая

переправит груз.

Дети делятся на две команды, пытаются, как можно быстрее по цепочке передать все аттрибуты.

Снимается нервное и мышечное напряжение.

8

Рассказ- воспитателя о подвиге земляка Петра Матвеевича Потапова.

Дети слушают рассказ, смотрят презентацию.

Формирование интереса к подвигам героев-земляков.

9

Педагог показывает фронтовой «треугольник», рассказывает о том, как бойцы и их родные использовали их в качестве писем.

Дети рассматривают «треугольник», высказывают предположение – сто это такое.

Расширение знаний о том, какие вещи помогали бойцам на фронте.

10

Педагог показывает последовательность складывания «треугольника» и варианты оформления.

Во время работы звучит фонограмма песни «Землянка»

Работа детей по созданию треугольников-поздравлений.

Развитие мелкой моторики, эстетического восприятия.

Заключительная часть. Подведение итогов

13

Воспитатель предлагает вспомнить с подвигами каких земляков мы сегодня познакомились. Предлагает детям подарить эти «треугольники» своим прадедушкам и прабабушкам, а некоторые поместить в наш мини-музей.

Дети вспоминают о подвигах братьев Володичкиных и их матери, а так же о подвиге Петра Матвеевича Потапова.

Выкладывают несколько «треугольников» в мини-музее.

Закрепление знаний о памятных местах и людях Самарской области.

Формирование чувства гордости страну и за героев-земляков.

Ход занятия.

(Звучит песня «День Победы») .

Ребята, совсем скоро в нашей стране и во всем мире будет отмечаться великий праздник – День Победы. Это «радость со слезами на глазах». В этот день и радость и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. За те четыре года, что длилась великая Отечественная война, она унесла миллионы жизней наших соотечественников и оставила в вечности имена тысячи героев. Память о них живёт не только в сердцах благодарных потомков, но и увековечена в памятниках и названиях улиц.

Например в посёлке Алексеевка есть улица Братьев Володичкиных, на которой находится дом-музей, в котором жила многодетная легендарная семья Володичкиных:  Павел Васильевич, Прасковья Еремеевна и их девять сыновей: Александр, Андрей, Пётр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Фёдор и Николай..

Когда началась война, все девять братьев Володичкиных один за другим ушли защищать своё Отечество. Уже в июне – июле 1941 года они воевали на разных участках фронта. Прасковье Еремеевне пришлось провожать их в одиночку, так как глава семьи Павел Васильевич к тому времени умер. А вот с младшеньким, Николаем, мать даже и не попрощалась. Прямо из части, расположенной в Забайкалье, где он проходил срочную службу, промчался сынок мимо родного села в воинском эшелоне. Успел лишь на ближайшей к Алексеевке железнодорожной станции с оказией передать коротенькую записку, свёрнутую в трубочку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька.»

Но так и не дождалась Прасковья Еремеевна своих сыновей. Ни одного. Пятеро из них – Николай, Андрей, Фёдор, Михаил, Александр – погибли в 1941-1943 годах. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая – на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Пётр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.

В Советском Союзе было всего три женщины, у которых девять сыновей ушли на фронт. Одна из них жила в Краснодарском крае, вторая – в Подмосковье, третья – Прасковья Володичкина – в Самарской области, в селе Алексеевка.

В честь подвига семьи Володичкиных 7 мая 1995 года на крутом Алексеевском обрыве неподалёку от дома-музея встал величественный мемориал из гранита и бронзы. Девять бронзовых журавлей рвутся в небо с 11-метровой стелы. А перед ней стоит скульптура Прасковьи Еремеевны. Впереди семитонный гранитный монумент с именами всех сыновей и их матери и текстом: «Семье Володичкиных - благодарная Россия».

(Звучит песня «Журавли»).

Физкультминутка: «Победа!»

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние .Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные. Вдох, круговое движение руками, изображая

Живут, живут, живут! земной шар.

Память о героях Великой Отечественной войны в Самаре увековечена в названиях таких улиц, как Улицы Гастелло, Агибалова, Санфировой, Матросова, Потапова. Есть в Самаре  памятник самолёту. Многие из вас видели его? Он установлен на пересечении Проспекта Кирова и Московского шоссе. Это штурмовик Ил-2. Как выдумаете, почему в нашем городе установлен такой памятник?

Такие штурмовики выпускались на Куйбышевском авиационном заводе в городе Куйбышеве, то есть в нашей Самаре.

Штурмовик, который стоит на постаменте, нашли много лет спустя после войны на болоте в местах, где шли ожесточённые бои. Он был сильно повреждён вражескими снарядами и пулями. Его доставили к нам на завод , инженеры и рабочие долго его восстанавливали. Такие самолёты наводили ужас и панику на фашистов, так как они стремительно появлялись из-за туч и сбрасывали бомбы на головы врага, расстреливали технику и вооружение.

Представьте, что вы участвуете в реставрации нашего штурмовика. Поможем доставить все необходимые инструменты и запчасти.

