Проект для дошкольников "Эти манящие звезды"
проект (подготовительная группа)

долгосрочный проект для детей подготовительной группы с целью формирования у дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eti_manyashchie_zvezdy.odt52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 97»

 

  ПРОЕКТ  

«Эти манящие звезды»

 подготовительная к школе группа «Звездочки»

       

              воспитатели: Кравченко И.С.

                                    Хоменко Е.Г.    

                                        2019-2020 учебный год

 Тип проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий. 

 Продолжительность: долговременный, групповой.

 Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

 Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства

 Проблема: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.   С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.   Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу…

    Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системыИменно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.

 

Задачи:

          Для детей:

  • Образовательная область «Познавательное развитие»:

 Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах. Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (59-летием первого полета в космос). Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.  Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала. Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов. Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

  • Образовательная область «Речевое развитие»:

 Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

 Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,

образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-

модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в

самовыражении.

  • Образовательная область «Физическое развитие»:

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и

физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
  • возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
  • привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики

Для педагогов:

  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 – апрель 2020 год.

Ожидаемые результат:

Дети:

  • Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

                                                                 

Родители:

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  • Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Этапы работы над проектом:

Первый этап: (с 2 сентября по 15 декабря 2019г.) Подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов, оформлению уголка по теме проекта. Информация родителей о предстоящей деятельности.

Второй этап: (с 15 декабря 2019г. по 30 апреля 2020 г.), должен стать временем конкретной реализации содержания проекта.

Третий этап: (с 2 мая по 15 мая 2020 г.), оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, составлению отчётов.

I. Вводный

1. Сбор информации. Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

2. Диагностические игровые задания с целью выявление знаний детей о космосе.

3. Изучение учебно-методической литературы по проблеме. Сбор материала (Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку. Подобрать книги, иллюстрации, открытки, раскраски. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.)

II. Основной

1. Осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников

  • Беседа «Что такое космос».   Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
  • Беседа «Голубая планета — Земля». Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
  • Беседа «Луна - спутник Земли». Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
  • Беседа «Первые попытки покорения космоса». Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.
  • Беседа «Из истории возникновения ракеты». Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.
  • Беседа «Первый в космосе» Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным
  • Беседа «Солнце - источник жизни на Земле». Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит
  • НОД: Рисование «Загадочный мир космоса». Цель: Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.
  • НОД: Конструирование (оригами) «Космические ракеты». Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги
  • НОД: Рисование «Открытый космос» Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветов восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
  • НОД: Лепка «Покорители космоса». Цель: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян.
  • НОД: Познавательное развитие «Что мы знаем о космосе» Цель: закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”,   “спутники”.   Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания.
  • НОД: Познавательное развитие «Необъятный космос» Цель:вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
  • НОД:  ФЭМП «Путешествие в космос». Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Считать обратно от названного числа в пределах 10, знать структуру задачи. Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос. Совершенствовать навыки составления чисел 4,5,6 из двух меньших чисел. Закрепить понятие многоугольники, четырехугольники. Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек. Развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде.
  • НОД: Физическое развитие «Если хочешь быть здоров». Цель:закрепить упражнения, связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей. Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
  • НОД: Физическое развитие «Космическое путешествие». Цель: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

2 Совместная деятельность

  • Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".
  • Конструктивные игры: «Космодром», "Космический корабль"
  • Дидактические игры: «Найди пару», «Четвертый лишний», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты»
  • Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Солнышкo и дождик», «Солнце – чемпион».
  • Сюжетно – ролевые игры: «Космическое путешествие», «Космонавты»
  • Чтение художественной литературы:  В. Бороздин «Первый в космосе», Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях", Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Н.Носов   « Незнайка на луне», стихотворения и загадки о космосе.
  • Создание папки передвижки «Планеты солнечной системы»
  • Работа с родителями: Консультация «Как познакомить дошкольников с космосом»; Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка».

Рубрика для родителей: «Это интересно!»: «История развития космонавтики», «Важнейшие этапы освоения космоса» 

Участие в выставке поделок;

Посещение места приземления Гагарина в Энгельсе, аэроклуба «ДОСААФ», где учился Гагарин в Дубках, экскурсия в планетарий, в новый аэропорт «Гагарин».

III. Итоговый

1. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие»

2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями)

3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

4. Вопрос на засыпку «Космос и мы»

5. Презентация проекта «Эти манящие звезды» для детей других групп.

6. Выявление уровня подготовленности детей о полученных знаниях.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовые ресурсы:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.

2.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

3.Устав МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97»

4.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» подготовительной к школе группы «Звездочки»

5.Учебный план на 2019-2020г.г.

Информационные ресурсы:

1.Интернет

Учебно-методические ресурсы:

1.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5)

2.Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сост. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128с.-(Библиотека воспитателя) (3).

3.Журнал «Ребенок в детском саду» 1,2002. Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. КОИПКРО, Кострома 2002.

4.Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект о космосе "Навстречу звездам"

Познавательно – творческий  проект, посвященный году Российской космонавтики для детей старшего дошкольного возраста ...

Проект "А мы к звездам полетим".

Паспорт проекта.«А мы к звездам полетим».Составители проекта: Насибова Замина Латиф кызы....

Проект " На встречу к звездам".

Данный проект способствует развитию у ребенка представления об окружающем мире. Актуальность обусловлена тем, что космос это обширная тема для исследовательской деятельности и вызывает интерес у детей...

Проект "В космос к звездам полетим"

Проект «В космос к звездам полетим» во второй младшей группеВид проекта: творчески – информативныйСрок реализации: С 8.04.2019 по 12.04.2019Участники проекта: педагоги, дети младшей ...

Краткосрочный проект "Просто мы маленькие звезды"

дети 3-4 лет еще не умеют правильно общаться друг с другом, поддерживать дружеские отношения. Их привычное «Я сам», «Я первый», зачастую приводят к спорам. Именно в этом возрас...

проект "Эти манящие звезды"

систематизировать знания детей о Вселенной , о Солнечной системе...