Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Представлено перспективное планирование   опытно – экспериментальной деятельности  по месяцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp.docx112.1 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

 опытно – экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

Месяц

Название опыта

Цель опыта.

Материал для проведения опыта

Проведение опыта

Сентябрь

Опыт № 1.

«Эффект радуги»

Показать расщепление видимого солнечного света на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги

Реквизит

- миска с водой
- зеркало

-лист картона

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга»

Опыт № 2.

«Исчезающая монетка»

Вода и свет производят загадочный эффект

Реквизит

- стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
- водопроводная вода
- монетка
- помощник

1. Налей в банку воды и закрой крышку.
2. Дай своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
3. Пусть он положит монету на стол. Спроси у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".)
4. Поставь на монетку банку с водой.
5. Скажи волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету".
6. Пусть твой помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Советы ученому

волшебнику:

Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как твой помощник не сможет увидеть монетку, ты можешь заставить ее появиться вновь. Скажи другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь убери банку, и монета снова окажется на месте.

Результат:

Когда ты ставишь на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Твой помощник ее не увидит.

фокусы с жидкостями

Объяснение:

Этот фокус удается благодаря отражению света от стенки банки. Отражение - это отбрасывание света от поверхности обратно.

Опыт № 3.

Дождевые черви почвостроители.

Показать, что дождевые черви питаются растительными остатками и перемешивают землю.

На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.

Опыт № 4.

«Башня плотности»

В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.

Реквизит:

- высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
- 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
- пищевой краситель любого цвета
- 1/4 стакана водопроводной воды
- 1/4 стакана растительного масла
- 1/4стакана медицинского спирта
- разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

1. Аккуратно налей в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
2. Раствори в воде несколько капель пищевого красителя. Налей воду в сосуд до половины. Обрати внимание: добавляя каждую жидкость, лей очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
3. Медленно влей в сосуд такое же количество растительного масла.
4. Долей сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

1. Объяви зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Тебе могут сказать, что это легко. Тогда объясни им, что сделаешь так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
2. По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы.
3. Пусть зрители сами увидят, что получилось.

Результат:

Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.

фокусы с жидкостями

  Объяснение:

Этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей.

Когда ты опускаешь предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Опыт № 5.

"Подводная лодка №1.

«Подводная лодка из винограда»

Реквизит

- стакан с газированной водой
- виноградинка

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Эксперименты для детей дома

   

Опыт № 6.

«Подводная лодка №2 .Подводная лодка из яйца»

Показать солёная вода тяжелея, чем чистая.

Реквизит

- 3 банки с водой

-  яйцо

- соль

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно

Октябрь

Опыт № 7 

«Чудесные спички»

Показать, что волокна дерева впитывают влагу

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперименты для детей дома

Опыт № 8

«Загадка»

Реквизит

- песок

- масло для жарки

- миска

-полиэтиленовый пакет

- вода

- мензурка

- пипетка

- пищевой краситель

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.23

Опыт № 9

«Понятие об электрических зарядах»

Показать, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Реквизит

- воздушные шары

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Опыт №10

«Танцующая фольга»

Показать,  как притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Реквизит

- фольга

- расчёска

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Опыт №11

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

Реквизит

- воздушные шары

- скотч

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Опыт №12

«Воздушный шарик»

Узнайте, как можно надуть шарик с помощью химических реакций

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.9

Опыт №13

«Секретное письмо»

Реквизит

- белый лист бумаги

- молоко,

- лимонный сок или столовый уксус

- свеча

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Эксперименты для детей дома

Опыт №14.

«Лавовая лампа»

Реквизит

- Соль

- вода

- стакан растительного масла

-  несколько пищевых красителей

- большой прозрачный стакан или стеклянная банка

Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным

Ноябрь

Опыт №15

«Красочная лампа»

Реквизит

- вода

- стакан растительного масла

- пищевой краситель

 - пластиковая или стеклянная бутылка таблетка шипучего аспирина

Опыт вызывает восторг не только у детей 6 лет, но и у младших школьников, и у подростков. В стеклянную или пластиковую бутылку заливается в равных частях вода и подсолнечное масло, засыпается краситель. Запускает процесс опущенная в воду таблетка шипучего аспирина. Эффект усилится, если проводить этот опыт в темной комнате, обеспечивая подсветку с помощью фонарика

Опыт №16, 17

«Мыло».

«Выдуваем пузыри»

Реквизит см. на стр.3

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.3

Опыт №18

Попробуем по-другому

Реквизит см. на стр.4

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.4

Опыт №19

«Дождевое облако в банке»

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь. Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Реквизит

- пена для бритья

- банка

- вода

- пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Опыт №20

«Медуза в банке»

Реквизит

-небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

- прозрачная пластиковая бутылка

- нитка

- пищевой краситель

- ножницы.

