Собственная методическая разработка " Перспективное планирование опытно -экспериментальной деятельности в подготовительной группе"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Сычева Ольга Борисовна

Экспериментирование - деятельность, направленная на развитие познавательной акитивности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей.

 

Перспективное планирование

воспитательно – образовательной работы по теме

 

«Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Подготовительная группа.

 

Сентябрь. Вода.

Задачи:

- формировать представления детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое, расширять представления детей о значении воды для природы и человека;

- активизировать словарь детей за счет слов: бесцветная, безвкусная, прозрачная; обогатить словарь детей за счет слов: наводнение, засуха, очистка воды, объем, вызвать интерес детей к самостоятельному экспериментированию с водой

- воспитывать аккуратность при работе с водой

Опыты: «Первые заморозки», «Фильтрование воды», «Где вода быстрее замерзает?», «Куда исчезла вода?» «Какая лужа высохнет быстрее?», «Помощница вода»

Наблюдения

- за облаками- «Скоро будет дождь, «Когда из чашки идет пар, а когда его нет?»

 Беседа на тему: «Грязная вода», «Зачем человеку вода?», «Кто живет в воде?»

Подвижные игры»: «Мы чайки», «Превращение в лебедей», «Мы лягушки», «Мы раки»

Чтение художественной литературы: А. Клыков «В воде осенью», О.Григорьев, «Какой дождь», Б. Заходер «Течет река»

Заучивание стихов: Б. Заходер «Дождик», Г. Люшкинг «Капелька»

Слушание звуков природы – «Морской прибор», «Ливень», «Дождик», «Водопад»

Рассматривание картин «И. К. Айвазовский «Волна»

Рисование «Осенний дождик»

 

 

Октябрь. «Воздух»

Задачи:

- продолжать формировать представления детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, упругий, имеет давление, обладает силой, уточнить, что воздух это газ., продолжать формировать представления детей о необходимости воздуха для человека

-развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе экспериментов с воздухом

- активизировать словарь детей: легкий, прозрачный, невидимый, упругий, холодный, горячий. Обогащать словарь етей за счет слов: сжатый, расширенный, давление, атмосфера, кислород, дирижабль, лайнер, легкие;

- воспитывать познавательный интерес.

 

Опыты: «Прыгающая монетка», «Воздуху жарко», «Мятый шарик», «Тяжелая газета», «Живая змейка», «Пламя загрязняет воздух»

Наблюдения:

- за состоянием погоды и температурой воздуха

- наблюдение и установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха

-за тем, как дождь переходит в мокрый снег и связать это с изменением температуры воздуха

Беседы: «Как работает термометр», «Легкие – орган дыхания человека»

Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Песенка ветра», «Подуй на снежинку»

Чтение литературы: Т. Нуждина «Гроза», «Молния – шар»

Рассматривание картин: И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Зима»

 

 

Ноябрь. Звук

Задачи:

-формировать представления детей о звуке, об источниках и способах его распространения; познакомить со свойством и характером звука: громкость, длительность, тембр;

-развивать мышление, умение детей анализировать, делать выводы;

- активизировать словарь детей: громкий, слабый, высокий, низкий, тихий, грубый, тонкий, звук, эхо, шум; обогатить словарь за счет слов: длительность, тембр, колебание, вибрация;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, в частности к сохранению тишины.

ОпытыЗвук можно увидеть», «Телефон», «Поющие фужеры», «Как сделать звук громче», «Услышим звук», «Где живет звук»

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Узнай звук», «Кто что слышит?», «Шумящие

коробочки», «Слушай хлопок»,» Что не так»

 

Беседа: «Как устроено ухо человека»

 

Слушание аудиозаписи «Звуки природы», «Ветер», « Сборник классической музыки»

 

Рассматривание картины: Соколов «На луне»

 

Чтение литературы: «Про нос и язык», Соколов – Микитов «Звуки весны», «Дождик в лесу», В Зотов «Колокольчик», М. Горький «В лесу», «Дождик в лесу», В. Зотов «Колокольчик» ,М. Пришвин «Лесной ручеек», Г. Скребицкий «Лесной голосок», Е. Благинина «Посидим в тишине».