П/и «Переправа»

Это конкурс на время. Дети строятся в шеренгу за командиром, им необходимо передать

груз в шеренге над головой, так чтобы он не упал. Побеждает та команда, которая первая

переправит груз.

На таком же Ил-2 воевал и наш земляк Пётр Матвеевич Потапов. 6 раз он приводил на свой аэродром повреждённый самолёт. Пётр Матвеевич считался лучшим лётчиком.

За свои подвиги он был награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, орденом Красного Знамени.

В одном из боёв самолёт нашего земляка подбили, а сам лётчик был ранен. Он по рации передал товарищам: «Ранен. Кровь за кровь, смерть за смерть! Да здравствует любимая Родина!»

Самолёт Ил-2, управляемый Пётром Матвеевичем, врезался в расположение зенитной батареи врага, похоронив под обломками десятки вражеских солдат.. так 6 января 1945 года в бою за Родину погиб наш земляк лётчик-герой Пётр Матвеевич Потапов. Родина высоко оценила подвиг лётчика: ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица нашего города, в Октябрьском районе, там же установлена мемориальная доска.

Много горя принесла война. Силу и отвагу нашим бойцам придавала мысль о том, что их ждут дома, верят и надеются на их возвращение. (воспитатель показывает треугольник)

Как вы думаете, что это такое?  Да, это письмо. Именно такие письма отправляли бойцы и их родные друг другу. (Картина «Письмо с фронта») Конвертов тогда не хватало, поэтому люди писали письмо, складывали его в виде треугольника, писали адрес и отправляли, а полевая почта доставляла эти письма по адресу.

Сегодня я предлагаю вам изготовить такие письма-поздравления с Днём Победы, сложить их виде фронтового треугольника и украсить их цветами и георгиевской ленточкой.

Пальчиковая гимнастика « Бойцы-молодцы»

Пальцы эти все бойцы

(раскрытые ладони вперёд)

Удалые молодцы

(в кулак)

2 больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых

2 гвардейца –храбреца

2 метких молодца

2 героя безымянных

Но в работе очень рьяных!

2 мизинца –коротышки

Очень славные мальчишки!

Во время работы звучат песни «Землянка» и другие.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей подвигов наших земляков.

- Кто жил в селе Алексеевка Самарской области?

- Сколько детей было у Прасковьи Еремеевны? Сколько погибло во время войны?

- Где стоит памятник?

- На каком самолёте летал Потапов Пётр Матвеевич?

- За какой подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза?

Много наших земляков воевало на разных фронтах, много подвигов совершили они. Давайте продолжим пополнять наш мини-музей историями наших героев-земляков.

Литература:

  1. Липатова А.М.  Самарских улиц имена. Самара, 2008.
  2.  Сырова И.А., чеховских О.Г.  Я живу в Самаре. Самара 2015.
  3. Памятники Самары. URL: http://link.ac/55Ou9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 311» г. о. Самара Румянцева И.А. Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим «Мы помним подвиг ваш» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 311» городского округа Самара ______________________________________________________________ 443042, г. Самара, ул. Белорусская, дом 105-А, тел. 221-28-3

Слайд 5

Физкультминутка: «Победа!» Мы празднуем Победу! Салют ! Салют! Салют! Кругом цветы весенние . Цветут , цветут, цветут! Все люди пляшут, празднуют , Поют , поют, поют! Пусть в мире страны разные. Живут , живут, живут!

Слайд 13

Пальчиковая гимнастика « Бойцы-молодцы» Пальцы эти все бойцы (раскрытые ладони вперёд) Удалые молодцы (в кулак) 2 больших и крепких малых, И солдат в боях удалых 2 гвардейца –храбреца 2 метких молодца 2 героя безымянных Но в работе очень рьяных! 2 мизинца –коротышки Очень славные мальчишки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Помним подвиг твой, Ленинград!"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для родителей воспитанников и жителей блокадного Ленинграда. В мероприятии участвуют педагоги ДОУ и дети подготовительной к школе группы. Педагоги чита...

Проект "Мы помним подвиг наших дедов" для старшего возраста.

В проекте собран материал, который дает детям элементарные сведения о ВОВ через различные виды деятельности. В заключительном этапе проекта, следуя принципу ФГОС благодаря "Взаимодействию с родителями...

Проект. «Мир помнит подвиг твой солдат»

Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.

Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...

Праздник 9 Мая! "Помним подвиг наших дедов"

В нашей группе был проведен праздник посвященный 9Мая! Дети читали стихи о войне,пели песню "Катюша", смотрели видио о ВОВ, Родители принесли фотографии своих прадедов,рассказали о них.В приемной...

Праздник "Мы помним подвиг нашего народа"

Праздник "Мы помним подвиг нашего народа" посвящен Дню Победы в Великой Отечественной Войне....

Творческий отчет по итогам проведения недели патриотического воспитания «Мы помним подвиг твой, солдат» в ДОУ

Обобщение опыта работы проведения тематической недели Патриотического воспитания в детском саду. Неделя патриотического воспитания проходила насыщенно и разнообразно, а именно был проведен игрово...