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

Опыт №21

«Волчок, в котором сливаются цвета»

Реквизит

-распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

- резинка или толстая нить

- картон

- клей-карандаш

- ножницы

- шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1.Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

Декабрь

Опыт №22

«Извержение вулкана»

Реквизит см. на стр.11

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.11

Опыт №23

«Электрические угри из жевательных червяков»

Реквизит

- 2 стакана

- небольшая емкость

- вилка

- 4-6 жевательных червяков

- 3 столовые ложки пищевой соды

- 1/2 ложки уксуса

- 1 чашка воды

- ножницы

1. Ножницами (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков

Опыт №24

«Вулкан»

Реквизит

- поднос

- песок

- пластиковая бутылочка

- пищевой краситель

 - сода

- уксус

Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Опыт №25

«Лимонный вулкан»

Реквизит

- 2 лимона (на 1 вулкан)

- пищевая сода

- пищевые красители или акварельные краски

- средство для мытья посуды

- чашка

- деревянная палочка или ложечка (при желании)

- поднос.

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сд3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок

Опыт №26

«Радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности»

Реквизит

- миска с водой

- прозрачный лак для ногтей

- маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

Опыт №27

«Салют в банке»

Реквизит

- банка

- миска

- теплая вода

- подсолнечное масло

- 4 пищевых красителя

- вилка.

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый

 3. Вилкой размешайте красители и масло.

Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

Январь

Опыт №28

«Выращиваем кристаллы»

Реквизит

- соль

- вода

-проволока

Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Опыт №29

«Цветное молоко»

Реквизит

-Цельное молоко

-пищевые красители

 -жидкое моющее средство

-ватные палочки,

 -тарелка.

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Опыт №30

«Несгораемая купюра»

Реквизит

-Десятирублевая купюра

-щипцы

-свеча

-соль,

-50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).

В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.

Объяснение: В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.

Опыт №31

«Неугомонные зернышки»

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зернышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделай этот опыт, и ты узнаешь по крайней мере один способ.

Реквизит:

- охлажденная банка с пивом
- стакан
- 6 зернышек риса

1. Разложи нужные предметы на столе.
2. Открой жестянку и вылей пиво в стакан.

Начинаем научное волшебство:

1. Объяви зрителям: "У меня есть несколько зернышек риса, которые никак не желают ложиться спать. Они все время в движении, и не могут остановиться".
2. Высыпь зернышки в стакан с пивом.
3. Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Примечание: вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти. Результат:

Через некоторое время зернышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.

Объяснение:

Это происходит из-за того, что в банке с пивом содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворен в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и вылив пиво в стакан, ты освобождаешь этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Когда ты высыпаешь в стакан зернышки риса, пузырьки газа "прилипают" к ним с поверхности. Плотность объединившихся с пузырьками зернышек становится ниже, чем у пива. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зернышек опять становится выше, чем плотность пива. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять "прилипают" к поверхности зерен, и все повторяется сначала. Так происходит до тех пор, пока из пива не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зернышки спокойно опускаются на дно.

Опыт №32, 33

«Готовим кристальные чернила»

«Невидимые  чернила»

Реквизит см. на стр.17

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.17

Февраль

Опыт №34

«Еще один секрет»

Реквизит см. на стр.18

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.18

Опыт №35

«Зубная паста для слона»

Реквизит 

-пластиковая бутылка

-поднос или стеклянная форма для запекания

-сухие дрожжи

-перекись водорода (6%)

-пищевой краситель

-средство для мытья посуды

-вода

Предложите ребенку создать объемную зубную пасту для слона! Для этого в пустую пластиковую бутылку залейте 150 мл. перекиси, добавьте средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешайте чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешивайте смесь до однородной консистенции, затем влейте в бутылку. Из нее тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.

Обязательно ставьте бутылку на поднос или в глубокую посуду, чтобы «зубная паста» не оказалась по всей квартире!

Опыт №36

«Папье – маше»

Реквизит см. на стр.33

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.33

Опыт №37

«Замораживаем»

Реквизит см. на стр.35

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.35

Опыт №38

«Формирование сосулек»

Детям сложно объяснить формирование сосулек на крышах зданий. Наблюдать зимой за этим действием проблематично с точки зрения температуры и безопасности, поэтому проведите эксперимент в помещении.

Реквизит

-2 бутылки

-шерстяная нить

-пищевая сода

Возьмите две одинаковых бутылки и заполните их до краев водой, после этого окуните шерстяную нить в каждую бутылку, этим связав два сосуда. Насыпьте в каждую бутыль пищевую соду. Сода, выталкивая жидкость, наружу заставит ее тонкой струйкой течь по нитке. Оставьте конструкцию на пару дней и скоро сможете увидеть на нитке кристаллы соды отдаленно похожие на лед

Опыт №39, 40

«Готовим желатин. Желатин»

Реквизит см. на стр.31-32

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.31-32

Опыт №41

«Многослойная жидкость»

Реквизит

-фруктовый сок

-растительное масло

-спирт

-высокая стеклянная ваза

 

Налейте на дно вазы сок, затем постепенно влейте растительное масло, по стенке вазы. Добавьте в спирт краску или пищевой краситель любого цвета, чтобы было интересней, и налейте его поверх масла в вазу. Вы увидите, что жидкости не смешались и можно наблюдать красивую трехслойную палитру!

Март

Опыт №42

«Рыбалка»

Реквизит

-вода

-кубики льда

-ворсистая нить


Чтобы провести такой эксперимент, наберите в любую глубокую емкость воду, бросьте в нее заранее подготовленные кубики льда. Поверх емкости положите нитку так, чтобы она прикасалась хотя бы к одной льдинке. Затем насыпьте на лед немного соли и подождите 5 минут. Теперь, потянув нитку за другой край, можно вытащить лед из воды!

Секрет такого опыта очень прост: от соли поверхность льдинки немного тает, а вода, которая образовалась, вскоре примораживает веревку к кубику.

Опыт №43

«Самонадувающийся шарик»

Реквизит

-воздушные шарики

-пластиковая бутылка

-бытовая воронка

 -уксус

-пищевая сода

Чтобы показать ребенку этот забавный эксперимент, заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимите его с бутылки, завяжите и потрите о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и будет держаться там несколько часов!

Опыт №44

«Хлопья, которые мы едим на завтрак, содержат железо»

Реквизит см. на стр.27

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.27

Опыт №45

Повторить все знакомые опыты с магнитом

Закрепить все свойства магнита

Опыт №46

«Делаем вулкан и кратер»

Реквизит см. на стр.12

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.12

Опыт №47

«Лава»

Реквизит см. на стр.55

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.55

Опыт №48

«Нет запаха»

Реквизит

-кукурузные палочки

-банка с крышкой

-духи

Кукурузными палочками не только можно перекусить, но и использовать их в эксперименте. Возьмите банку, на дно которой капните немного духов. После чего положите кукурузные палочки сверху и закройте крышку. Через 10 минут откройте банку и покажите детям, что запах исчез. Это связано с тем, что палочки имеют пористую структуру, которая словно губка, впитала запах. После эксперимента выбросите их и объясните детям, почему их нельзя есть в таком виде. 

Апрель

Опыт №49, 50

«Гель. Крахмальный пришелец»

Реквизит см. на стр.35

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.35

Опыт №51

«Огнетушитель»

Реквизит см. на стр.56

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр56

Опыт №52

«Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды»

Реквизит

-миска с водой

-газета

-свеча

-банка

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Опыт №53

«Как нарисовать пузырь»

Реквизит см. на стр.53

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр53

Опыт №54

«Отделяем соль»

Реквизит см. на стр.57

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр57

Опыт №55

«Выдуваем пузырь в пузыре»

Реквизит см. на стр.51

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр51

Опыт №56

«Звон монеты»

Реквизит см. на стр.48

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр48

Май

Опыт №57

«Дождь в кувшине»

Реквизит

-стеклянный кувшин/банка

-вода

-пена для бритья

-пипетка

-жидкий пищевой краситель (можно заменить гуашью, разбавленной в воде)

Для этого очень красивого эксперимента налейте в кувшин воду, а сверху нанесите большой слой пены для бритья. Набирайте в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капайте сверху на пену. Наблюдайте: из белых «тучек» скоро пойдет дождь!

Опыт №58

«Готовим духи (цветочные, цитрусовые)»

Реквизит см. на стр.36-37

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр36-37

Опыт №59

«Делаем облако»

Реквизит см. на стр.51

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр51

Опыт №60

«Капля воды»

Реквизит см. на стр.59

Проведение опыта см. в книге «Юный химик» стр.59

Опыты с увеличительными стеклами (лупой)

Реквизит

-банка

-пищевая пленка

-вода

-веревка или резинка

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности (подготовительная группа)

В перспективном плане отражена исследовательская деятельность во всех видах детской деятельности...

примерное перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во2мл группе

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечаю...

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Предлагаю вашему вниманию обобщенный материал экспериментальной деятельности с детьми....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности на год в подготовительной к школе группе с целями и описанием опытов....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование опытно-эксперементальной деятельности в подготовительной к школе группе...

перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности средняя группа

я предлагаю перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для разного возраста в соответствии с темами календарного планирования....

планирование опытно-экспериментальной деятельности подготовительная группа

планирование опытно-экспериментальной деятельности...