 

 

 

Декабрь. «Магнит»

Задачи:

-формировать представление детей о магните и его свойствах, познакомить детей с магнитным полем

-развивать воображение, образное мышление детей, побудить детей к самостоятельной деятельности

-активизировать словарь по теме: магнит, магнетизм, намагничивание, притягивание, компас, магнитное поле

-воспитывать познавательный интерес и активность ребенка, доброжелательные отношение друг к другу, умение работать в коллективе

 

Опыты: «Притягивается -не притягивается», «Магнитные силы», «Два магнита», «Необычные рисунки», «Плавающие утки»,» Притягиваются или отталкиваются»

Беседы: «Компас -прибор для измерения сторон горизонта», «Четыре стороны света», «Земля- магнит»

Логическая задача: «Как поднять бумагу»

Дидактическая игра: «Магнитная регата»

Театрализованное представление на магнитах: «Теремок», «Репка»

 

 

 

 

Январь. Февраль. Снег, лед.

Задачи:

-формировать представления детей о свойствах и качестве снега и льда: хрупкий, твердый, талый, продолжать формировать представления детей о разных агрегатных состояниях воды;

-развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно- следственные связи, развивать творческое воображение, мышление, умение детей анализировать, делать выводы;

- активизировать словарь детей: хрупкий, пушистый, белоснежный, мохнатый, скрипучий, прозрачный, хрустальный, серебристый, искрящийся; обогатить словарь детей за счет слов и словосочетаний: наст, плотность снега, толщина.

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, умение работать в команде

Опыты: «Что быстрее растает снег или лед?», «Освобождение бусинок из ледяного плена», «В какой кружке лед растает быстрее?», «Замерзшая вода двигает камни», «Иней»

Наблюдения: «Снежный покров», «Сосульки», «Зимние осадки» «Морозные узоры»

 

Беседы: «Где рождается снег», «Как образуется иней», «Что такое ледоход»

 

Рассматривание картины: И. Бродская» Лес зимой в снегу», И.Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь», Г. Нисский «Подмосковный февраль»

 

Чтение литературы: В. Фетисов «Речка зимой», В. Берестов «Гололедица», И. Суриков «Зима», С. Маршак «Январь», А. Блок «Снег да снег», Н. Носов «На горке», В. Бианки «Февраль», М. Роднина «Снежинки», Н. Садовский «Снегопад»

 

 

 

 

 

Март. Свет,цвет

Задачи:

-формировать представления детей о свете и его источниках, подвести к пониманию того, как образуется радуга, расширять представления о цветообразовании.

-развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно- следственные связи, развивать творческое воображение, мышление, умение детей анализировать, делать выводы;

- активизировать словарь детей: радужный, светлый, тусклый, отражение; обогатить словарь детей за счет слов: спектр, телескоп. микроскоп, перископ

 

- воспитывать любознательность, эстетический вкус

 

 

Опыты: «Радуга На ярком фоне», «Мяч светит отраженным светом», «Перевернутые буквы», «Секретное письмо», «Радужная пленка», «Солнечные часы», «Цветной волчок»

 

Наблюдения: «В тени дерева», «Продолжительность дня», «Моя тень»

 

Дидактические игры: «Цветные сигналы», «Поиск»

 

Теневой театр: «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка»

 

Беседы: «Как мы видим себя в зеркале», «Почему появляется радуга?»

 

Рассматривание картины: И. К. Айвазовский «Лунная ночь», «К.Ф. Юон «Зимнее солнце», И.Э. Грабарь «Мартовский снег»

 

Чтение литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик». В. Донникова  «Солнечный денек»

 

 

 

Апрель.Вода.

Задачи:

- формировать представления детей о круговороте воды в природе, понятие об упругости, давлении, выталкивающей силе воды

- развивать познавательную активность, мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи на основе экспериментов с водой.

