Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности (подготовительная группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Банцова Екатерина Вячеславовна

 В перспективном плане отражена исследовательская деятельность во всех видах детской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p.opytov.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

месяц

непосредственно образовательная деятельность

эксперименты в режимных моментах

эксперименты на прогулках

самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность

Сентябрь

«Состояния веществ»

Цель: познакомить с необычными свойствами неньютоновской жидкости (крахмал смешивается с водой в пропорции 2:1)

1.«Росток»

Цель:        Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе – понять  их значение для всего живого.

2.«Песок»

Цель:        Рассмотреть форму песчинок.

3.«Песчаный конус»

Цель: Установить свойства песка.

4.«Рассеянный песок»

Цель:        Установить свойство рассеянного песка.

1.Состояние почвы в зависимости от температуры

Цель: Показать как изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

2.В почве есть  воздух

Цель: дать знания, что воздух есть даже в почве

3.Вытаптывание почвы

Цель: показать детям изменение состояния почвы из-за вытаптывания.

4.»Волшебное сито»

Цель: дать знания из-чего состоит песок, почва и т.д.

1. «Частичка»

Цель: сравнить частички песка и глины, определить отличия.

2. «Барханы»

Цель: доказать, почему на барханах мало растений.

3. « Вода, глина и песок»

Цель: доказать, что вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает.

4. « Как песок и глина сохраняет форму»

Цель: доказать, что высыхая песок рассыпчатый, а глина – нет.

Октябрь

«Это умный уголёк»

Цель: формировать знания детей о  свойствах активированного угля.

1.«Своды и тоннели»

Цель:        Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

2. «Мокрый песок»

Цель:        Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

3. «Свойства  воды»

Цель:        Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

4. «Вкус воды»

Цель:        Выяснить имеет ли вкус вода.

1.« Лёгкий –тяжёлый»

Цель: формировать умение сравнивать предметы по массе.

2. «Свет и тень»

Цель: познакомит детей с причинами появления тени.

3. «Перемещение тени»

Цель: формировать знания детей о том ,как  и из- за чего перемещается  тень.

4. «Разноцветные листья»

Цель: изготовление гербария

 

1. «Что такое упругость?»

Цель: выяснить, что такое упругость с помощью резинового и пластилинового мячика.

2. Почему все звучит?

Цель: подвести детей к пониманию причин возникнове-ния звука: колебание предмета.

3.Подушка из пены

Цель: развить у детей представление о плавучести пред¬метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

4.Каждому камешку свой домик

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые)

Ноябрь

«Выращивание кристаллов»

Цель: Формировать знания детей и разных видах кристаллов, и разных методах их выращивания.

1.«Запах воды.

Цель:        Выяснить имеет ли запах вода.

2. « Цвет воды»

Цель:        Выяснить имеет ли цвет вода.

3. «Живая вода»

Цель:        Познакомить детей с животворным свойством воды.

4. «Испарение»

Цель:        Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

1.»Замёршая вода»

Цель: закрепить  знания об агрегатных состояниях воды

2.»Льдинки на верёвочках»

Цель: показать детям, как можно сделать цветные льдинки на верёвочках.

3. «Откуда берётся иней?»

Познакомить детей с процессом образования инея.

4. «Ледяной  секретик»

Цель: расширять знания детей о свойствах льда.

1. «Научи яйцо плавать»

Цель: доказать, что сырое яйцо не тонет в солёной воде.

2. «Подводная лодка из винограда»

Цель: доказать, что пузырьки воздуха в воде могут поднимать ягоду винограда.

3.Вода принимает форму

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в ко-торый она налита.

4.Рисуем магнитами

Цель: с помощью магнитной силы рисовать красками

Декабрь

«Как достать монету из воды не замочив рук?»

Цель: дать знания детям о том, как с помощью разности атмосферного давления внутри банки, туда втягивается вода, а магнит остаётся на тарелке.

1.«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

2. «Свойства воздуха»

Цель:        Познакомить детей со свойствами воздуха

3. «Воздух сжимается»

Цель:        Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

4. «Воздух расширяется»

Цель:         Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

1.»Замерзание жидкостей»

Цель: формировать знания об особенностях замерзания  разных жидкостей.

2. «Прозрачность льда»

Цель: формировать понимание того, почему видны предметы через лёд.

3 «Ледяной дом»

Цель: показать ,как с помощью снега и воды строят дома.

4.»Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Цель: дать знания, что одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

1. «Буря в стакане»

Цель: с помощью трубочки, увидеть , что мы выдыхаем воздух.

2. «Вытеснение воздуха водой»

Цель: доказать, что воздух прозрачный и невидимый.

3. «Пустой стакан»

Цель: доказать, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

4.Разноцветные шарики

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Январь

«Путешествие на остров»

Цель:  уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)

1. «Вода при замерзании расширяется»

Цель:        Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

2. «Жизненный цикл мушек»

Цель:        Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

3. «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель:        Установить, почему звезды движутся по кругу.

4. «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель:        Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

1. «Где лучики?»

Цель: дать знания детям о том, что происходит со снежинками при сильном ветре.

2. «Почему снег мягкий»

Цель: дать знания, почему снег легче песка.

3.»Почему снег греет?»

Цель: дать знания детям о данном качестве снега.

4. «Движение. Скорость.»

Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления.

1.Все увидим, все узнаем

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

2.Звенящая вода

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3.Что растворяется в воде?

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4.Волшебное сито

Цель: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

Февраль

«Как происходит извержение вулкана?»

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. 

1. «Как работает термометр»

Цель:        Посмотреть, как работает термометр.

2. «Может ли растение дышать?»

Цель:        Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

3. «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель:        Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

4. «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель:        Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

1. «Чьи следы»

Цель: учить определять принадлежность следов

2. «Соль и снег»

Цель: показать ,как влияет соль на снег

3. «Кора деревьев»

Цель: рассмотреть кору у разных деревьев, познакомить с её функцией

1.Отпечатки пальцев

Цель: учить детей самостоятельно наводить раствор для отпечатков

2.Химичим с желатином

Цель: определить свойства желатина

3. Секретное письмо

Цель: доказать, что надписи молоком можно читать

4.Два апельсина

Цель: доказать, что апельсин в кожуре не тонет, а без идёт ко дну.

Март

«Жизнь растений»

Цель:дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле. 

1. «Что выделяет растение?»

Цель:        Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

2. «Во всех ли листьях есть питание?»

Цель:        Установить наличие в листьях питания для растений.

3. «На свету и в темноте»

Цель:        Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

4. «Кому лучше?»

Цель:        Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

1. «Сколько весит воздух?»

Цель: формировать умение доказывать предположение  через опыт

2. «Круговорот  воды».

Цель: Познакомиться с круговоротом воды в природе.

3«Как человек научился летать»

Цель: объяснить детям, почему летит бумажный самолёт

4.Каменный уголь

Цель: познакомить детей со свойствами и добычей каменного угля

1.Солнечные зайчики

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

2.Что отражается в зеркале?

Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

3.Танцующая фольга

Цель: доказать, что притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

4.Разнообразие текстиля

Цель: закрепить виды ткани, развивать тактильное восприятие

Апрель

«Кладовая природы»

Цель: дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.

1. «Где лучше расти?»

Цель:        Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

2. «Лабиринт»

Цель:        Установить, как растение ищет свет.

3. «Как образуется тень»

Цель:        Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

4. «Что нужно для питания растения?»

Цель:        Установить, как растение ищет свет.

1. «Как устроены перья у птиц»

Цель:        Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

2. «Чудесный мешочек».

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

3. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4.«Опыты с пресной и соленой водой»

Цель:подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

 свойства пресной воды и соленой.

1. «Вода поднимается по салфетке»

Цель: рассмотреть ,как вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..

2. «Радуга из воды».

Цель: доказать, что проникая через воду свет рассеиваются в радугу

3. «Рисует солнце»

Цель: доказать, что лучи солнца выцвечивают краски

4.Зыбучие пески

Цель: сравнить плотность массы(кукурузный крахмал + вода)при разной скорости движения

Май

«Испытание магнита»

Цель:систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

1. «Как обнаружить воздух»

Цель:        Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

2. «Для чего корешки?»

Цель:        Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

3. «Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель:        Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

4. «Как влияет солнце на растение»

Цель:        Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

1. «Летающие семена»

Цель: дать знания о том, что растения имеют различные по форме, размерам и приспособления для полёта семена.

2. «Мой весёлый, звонкий мяч»

Цель: дать знания, что чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет

3.Водяная мельница

Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

1.»Экочеловечек»

Цель: проращивание семян через материал

2. «Цветные кристаллы»

Цель: закрепить знания об образовании кристаллов

3.Можно ли менять форму камня и глины

Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).3

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  

ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

(ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРВЛЕННОСТИ)

СОСТАВИЛИ: Банцова Е.В., Брюханова Н.Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. подготовительная группа.

Перспективный план разработан для детей подготовительной группы по блокам....

Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во 2-й младшей группе.

Данная разработка предназначена для воспитателей детского сада, представляет собой планирование опытно – экспериментальной деятельности  во 2-й младшей группе....

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе(5-7л)

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности  будет полезен воспитателям  старших групп.В плане указны цели, материалы необходимые для проведения опытов и ход....

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе 2018-2019 гг...

Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во 2-й младшей группе

цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. ...