Манящий мир космоса 2021г.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Столбунова Ольга Николаевна

Манящий мир космоса  2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manyashchiy_mir_kosmosa_2021g.docx59.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеФотография

«Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида»

Детско – взрослый проект

 «Манящий мир космоса »

Старший дошкольный возраст

Авторы проекта:

Педагог-психолог:

                                                                                                           О.Н. Казанцева

                                       Воспитатели:                                                                  

                                                                                                         Н.А. Степанова,        

                                                                                                       О.Н. Столбунова

с. Ермаковское 2021г.

База внедрения проекта: воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности, родители детей, педагоги и специалисты МБДОУ – детский сад № 5

Сроки реализации проекта: краткосрочный (05.04.2021 – 16.04.2021)

Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий.

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через расширение знаний о космосе

Задачи:

  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса нашей страны, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
  • обогащать представления и знания детей о космосе и солнечной системе.
  • воспитывать чувство гордости, патриотизма за достижения нашей страны в области освоении космоса.
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей в вопросе воспитания нравственно-патриотических ценностей у дошкольников. Привлечь родителей к совместной деятельности.
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.

Введение

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Обеспечение развития личностных качеств ребенка, через реализацию проекта, охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.
Проект «Манящий мир космоса» знакомит детей с Днем Космонавтики, с героическими покорителями космического пространства, с тем, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин. Акцент на знании истории народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, способствует личностному росту ребенка.

Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах ,позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Проблема:

Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребёнка. У детей снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к ее героям.
Незнание российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос, недостаточные знания о космосе, о солнечной системе.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:

Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы:

- представления о космическом пространстве, о роли нашей страны в освоении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Дети узнают об русских ученых и исследователях в области космологии.

У родителей:

-повысится уровень педагогической культуры в вопросе воспитания у детей духовных и нравственно-патриотических ценностей через историю освоения космоса нашей страны.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые:

-Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети.

Информационно-методические:

-Мультимедийные ресурсы,

-интернет- ресурсы

- подбор теоретических материалов по познавательно-исследовательской деятельности в области космоса, подбор наглядного материала (иллюстрации, книги, видеофильмы)

Социокультурные:

взаимодействия педагогов детей и родителей, в рамках данного проекта.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

  • Технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
  • Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.
  • Индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы.
  • Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье).
  • Технология исследовательской деятельности: знакомство с историей освоения космоса предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  • Информационно-коммуникационных технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео-просмотры, подбирается иллюстративный материал по теме проекта, создание буклета на тему «Космос».
  • Технология лэпбука -поможет закрепить и систематизировать изученный материал о космосе, и в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Технологии критического мышления:

  • Синквейн загадки -поможет пополнить словарный запас по теме «Космос». И выделять в большом объёме информации главную мысль, технология
  • «Корзина идей» -этот прием накапливает знания. В ходе реализации проекта дети узнают что-то новое, и корзина идей на тему «Космос» пополняется различными изображениями, фотографиями.
  • «Верные – неверные суждения». Детям предлагается несколько утверждений по теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.
  • Технология скрайбинг- главной особенностью заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение ребенка, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Мы использовали аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
  • ТРИЗ – «Кольца Луллия». Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной атмосферы, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Игровая деятельность раскрывает индивидуальность ребенка, способствует формированию чувства товарищества и взаимопонимания, развивает творческие способности детей.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Функциональный модуль «Физкультура»:

Подвижные игры по теме проекта

Функциональный модуль «Творчество»:

Рисование, лепка, конструирование, «Дары Фрёбеля»

Функциональный модуль «Чтение»

  • подборка художественной литературы;
  • комплект карточек для проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений на тему: «Космос»;
  • игры на развитие словаря;
  • демонстрационный материал.

Продукты проекта:

  • Выставка детских рисунков о космосе;
  •  Коллаж - корзина идей на тему «Космос»;
  •  Создание лэпбука на тему «Космические фантазии»;
  •  Изготовление буклета для детей и родителей «Знакомим детей с космосом»;
  •  Создание макетов солнечной системы;
  • Аппликационный скрайбинг «Удивительный космос»
  • Презентация проекта –  интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Основные показатели достижений детей в рамках проекта:

В ходе реализации проекта дети овладели знаниями о:
– названии планет Солнечной системы
– изобретателе космической ракеты.
– первом космонавте, облетевшим Землю, первой женщине космонавте, космонавте первым вышедшим в открытый космос;
– животных, побывавших в космосе;
– космической технике
– празднике «День Космонавтики».
У детей обогатился активный словарный запас по теме «Космос».

Вывод

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.

В процессе реализации проекта у детей расширились представления о космосе и космонавтике. Дети приобрели первичные представления о достижениях отечественных ученых в области космонавтики.
Эмоциональное восприятие материала, в ходе проекта, помогло детям испытать чувство гордости за нашу страну и своих соотечественников.

Структура и срок реализации проекта

Этапы

Сроки реализации

Мероприятия

Цели

Ответственные

Подготовительный

5 -10 апреля, 2021 г.

Беседа  с  родителями  об  

актуальности  создания

 проекта  «Манящий мир космоса»

информация в телефоном режиме чат «Лого – 5»

«Как и что рассказать детям о космосе?»

 

- Обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.

- Заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству в реализации проекта.

Воспитатели, специалисты.

Беседа «Что мы знаем о космосе?»

- Определить у детей уровень знаний  и  представлений   по  теме «Космос»

Воспитатели, специалисты.

Подбор литературы

- Подобрать  художественную, научно-популярную, энциклопедическую  литературу  по  теме  проекта.

Воспитатели, специалисты, родители

Создание развивающей  

среды  

- Подобрать картины,   наборы  открыток, фотоальбомы, дидактические игры по теме  проекта.

Воспитатели, специалисты, родители

Подготовка  мультимедийных  пособий (презентаций) по  теме  проекта

- Создать  демонстрационные  пособия  с  целью  уточнения  и  расширения  знаний  по  теме  проекта, обогащения словарного запаса

Воспитатели, специалисты

Просмотр мультипликационного фильма  «Белка и стрелка»,

«Красная планета»

Беседа с детьми по содержанию мультфильма

- Вызвать  у  детей  познавательный  интерес.

-Обогащать и активизировать  словарный  запас  по  теме.

Воспитатели, родители

Основной

Книжкин час.

И Холин «Я тоже к звездам полечу»

В.Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера

А. Леонов « У Королёва»

М.В.Водопьянов «Космонавт -1»

А .Метяев «Первый полет»

Чтение стихотворений о космосе.

- Вызвать  у  детей  познавательный  интерес, желание  слушать  литературные  произведения.

 - Развивать  память  и  интонационную  выразительность  при  разучивании  стихотворений.

 -Обогащать и активизировать  словарный  запас  по  теме.

- Совершенствовать  грамматический  строй  речи.

Беседа

«Земля – наш дом во вселенной»

Просмотр  

мультимедийных презентаций  по  теме

 проекта

Расширить  знания  детей  об  окружающем  мире; познакомить  с космическими  объектами, историей  развития  космонавтики, с  основной  космической  техникой.

Проведение    

познавательных  НОД  по  теме  проекта.

«Космическое пространство»

Рисование «Инопланетяне, какие они?», рисование +

аппликация «Звездное небо», «Космический корабль»,

конструирование « Ракета»

Развивать потребность в творческой деятельности.

Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

Изготовление   буклета для детей и родителей

«Космос»

Составление  творческих

 рассказов, сказок  на  темы: «Если  бы  я  был космонавтом», «Мои друзья с другой планеты»,

Разучивание стихотворений о  космосе и космонавтике, отгадывание загадок

Развивать  творческие  способности, связную  речь  детей.

Сюжетно – ролевые  игры:  «Космическое  путешествие»

«Космонавты», «Изобретатели ракет»

Дидактические игры:

«Что изменилось»,

«Собери ракету» - танграм

«Найди лишнее»

«Дверная скважина»

«Что изменилось?»

Формировать умение применять полученные  знания  в  игре.

Прогулка

Наблюдение «Солнце – ближайшая звезда».

Расширять знания детей о космическом объекте «Солнце»

Обобщающий

Создание макетов на тему «Планеты солнечной системы»

Выставка  детских

 рисунков  о  космосе.

Создание лэпбука на тему «Космос»

Повышать  мотивацию  к творческим  занятиям. Вызвать чувство  гордости  за  собственный и  коллективный  успех.  

Развивать  познавательный интерес  к  теме  проекта. Привлекать родителей к сотрудничеству в реализации проекта

Презентация проекта

Итоговое мероприятие проекта

«Что? Где? Когда? - Знатоки космоса»

Повышать  мотивацию  к  творческим  занятиям. Вызвать  чувство  гордости  за  собственный  и  коллективный  успех.  

Используемая литература:

  1. Блгакова А.. Космос. Вопросы и ответы. – Хфрьков : Издательство «Ранок», 2019. – 24 с. – (серия «Почемучки»)
  2. Нглядно-дидактическое пособие. Э Емельянова. Расскажите детям о космонавтике. МОЗАИКА-СИТНЕС, 2011.
  3. Водопьянов М.В. «Космонавт -1» Хрестоматия стр. 301
  4. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о космосе. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
  6. МИР в картинках. Космос. Наглядно-дидактическое пособие. МОЗАИКА-СИТНЕС, 2017.
  7. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособип. -  М: МОЗАИКА-СИТНЕС, 2012. – 72 с.
  8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений. – М.:  МОЗАИКА – СИТНЕС, 2014 - 64 С.
  9. Н. В. Нищева. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013 – 304.
  10. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». Москва 2009.
  11. Митяев А.А. Первый полет. Книга для чтения от 3 до 7 стр. 311.
  12. «Космос» - Самая первая энциклопедия, Москва, РОСМЕН, 2014.
  13. Михалков С.С. От кареты до ракеты. Москва 2000.4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  14. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. – С.3.
  15. Леонов А.А. «У Королёва» Издательство: «Малыш» , 1980
  16. «Космос» - Моя первая книга фактов. ООО «Министерство печати», 2015.
  17.  Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

  1. Интернет источники:
  2. http://nashydetky.com/ Рассказы о космосе. Как и что рассказать детям о космосе?
  3. http://images.yandex.ru
  4. http://www.wallon.ru
  5. http://cosmos.ucoz.ru
  6. https://m.ok.ru/razwitie.rebenka/topic/67900068416350 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край мечты, манящий голубой"

Информационно-познавательный проект...

«Таинственный и манящий мир природы»

Статья в газету, о приобщении детей к природе,  всестороннее развитие их личность, воспитание интереса, бережного отношения  к природе и любознательности....

Проект для дошкольников "Эти манящие звезды"

долгосрочный проект для детей подготовительной группы с целью формирования у дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического ...

Детско – взрослый проект «Манящий мир космоса» старший дошкольный возраст

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через расширение знаний о космосе....

проект "Эти манящие звезды"

систематизировать знания детей о Вселенной , о Солнечной системе...