- активизировать словарь детей: прозрачная, бесцветная, безвкусная, жидкая, течет; обогащать словарь етей за счет слов и словосочетаний: водоворот, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства

- воспитывать познавательный интерес, любознательность, аккуратность

 

Опыты: «Пар - это тоже вода», «Водные растворы», «Цветок распустился», «Испытание на плотность», «Почему идет дождь», «Утонет ли яйцо?»

Наблюдения: «Какой дождь спрятался в облаках?», «Роса», «Куда исчезла вода из лужи?», «Весенний дождь»

Беседы: «Кто живет в воде?», «Путешествие капельки»

Дидактическая игра: «Мыльные пузыри»

Чтение литературы: М.Пришвин «Светлая капель», А.Клыков «Под водой», Э. Мошковская «Речка», Н.А.Рыжова «Жила- была река», А. Толстой «Весенние ручьи», К. Бальмонт «Росинка»

Слушание: «Звуки природы», песня А.Лядов , «Дождик-дождик»; Свиридов «Дождик»

 

 

Май. Почва.

Задачи:

-формировать представления детей о почве, ее разнообразии и составе

-развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе экспериментов с почвой, развивать интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач

-активизировать словарь детей: песочные часы, рыхлость, сыпучесть, твердость, шершавость; обогащать словарь детей за счет слов: песчаная почва, вязкость, пластичность, плотность

- воспитывать познавательный интерес.

 

Опыты: «Песок и глина отличаются», «Песок – это природный фильтр», «Сделаем цемент», «Какими бывают камешки?», «Камни рисуют», «Мокрые камни меняют цвет»»

Наблюдения: «Где чаще появляются лужи- на глинистой почве или на песчаной?»

Беседы:  «Для чего нужны глина и песок?»

Дидактическая игра: «Камень, ножницы, бумага»

Чтение литературы: Г.Люшнин «Песчаный дом», Л. Квитко, «На песке», Н.Дилекторская «Песочная страна», Г.Ладонщиков «Золотая гора», С.Михалков «Три поросенка», И.Рыжова «О чем шептались камешки?»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

воспитательно – образовательной работы по теме

«Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Подготовительная группа.

Сентябрь. Вода.

Задачи:

- формировать представления детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое, расширять представления детей о значении воды для природы и человека;

- активизировать словарь детей за счет слов: бесцветная, безвкусная, прозрачная; обогатить словарь детей за счет слов: наводнение, засуха, очистка воды, объем, вызвать интерес детей к самостоятельному экспериментированию с водой

- воспитывать аккуратность при работе с водой

Опыты: «Первые заморозки», «Фильтрование воды», «Где вода быстрее замерзает?», «Куда исчезла вода?» «Какая лужа высохнет быстрее?», «Помощница вода»

Наблюдения

- за облаками- «Скоро будет дождь, «Когда из чашки идет пар, а когда его нет?»

 Беседа на тему: «Грязная вода», «Зачем человеку вода?», «Кто живет в воде?»

Подвижные игры»: «Мы чайки», «Превращение в лебедей», «Мы лягушки», «Мы раки»

Чтение художественной литературы: А. Клыков «В воде осенью», О.Григорьев, «Какой дождь», Б. Заходер «Течет река»

Заучивание стихов: Б. Заходер «Дождик», Г. Люшкинг «Капелька»

Слушание звуков природы – «Морской прибор», «Ливень», «Дождик», «Водопад»

Рассматривание картин «И. К. Айвазовский «Волна»

Рисование «Осенний дождик»

Октябрь. «Воздух»

Задачи:

- продолжать формировать представления детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, упругий, имеет давление, обладает силой, уточнить, что воздух это газ., продолжать формировать представления детей о необходимости воздуха для человека

-развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе экспериментов с воздухом

- активизировать словарь детей: легкий, прозрачный, невидимый, упругий, холодный, горячий. Обогащать словарь етей за счет слов: сжатый, расширенный, давление, атмосфера, кислород, дирижабль, лайнер, легкие;

- воспитывать познавательный интерес.

