Проект «Посадка лука на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Тимофеева Елена Евгеньевна

Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; узнать о его пользе; помочь понять почему так говорят: «Лук – от семи недуг»; создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности; раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей в процессе практической деятельности по выращиванию растений (репчатый лук).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posadka_luka.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Посадка лука на подоконнике»

Возрастная группа: младший возраст

группа № 5

Реализация проекта 18.04. - 29.04.2022

Воспитатели: Цветкова М.А., Тимофеева Е.Е.

Возростосообразность  и актуальность проекта:

Детский сад – это одно из первых звеньев, где ребёнок учится любить природу и чувствовать её красоту. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся наблюдать, понимать состояние растений, сопереживать, ухаживать и заботится о них.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, испытывать положительные эмоции, так как детей увлекает сам процесс такой деятельности.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации данного проекта дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

Путем исследования дети познакомятся с изменениями, происходящими с растением в период весеннего пробуждения.

 А также узнают:

- как можно вырастить зеленый лук на подоконнике;

- чем может быть полезен лук;

- что можно делать с луком;

 

Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; узнать о его пользе; помочь понять почему так говорят: «Лук – от семи недуг»; создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности; раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей в процессе практической деятельности по выращиванию растений (репчатый лук).

Понедельник- вторник. Актуализация проблематики недели:

Утренние обсуждения:

- обсуждение рассказов и сказок, прочитанных ранее: Саша Черный сказка «Лук в клетке», Ирвис Ревю сказка «Лук на гряде», армянская сказка «Отчего лук стал горьким», притчи: «Три брата луковки», «Луковая семья»;

- рассматривание дидактических картинок, альбомов «Растения», «Овощи - целители», «Лук. Свойства лука»;

Активизирующая ситуация: 

Развивать способность пересказывать с помощью воспитателя понравившиеся отрывки и эпизоды.

- Какой рассказ (сказка) понравился больше всего?

- Чем похожи персонажи?

- Какие они?

- Чем отличаются?

- Чему учит рассказ (сказка)?  

 

- Почему вырос луковый росток?

-  Кто знает, как разбудить луковицу?

- Как вы думаете, можно ли вырастить зеленый лук на подоконнике в нашей группе?

Игры - пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток», «Угадай, кем я стану?»

Физкультминутка «Лук делает зарядку»

Понедельник 18. 04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Развитие речи: чтение сказок Джулиано Ферри «Дедушкин подарок», Ирвис Ревю сказка «Лук на гряде»

Цель: познакомить детей с художественными произведениями, поиграть в сказку; поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения; учить употреблять в речи существительные с предлогами.

Активизирующая ситуация:

- Какая сказка понравилась больше?

- Можно ли вырастить лук в нашей группе

- Разместить в РППС тематические альбомы «Лук репчатый», атлас «Полезные свойства лука», «Что потом?», «На свету и в темноте» и т. д

- Подобрать художественную литературу, дидактические и настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Где растет?», «Что лишнее?»

Подвижные игры «Кто больше соберет овощей», «Прятки»

Работа с родителями: 

предложить детям совместно с родителями выбрать любимую книгу о весне, пробуждении природы, посадке семян и растений и рассказать о ней.

Вторник 19. 04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Познавательное развитие: игра - ситуация «Мы будем выращивать овощи» 

Цель: формировать умение слушать рассказ воспитателя о случае из жизни; познакомить с инвентарем для обработки грядок на огороде; прививать интерес к труду в природе (посадка лука).

Театрализованные игры:

Игры-пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток», «Угадай, кем я стану?»

 

Обсудить эксперимент по высадке лука на перо: - высадка в грунт; - высадка в воду; высадка без воды, грунта и света;

Установить последовательность различных событий: что будет если:  

- луковицы замочить и поставить в теплое светлое место;

- поместить в грунт и поливать;

- оставить сухими без грунта и света;

Работа с родителями:

предложить найти информацию о посадке лука: пословицы, поговорки, приговорки, загадки, приметы, сказки, рассказы, стихи.

Среда 20. 04

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно – эстетическое развитие. Аппликация: 

тема «Огород на подоконнике».                                        Цель: учить передавать в работе условия, необходимые для пробуждения семян лука (свет, тепло, влага); развивать интерес детей к изображению знакомых предметов, состоящих из нескольких частей; формировать навык работы по объяснению воспитателя, образцу; развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.  

Активизирующая ситуация:

 - Что нужно для того, чтобы луковица ожила?

Изучить дидактический материал «Строение лука в картинках».

 Учить находить у луковицы донце, корешки, росток (стрелка, перо) и т.д.

Выбор «Дневника наблюдений» (готовый блокнот, самостоятельное изготовление).

Работа с родителями:

фиксируем предполагаемый результат исследования в рисунках, рассказах. Учимся фантазировать: «что было бы…»

 

Четверг 21.04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

ФЭМП: кроссворд «Жил-был Лук»

Цель: учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами, «один, много»; совершенствовать умение формировать группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Физкультминутка «Чиполлино раз нагнулся, два нагнулся…»

Активизирующая ситуация:

- Почему появляются корешки из донца луковицы?

Подготовить и пронумеровать стаканчики для проведения опытов.

Выбрать луковицы для эксперимента.

Провести высадку лука в соответствии с условиями эксперимента.

Обсудить последовательность событий, которые могут произойти с луковицей (в зависимости от условий).

Работа с родителями: 

предложить подготовить сообщение по теме

 «Витамины на подоконнике», «Что мама готовит из лука», «Чем хорош лук».

Пятница 22. 04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно-эстетическое развитие.Рисование

тема «В нашей группе на окне»  

Цель: развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего рисунка; закреплять приемы рисования красками; развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.
 Обсудить с детьми, какие материалы им понадобятся для создания зарисовки, что на ней будет изображено?

Активизирующая ситуация:

- Как изобразить в рисунке, что происходит с саженцами в определенных условиях? (свет, вода, тепло, и т.д.)

Рассматривание объектов наблюдения.

Выяснить что нужно делать, чтобы саженцы не погибли?

Уточнить, зачем нужен «Дневник наблюдений»

Выбрать зарисовки для «Дневника наблюдений»

Обсудить истории из опыта наблюдений.

Работа с родителями: 

предложить провести и зафиксировать на фото или видео посадку лука в домашних условиях; вести наблюдение, делать зарисовки и т.д.

Понедельник 25. 04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Развитие речи.

Беседа «Полезные свойства лука» 

  Цель: развивать представления детей о свойствах лука, его пользе; формировать интерес к растениям, их особенностям; воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизирующая ситуация:

- Что можно приготовить из лукa?

Разместить в РППС наглядное пособие «Модель роста растений» (семя – росток – взрослое растение – цветок – плод); внести научную литературу, детские энциклопедии «Растения», «Полезная зелень», «Витамины для детей»; художественную литературу по теме недели: сказки «Репка», «Вершки и корешки», стихи и загадки про овощи;

дидактические и настольно -печатные игры: лото «Овощи - фрукты», «Найди пару», «Полезно - не полезно»;

Работа с родителями: 

предложить понаблюдать с ребенком за весенними изменениями в природе, сделать иллюстрации, придумать загадку, кроссворд, ребус.

Вторник 26.04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Познавательное развитие.

Ситуативный разговор: «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: побуждать детей принимать участие в общем разговоре; упражнять в исследовательской деятельности; учить называть части растений; вызывать желание ухаживать за ними: поливать, рыхлить почву; воспитывать бережное отношение к природе.

Театрализованные игры: 

инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла…»

Обсудить последовательность событий, которые могут произойти с луковицей (в зависимости от условий):

- засохнет без воды;

- погибнет в темноте;

- прорастет, если будет свет, влага и тепло;

Сделать зарисовки для «Дневника наблюдений»

Работа с родителями: 

предложить родителям принять участие в мастер-классе по изготовлению традиционной народной куклы - веснянки «Лучок и Лукерья»

Среда 27. 04

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно – эстетическое развитие. Лепка

тема «Сажаем лук»

Цель: закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке; совершенствовать правильные приемы лепки развивать воображение.

Учить самостоятельно выбирать материалы и инструменты для работы

Активизирующая ситуация:

- Какие овощи посадим на грядке?

- Что нам понадобиться для этого?

Обсуждение полученного промежуточного результата.      Корректировка зарисовок на схеме:

- день посадки;

- 3 день;

- 5 день;

- 7 день;

Работа с родителями: 

 предложить подготовить материал по теме «Овощи-целители», «Лук – от семи недуг», «Народные рецепты»;

Четверг 28. 04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

ФЭМП: «В гостях у Чиполлино»

Цель: закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу (без счета и называния числа); совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты словами большой – маленький; упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами впереди - сзади, слева – справа.

Физкультминутка «Лук делает зарядку»

Активизирующая ситуация:  

- Кто из героев вам понравился?

Наблюдение за объектами исследования. Зарисовки (схемы) в «Дневнике наблюдений»:

Опыт 1 (вода + свет + тепло) = появились корешки

Опыт 2 (земля + вода + тепло) = первый росток (стрелка)

Опыт 3 (свет + тепло, без воды) =?

Опыт 4 (без воды, тепла и света) =?

Опыт 5 (вода + тепло (без света) =?

Работа с родителями: 

предложить установить взаимосвязь строения и функций всех систем растения (сделать зарисовки, коллаж, мини-презентацию)

Пятница 29. 04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование:

тема «Вершки и корешки» 

Цель: учить задумывать содержание своего рисунка; выбирать материалы для создания обложки «Дневника наблюдений»; формировать правильное положение руки и кисти, добиваясь слитного, непрерывного движения; учить самостоятельно подбирать сочетания красок; развивать эстетическое восприятие.

Активизирующая ситуация: 

- Что изобразить на обложке «Дневника», чтобы было понятно, о чем он?

- Дети самостоятельно выбирают материалы и инструменты для зарисовок.

Обсуждение полученного результата, сравнение с промежуточным. При благоприятных условиях саженцы лука проснулись на 3 - 5-й день, корешки появился на 5 - 7-й день, росток-стрелка на 10 день, на 12 - 13-й день  корешки окрепли, появились зеленые перья, которые на 14 день можно употреблять в пищу.

Выяснить соответствие (не соответствие) с предполагаемым результатом. Выполнить зарисовки.  

Рассматривание, демонстрация саженцев и «Дневника наблюдений» родителям.

Возрастные особенности развития ребенка

Результат продукта проекта

Системная паутинка проекта

     

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление

Для детей 2-3 лет характерно то, что

формирование экологических представлений только начинается и может идти на протяжении всего дошкольного возраста.

Дети проявляют интерес и любознательность при ознакомлении с объектами и доступными явлениями природы; могут различать по внешнему виду овощи (лук, помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.), умеют выделять их характерные особенности, рассматривать растения и животных, не нанося им вред; у них формируется бережное отношение к окружающей природе.

В младшем дошкольном возрасте происходит формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду,

 Одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

Социально-коммуникативное: дети проявляют интерес к трудовым действиям, демонстрируют желание ухаживать за растениями; имеют элементарные представления о посадке овощей; могут сажать лук, вести наблюдение за всходами; выполняют различные поручения, связанные с уходом за растениями (поливать комнатные растения, рыхлить почву).  

Познавательное развитие: дети имеют элементарные экологические представления, понимают, что за растениями необходимо ухаживать; способны различать один и много предметов и обозначать их количество словами, «один, много»; могут сравнивать два предмета по величине, используют в речи слова «большой – маленький».

Речевое развитие: дети задают вопросы по поводу ближайшего окружения, употребляют в речи существительные с предлогами; умеют составлять небольшие рассказы на заданную тему с помощью воспитателя; могут поддерживать беседу, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища, при обсуждении, как правильно ухаживать за саженцами.

Художественно-эстетическое развитие: дети способны самостоятельно определять содержание своего рисунка; изображают знакомые предметы, состоящие из нескольких частей; могут правильно передавать относительную величину частей предмета; составлять в лепке композиции определенного содержания из готовых фигур. Закрепили знания об уже известных цветах.

  • - Изучение дидактического материала о пробуждении природы весной.
  • - Чтение художественной и научно – познавательной литературы по теме «Растения».
  • - Игры-пантомимы, инсценировки, дидактические и настольно-печатные игры на темы основных этапов развития растений.
  •  -Дома с родителями подобрать научно-исследовательскую литературу о растениях.
  •  - Совместный выбор материалов для посадки (луковицы), инвентаря для ухода за ростками.
  • - Обсуждения: ситуативный разговор о том, в какие условия поместить семена, как наблюдать за семенами.
  • - Выбор дневника (готовый блокнот, самостоятельное изготовление).
  • - Наблюдение за изменениями и прорастанием корешков.
  • Посадка в грунт, наблюдение, зарисовка в дневник.
  • - Экспериментирование
  •  (часть саженцев лука оставить в воде, тепле и на свету, а другую часть поместить в темноту, без воды) наблюдать в течении 10-12дней, фиксировать результаты наблюдений в дневнике.

Анализ проектной деятельности

В ходе проекта дети проявили заинтересованность и любознательность, овладели некоторыми трудовыми навыками (посадка лука в грунт, рыхление, полив). Дети научились не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними, замечать изменения, делать зарисовки в дневнике наблюдений.  РППС группы была пополнена художественной и научно - популярной литературой, дидактическим материалом, играми, моделями и схемами развития семян и роста растений.

Дети активно и с интересом рассматривали журналы и книги о многообразии мира растений. Вместе с родителями дома подбирали дополнительную литературу по теме проекта, наблюдали за изменениями в природе весной, делали иллюстрации.

Дети знают и называют части растения (луковица, донце, корни, росток-стрелка, росток-перо), с удовольствием участвуют в экспериментировании. Имеют представления об условиях, необходимых для пробуждения семян, их дальнейшего роста и развития (вода, свет, тепло).

Научились составлять небольшие рассказы. Продолжили совершенствовать связную речь, ее диалогическую форму, грамматический строй, звуковую культуру. Способны поддерживать беседу, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.  

Могут, задумывать содержание рисунка, находить выразительные средства для его выполнения. Умеют создавать знакомые предметы, правильно передавать величину и количество частей, составлять несложные композиции из отдельных предметов.

Больше всего в РППС группы детей привлекал уголок, в котором были представлены модели и схемы развития растений, а также экспериментальные образцы саженцев. Дети с удовольствием их рассматривали, обсуждали происходящие изменения и были увлечены процессом экспериментирования с луковицами. Результаты проекта нашли отражение в зарисовках   для «Дневника наблюдений».  

Первая неделя эксперимента протекала более спокойно. Дети приносили из дома книги, журналы, тематические альбомы, фотографии растений, рассматривали их, делали рисунки к историям, фантазировали на тему, что могло бы случиться с луковицей.

 В течение второй недели дети чаще наблюдали за развитием корневой системы луковиц, помещенных в благоприятные и неблагоприятные условия. Учились анализировать свои наблюдения, обсуждать результаты наблюдений и делать выводы. Ежедневно делали зарисовки для «Дневника наблюдений»

Вопрос дня на неделе: «Почему корешки появились первыми?»

Дети сами придумали игру, в которой Лучок и Лукерья ищут своих родственников (три брата Луковки: Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый).  Также инсценируют превращения семечка в растение.

Обсуждают: «Может ли вырасти на подоконнике помидор, капуста, арбуз?» и «Какой у нас будет урожай?»

Строят: дачу, огород и грядки.                            Рисуют: различные овощи, фрукты, цветы                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Посадка лука"

Иследование, загадки, стихи, слайдовая презентация...

Исследовательский проект «Посадка лука»

     Цель: Формировать основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом...

Проект «Посадка лука»

Экологический проект....

проект "Посадка лука"

Цель:Вызвать у детей интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье.Программные задачи:1. формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольни...

Исследовательский проект «Посадка лука» 1 младшая группа

Ребенок  является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего возраста...

Проект «Зайкин огород» Посадка лука на подоконнике Вторая группа раннего возраста

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...

Проект «Зайкин огород» Посадка лука на подоконнике Вторая группа раннего возраста

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...