Опыты: «Прыгающая монетка», «Воздуху жарко», «Мятый шарик», «Тяжелая газета», «Живая змейка», «Пламя загрязняет воздух»

Наблюдения:

- за состоянием погоды и температурой воздуха

- наблюдение и установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха

-за тем, как дождь переходит в мокрый снег и связать это с изменением температуры воздуха

Беседы: «Как работает термометр», «Легкие – орган дыхания человека»

Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Песенка ветра», «Подуй на снежинку»

Чтение литературы: Т. Нуждина «Гроза», «Молния – шар»

Рассматривание картин: И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Зима»

Ноябрь. Звук

Задачи:

-формировать представления детей о звуке, об источниках и способах его распространения; познакомить со свойством и характером звука: громкость, длительность, тембр;

-развивать мышление, умение детей анализировать, делать выводы;

- активизировать словарь детей: громкий, слабый, высокий, низкий, тихий, грубый, тонкий, звук, эхо, шум; обогатить словарь за счет слов: длительность, тембр, колебание, вибрация;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, в частности к сохранению тишины.

ОпытыЗвук можно увидеть», «Телефон», «Поющие фужеры», «Как сделать звук громче», «Услышим звук», «Где живет звук»

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Узнай звук», «Кто что слышит?», «Шумящие

коробочки», «Слушай хлопок»,» Что не так»

Беседа: «Как устроено ухо человека»

Слушание аудиозаписи «Звуки природы», «Ветер», « Сборник классической музыки»

Рассматривание картины: Соколов «На луне»

Чтение литературы: «Про нос и язык», Соколов – Микитов «Звуки весны», «Дождик в лесу», В Зотов «Колокольчик», М. Горький «В лесу», «Дождик в лесу», В. Зотов «Колокольчик» ,М. Пришвин «Лесной ручеек», Г. Скребицкий «Лесной голосок», Е. Благинина «Посидим в тишине».

Декабрь. «Магнит»

Задачи:

-формировать представление детей о магните и его свойствах, познакомить детей с магнитным полем

-развивать воображение, образное мышление детей, побудить детей к самостоятельной деятельности

-активизировать словарь по теме: магнит, магнетизм, намагничивание, притягивание, компас, магнитное поле

-воспитывать познавательный интерес и активность ребенка, доброжелательные отношение друг к другу, умение работать в коллективе

Опыты: «Притягивается -не притягивается», «Магнитные силы», «Два магнита», «Необычные рисунки», «Плавающие утки»,» Притягиваются или отталкиваются»

Беседы: «Компас -прибор для измерения сторон горизонта», «Четыре стороны света», «Земля- магнит»

Логическая задача: «Как поднять бумагу»

Дидактическая игра: «Магнитная регата»

Театрализованное представление на магнитах: «Теремок», «Репка»

Январь. Февраль. Снег, лед.

Задачи:

-формировать представления детей о свойствах и качестве снега и льда: хрупкий, твердый, талый, продолжать формировать представления детей о разных агрегатных состояниях воды;

-развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно- следственные связи, развивать творческое воображение, мышление, умение детей анализировать, делать выводы;

- активизировать словарь детей: хрупкий, пушистый, белоснежный, мохнатый, скрипучий, прозрачный, хрустальный, серебристый, искрящийся; обогатить словарь детей за счет слов и словосочетаний: наст, плотность снега, толщина.

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, умение работать в команде

Опыты: «Что быстрее растает снег или лед?», «Освобождение бусинок из ледяного плена», «В какой кружке лед растает быстрее?», «Замерзшая вода двигает камни», «Иней»

Наблюдения: «Снежный покров», «Сосульки», «Зимние осадки» «Морозные узоры»

Беседы: «Где рождается снег», «Как образуется иней», «Что такое ледоход»

Рассматривание картины: И. Бродская» Лес зимой в снегу», И.Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь», Г. Нисский «Подмосковный февраль»

Чтение литературы: В. Фетисов «Речка зимой», В. Берестов «Гололедица», И. Суриков «Зима», С. Маршак «Январь», А. Блок «Снег да снег», Н. Носов «На горке», В. Бианки «Февраль», М. Роднина «Снежинки», Н. Садовский «Снегопад»

Март. Свет,цвет

Задачи:

-формировать представления детей о свете и его источниках, подвести к пониманию того, как образуется радуга, расширять представления о цветообразовании.

-развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно- следственные связи, развивать творческое воображение, мышление, умение детей анализировать, делать выводы;

- активизировать словарь детей: радужный, светлый, тусклый, отражение; обогатить словарь детей за счет слов: спектр, телескоп. микроскоп, перископ

- воспитывать любознательность, эстетический вкус

Опыты: «Радуга На ярком фоне», «Мяч светит отраженным светом», «Перевернутые буквы», «Секретное письмо», «Радужная пленка», «Солнечные часы», «Цветной волчок»

Наблюдения: «В тени дерева», «Продолжительность дня», «Моя тень»

Дидактические игры: «Цветные сигналы», «Поиск»

Теневой театр: «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка»

Беседы: «Как мы видим себя в зеркале», «Почему появляется радуга?»

Рассматривание картины: И. К. Айвазовский «Лунная ночь», «К.Ф. Юон «Зимнее солнце», И.Э. Грабарь «Мартовский снег»

Чтение литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик». В. Донникова  «Солнечный денек»

Апрель.Вода.

Задачи:

- формировать представления детей о круговороте воды в природе, понятие об упругости, давлении, выталкивающей силе воды

- развивать познавательную активность, мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи на основе экспериментов с водой.

- активизировать словарь детей: прозрачная, бесцветная, безвкусная, жидкая, течет; обогащать словарь етей за счет слов и словосочетаний: водоворот, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства

- воспитывать познавательный интерес, любознательность, аккуратность

Опыты: «Пар - это тоже вода», «Водные растворы», «Цветок распустился», «Испытание на плотность», «Почему идет дождь», «Утонет ли яйцо?»

Наблюдения: «Какой дождь спрятался в облаках?», «Роса», «Куда исчезла вода из лужи?», «Весенний дождь»

Беседы: «Кто живет в воде?», «Путешествие капельки»

Дидактическая игра: «Мыльные пузыри»

Чтение литературы: М.Пришвин «Светлая капель», А.Клыков «Под водой», Э. Мошковская «Речка», Н.А.Рыжова «Жила- была река», А. Толстой «Весенние ручьи», К. Бальмонт «Росинка»

Слушание: «Звуки природы», песня А.Лядов , «Дождик-дождик»; Свиридов «Дождик»

Май. Почва.

Задачи:

-формировать представления детей о почве, ее разнообразии и составе

-развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе экспериментов с почвой, развивать интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач

-активизировать словарь детей: песочные часы, рыхлость, сыпучесть, твердость, шершавость; обогащать словарь детей за счет слов: песчаная почва, вязкость, пластичность, плотность

- воспитывать познавательный интерес.

Опыты: «Песок и глина отличаются», «Песок – это природный фильтр», «Сделаем цемент», «Какими бывают камешки?», «Камни рисуют», «Мокрые камни меняют цвет»»

Наблюдения: «Где чаще появляются лужи- на глинистой почве или на песчаной?»

Беседы:  «Для чего нужны глина и песок?»

Дидактическая игра: «Камень, ножницы, бумага»

Чтение литературы: Г.Люшнин «Песчаный дом», Л. Квитко, «На песке», Н.Дилекторская «Песочная страна», Г.Ладонщиков «Золотая гора», С.Михалков «Три поросенка», И.Рыжова «О чем шептались камешки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Предлагаю вашему вниманию обобщенный материал экспериментальной деятельности с детьми....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности на год в подготовительной к школе группе с целями и описанием опытов....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование опытно-эксперементальной деятельности в подготовительной к школе группе...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Представлено перспективное планирование   опытно – экспериментальной деятельности  по месяцам....

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе...